Вопрос 13.Сущность и объекты региональных программ развития туризма.

туризм — временные выезды путешествия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства далее — лица с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране месте временного пребывания

Программа-совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.
Регион- а сложный террит.-эконом. комплекс, б единица административного деления страны или группы стран, представляющих собой определенный эконом.-географ. либо однотипный по общественному устройству район мира.

Региональнаяя целевая программа представляет собой взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс соц.-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области регионального развития.

При разработке программы должны учитываться следующие аспекты: структурный — утверждение состава и структуры исполнителей, определение функций, прав и ответственностей заказчика и исполнителя, принципов взаимоотношений между ними; процедурный — определение порядка и сроков выполнения работ по программе. Для выявления и структуризации ведущих проблем необходимо проводить предпроектный анализ, на основе кот. затем разрабатывается целевой блок с системой целей, определяется стратегия развития малого бизнеса региона
Программу можно рассматривать как:
1.Документ, отражающий сов-ть мероприятий, напрвленных на реализацию одной или нескольких соц.-экон. целей.
2. способ достижения поставленной цели, основанной на построении новой системы из действующих систем или их частей.
3.комплекс мероприятий, обеспечивающих целенаправленное развитие хозяйственной системы, сущ-ное изменение территориальной стр-ры народного хозяйства.
Региональные программы формируются и реализуются территориальными органами власти.
Сущность: С помощью региональных программ, частично субсидируемых государством, обеспечивается широкое и представительное вовлечение региональных органов самоуправления в деятельность федеральных структур законодательной и исполнительной власти при соблюдении балансов интереса государства и регионов, включая города.

Система управления региональными программами включает в себя общегосударственный, межрегиональный, региональный и городской уровни. Участие в управлении региональными программами на общегосударственном уровне управления в значительной мере осуществляется путем распределения финансовых средств, определения механизма, способов и условий их представления через фед. бюджет. Управление программами реализуется с помощью адм.-правовых и экономических рычагов. Все уровни управления регион. Программами д. функционировать во взаимодействии и координировать процессы формирования и осуществления отдельнх видов программ. Следовательно, важная особенность программно-целевого метода управления состоит в системном подходе к обоснованию эффективности программ.
Объекты: — создание новых, развитие и поддержка существующих предприятий, объектов произв. и соц. инфраструктуры, позволяющих реализовывать конкур. преимущества регионов;

Особым объектом регионального программирования явл. город, кот. представляет собой особую разновидность микрорегиона

Региональная программа краевая программа. Краевая целевая программа — комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение приоритетных стратегических задач социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического развития края, а также развития внешнеэкономической деятельности.

Вопрос 14. Эффект финансового рычага. Значение и метод расчета.
Финансовый рычаг характеризует соотношение всех активов с собственным капиталом, а эффект финансового рычага исчисляется соответственно его умножением на показатель экономической рентабельности, т.е. характеризует рентабельность собственного капитала отношение прибыли к собственному капиталу.
Эффект финансового рычага — это приращение к рентабельности собственных средств, путем использования заемного капитала кредита, несмотря на платность последнего. Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности.

Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием.
РСС=23ЭР, где РСС — чистая рентабельность собственных средств; ЭР — экономическая рентабельность.
Предприятие, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага: РСС=23ЭР+ЭФР.
Рассмотрим механизм финансового рычага. Выделяют дифференциал и плечо финансового рычага. Дифференциал — разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента СРСП по заемным средствам. Из-за налогообложения от дифференциала остаются, к сожалению, только две трети одна треть — ставка налогообложения приыли. Плечо финансового рычага — характеризует силу воздействия финансового рычага.
Плечо фин рычага= заемные ср-ва собственные ср-ва
Соединим обе составляющие эффекта фин рычага и получим
Эффект Финансового рычага = 23 дифференциал плечо фин рычага
Таким образом, первый способ расчета уровня эффекта финансового рычага:
ЭФР = 1-ставка налогообложения ЭР-СРСП ЗССС
Кредит должен приводить к росту финансового рычага и при отсутствии такого увеличения кредит лучше вообще не брать. Не стоит увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, нужно регулировать его в зависимости от дифференциала. Дифференциал не должен быть отрицательным. И эффект финансового рычага в мировой практике должен быть равен 0,3-0,5 уровня экономической рентабельности активов. Финансовый рычаг позволяет оценить влияние структуры капитала предприятия на прибыль.

Диверсификация — распределение инвестиционного фонда между ценными бумагами с различными рисками, доходностями и корреляциями, с целью минимизации несистематического риска.
2 вариант

Эффект финансового рычага — изменение рентабельности собственных средств, полученное благодаря использованию заемных средств.
Показ-т наск-ко эфф-но предп-ию привл-ть заемный кап-л; какой % приращения к рент-сти собств.кап-ла м.дать заемный кап-л, несм-ря на его платность % по нему.
ЭФР=1-НЭР-СРСПЗССС
Н-налог на прибыль 20%
1-Н — усредненный пок-ль =23
ЭР-экон.рент-сть

отнош-е прибыли к активам
СРСП — ср.расчетная ставка %
ЗС-заемные ср-вакап-л
СС — собств.ср-вакап-л
ЗССС — плечо фин.рычага
1. Налоговый корректор 1-НП, показывает в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с разным уровнем налогообложения прибыли. Налоговый корректор оказывает тем большее влияние, чем больше затрат на использование заемных средств включено в расходы, формирующие налогооблагаемую прибыль. В остальных случаях налоговый корректор не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Налоговый корректор может использоваться для управления рентабельности собственного капитала, если по различным видам предприятия установлены дифференцированные ставки по налогу на прибыль или в других аналогичных случаях

2. Дифференциал финансового рычага ЭР-СРСП, характеризует разницу между рентабельностью производства и средним размером процента за кредит. Является главным условием, формирующим рост рентабельности собственного капитала. Для этого необходимо, чтобы экономическая рентабельность превышала процентную ставку платежей за пользование заемными источниками финансирования

3. Плечо финансового рычага ЗКСК, характеризует сумму заемных источников, привлеченных предприятием на один рубль собственного капитала. Финансовый рычаг изменяет эффект, получаемый за счет соответствующего дифференциала, повышая или снижая рентабельность собственного капитала.
ЭФР пок-т ур-нь фин.риска.
Кредит д.приводить к росту ФР. При отсутствии такого ув-я кредит лучше вообще не брать или по крайней мере рассч-ть предельно max объем кредита, к-рый приводит к росту.

Если ставка кредита выше ур-ня ЭР, то наращ-е V пр-ва приведет не к возврату кредита, а к превращ-ю деят-ти пр-тия из рентабельной в убыточную.
Если нов.заимствование прин-т фирме ув-е ЭФР, то оно выгодно. Но надо следить за сост-м дифф-ла: при наращ-ии плеча ФР банкир склонен компенсировать возраст-е своего риска повыш-м цены кредита.
Риск кредитора выражен величиной дифф-ла: чем б. дифф-л, тем б. риск и наоборот.
Не стоит ув-ть любой ценой плечо ФР, нужно регулировать его в зав-ти от дифф-ла. Дифф-л не д.б. отрицательным. ЭФР в мировой практике д.б.равен 0,3-0,5 ур-ня ЭР активов.
ФР позв-т оценить влияние стр-ры кап-ла пр-тия на прибыль. Его расчет целесообразен с т.зр. оц-ки эфф-ти прошлой и план-ния будущей фин.деят-ти.

Вопрос 15. Основные тенденции и факторы развития международного туризма.
туризм — временные выезды путешествия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства далее — лица с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране месте временного пребывания

уризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации

туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну

туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации

туризм международный — туризм выездной или въездной

туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи, а также средств работодателей

туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно

туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий

турист — лицо, посещающее страну место временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране месте временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране месте временного пребывания

туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил

туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов гидов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников

туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и или других услуг по договору о реализации туристского продукта

Туристская дестинация — представляет собой систему, состоящую из совокупности компактно расположенных на органиченной территории мест притягательности аттракторов, и инфраструктуры, обслуживающей туристов, с развитыми внутренними и внешними связями, причем векторы этим связей могут и не совпадать в пространстве и времени.
Туристский регион — отдельная тер. единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектур. ресурсов, объединенная общей тур. Инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта.
На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования Tourism: 2020 Vision были провозглашены 5 перспективных туристских направлений 21 века.
Приключенческий туризм. В мире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Их все больше манят самые далекие точки Земли — горные вершины и морские глубины. Новые тур.потребности вызывают необх. разработки соотв. им тур.продукта. В 21 веке будет продолжена организ. походов на самые высокие горные вершины мира. Также будет продолжено использование в целях туризма подводных лодок — сейчас в мире начато производство субмарин с прозрачным корпусом, что дает прекрасный обзор подводных глубин. Сохранится и увеличится привлекательность для туристов самой крайней точка земли — Антарктиды. Вопрос о превращении трех своих исследовательских баз в Антарктиде в туристские центры сейчас решает Австралия. А Великобритания, Новая Зеландия и Россия уже открыли в Антарктиде базы для путешественников, прибывающих туда водным транспортом.
Круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми темпами И это неудивительно — ведь круиз представляет собой целый пакет стран, увязанный и с точки зрения оптимальной организации тура и, как следствие, с точки зрения стоимости. Кроме того круизные компании не останавливаются на достигнутом и стараются наполнить новыми возможностями все время пребывания на судне. Современные круизные суда оснащены барами, бассейнами, залами для концертов и ревю, казино, спортивными площадками и тренажерными залами. Они все больше становятся настоящими плавающими центрами развлечения. Сейчас в мире строится 42 восьмипалубных круизных судна так называемых белых слонов водоизмещением 250 тыс. тонн. Крупнейшими круизными рынками мира являются: Карибский бассейн, Средиземное море, Тихий Океан, но наиболее быстрыми темпами будет развиваться рынок Юго-Восточной Азии.
Экологический туризм. Главная цель экологического туризма — сохранение окружающей среды. В рамках экотуризма можно организовывать как тематические ознакомительные туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы.

Культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на Ближний Восток. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещением памятников культуры. В связи с повышением интереса к познавательному туризму возрастает значение охраны памятников культуры — требуется применение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению туристскими потоками.
Тематический туризм. Этот вид туризма предусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например, к климату местности, превалирующему над остальными туристскими мотивами. Популярность тематических парков как мест отдыха будет возрастать с каждым годом сейчас в мире строится еще несколько таких парков.
Согласно прогнозу ВТО в 21 веке ведущим туристским направлением в мире станет Китай сейчас он занимает лишь 6-ое место по числу прибытии, уступая лидерство Франции, США, Испании, Италии и Великобритании. Вторым по популярности туристским направлением станут США, затем — Франция, Испания и Гонконг. Великобритания окажется на 7-ом месте. Крупнейшими странами-поставщиками туристских потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания. В целом по прогнозу ВТО в 21 веке ожидается туристский бум: число путешествующих в мире к 2020 году приблизится к 1,6 млрд. в то время как в 1997 году путешествовало 612 млн. человек. Все более важную роль в международном туризме станут играть люди старшей возрастной группы от 55 лет. Основными поставщиками этой категории туристов станут США, Канада, Япония и другие страны ЕС, население которых при быстрых темпах старения остается физически активным и более обеспеченным. Увеличение численности работающих женщин, тенденция к поздним бракам и обеспечение более высокого дохода на каждого члена семьи расширят такие сегменты туристского рынка, как деловые люди, поездки с целью отдыха и в период каникул. Увеличение доли одиноких людей и бездетных семей обеспечит рост таких сегментов рынка, как поездки для одиночек и путешествия в каникулярное время. Повышение продолжительности оплачиваемого отпуска и гибкость рабочего времени вызовут потребность в новом туристском продукте, включающем максимум удовольствия за минимальный отрезок времени. Рост уровня образования увеличит стремление человека к знаниям. Интерес к другой культуре вызовет желание путешествовать и получать новые впечатления — потребитель ощутит необходимость в новом многовариантном турпродукте. Т.о. демографические и социальные изменения также будут оказывать положительное влияние на развитие мирового туризма.

Вопрос 16. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств на предприятиях туризма.
Оборотные средства включают денежную наличность, а также те активы, которые могут быть и будут обращены в наличность в течение года:
-денежные средства,

-дебиторская задолженность,
-краткосрочные финансовые вложения,
-запасы сырья и материалов,
-готовая продукция

Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, т.е. последовательно переходят из одной стадии в другую, составляет период оборота оборотных средств.
Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях оборачиваемость оборотных средств в днях или количеством оборотов за отчетный период коэффициент оборачиваемости.

Продолжительность 1го оборота в днях показывает время, в течение кот. обор. средства находятся в обороте; чем меньше этот показатель, тем эффективнее используются обор. средства, тем меньше средств вовлекается в оборот.
Оборотные активы делятся на медленно реализуемые запасы готовой продукции, быстрореализуемые дебит.задолженность, средства на депозитах и наиболее ликвидные ден. средства и краткосрочный фин. вложения. Обор. средства обеспечивают непрерывность процесса производства. Пассивы подразделяются на собственные и заемные. Краткосрочные кредиты и займы, кредит. задолженность и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых наступает в данном периоде, составляют в сумме краткосрочные текущие пассивы. Разница му тек. активами и тек. пассивами составляет ТФП текущие финансовые потребности.
Коэффициент оборачиваемости — это кол-во оборотов, кот. совершают обор. ср-ва за опре.период.
Его рассчитывают по формуле: Р объем реализованной продукции за период ОбС средняя сумма оборотных средств за тот же период.
Ускорение оборачиваемости ОС и связанное с этим их высвобождение позволят увеличить объем производства без привлечения доп. финансовых ресурсов. Потребность в ОС зависит от объемов производства и реализации, характера деятельности предприятия, длительности производственного цикла и т.п.

Методы ускорения оборачиваемости активов ден. средств, дебиторской задолженности, запасов. Используются след. возможности:
1.Принцип дорогой закупки и дешевой продажи товаров. Этот принцип полностью соответствует формуле Дюпона: ЧПА=ЧПРПАРП=ЧПРПРПА, где

ЧП — чистая прибыль после уплаты налога

А — стоимость всех активов компании

РП — объем реализованной продукции
Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов. Повышение скорости оборота активов м. б. обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне или при уменьшении активов. Напр., компания м. снизить МПЗ, ускорить темпы оплаты дебит. задолж., выявить и ликвидировать неисправные основные средства и использовать денежные средства, полученные в результате действий для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в др.более доходные виды деятельности.
2.Скидки покупателям за сокращение сроков расчета спонтанное финансирование: Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец по существу предоставляет своему партнеру кредит, кот. отнюдь не является бесплатным. Вы теряете банковский %, кот. мог бы набежать на вашу сумму, не можете пустить дополнительные средства в оборот. С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя кредита. Выход: — спонтанное фин. Если плательщик оплатит товар до истечения определенного срока, то сможет воспользоваться солидной скидкой с цены. Что выгоднее: оплатить все заранее, воспользовавшись при этом банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку.

Цена отказа от скидки = % скидки 100% — % скидки 100 360 т. макс — т. скидки, где
т.макс — макс. длительность отсрочки платежа,

т.скидки — период, в течение кот. предоставляется скидка.
Если результат превысит ставку банковского %, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного периода.
3.Учет векселей и факторинг. Учет векселя предназначен для немедленного превращения дебит.задолж-ти поставщика в деньги на его счете. Здесь стоит учитывать величину дисконта, прямо пропорциональную числу дней, оставшихся от дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки вексель либо продают банку, либо его закладывают. Факторинг — деят. по взысканию ден.средств с должников своего клиента и управлению его долговыми требованиями. Факторинговые услуги с финансированием — клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании получает от последней сумму счета при наступлении срока платежа. Факторинг с финансированием — клиент м. требовать оплаты вне зависимости от предусмотренного срока платежа. Т. е. факторинговая компания выступает в роли банка. Стоимость факторинговых услуг складывается из комиссии и %-ов, взимаемых по досрочной оплате представленных документов.
Основными путями повышения оборачиваемости обор. средств являются:
1. Установление прогрессивных форм расходов.
2. Замена дорогостоящих ресурсов.
3. Сокращение запасов ТМЦ товарно-материальные ценности.
4. Ритмичность производства.
5. Сокращение длительности производственного цикла.
6. Ускорение реализации продукции.
7. Маркетинговые исследования.

Цена отказа от скидки =Процент скидки

x 100 x

100% — процент скидки

360 дней_

_

максим. длительность

-

период, в течение которого

отсрочки платежа

предоставляется скидка

Дисконт , руб = Номинал

x число дней от даты учета x учетная ставка

векселя, руб

по векселю

банка, %

100 % х 360 дней

Вопрос 17. Бюджетирование на предприятиях туризма: цели, формы, методы.
Бюджетирование — это последовательность операций, необходимых для составления бюджета в пределах отдельного тур. предприятия.

Бюджет представляет собой количественное воплощение плана, характеризует доходы и расходы на определенный период и капитал, кот. необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.
Бюджет — это план деятельности предприятия или подразделения в количественном выражении.
Целями бюджетирования являются:
-осуществление периодичного планирования;

-обеспечение координации, кооперации, коммуникации;

-требование к менеджерам количественно обосновать их планы;

-обеспечение осведомленности по затратам;

-создание системы оценки и контроля исполнения;

-мотивация сотрудников путем ориентации на достижение цели;

-исполнение требований законов и договоров.

Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых гос. органами, с позиции количественных оценок бюджетирование заключается в построении так называемого общего генерального бюджета. Он представляет собой систему взаимосвязанных финансовых и операционных бюджетов.

Общий бюджет — это скоординированный по всем подразделениям например по службам гостиничного комплекса, департаментам, функциям план работы турпредприятия в целом. Он объединяет блоки отдельных бюджетов и характеризует информационных поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Операционный бюджет — совокупность бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отд.функции турпредприятия. Он включает:
-Бюджет продаж — объединяет информацию об объемах реализации турпродукции, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Расчет объема реализации осуществляется на осн.статистических методов с использование ретроспективного анализа, а также на осн. экспертных оценок.
-Бюджет производства — показывает сколько единиц турпродукции необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные объемы продаж и требуемый уровень запасо.
-Бюджет прямых затрат — содержит данные об объемах турпроизводства и данные о прямых материальных затратах.
-Бюджет накладных расходов- совокупность общих расходов, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда амортизац.отчисления, аренда, налог на имущество и т.д.
-Бюджет текущих затрат — отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Включает все остальные расходы, кот. не были включены ни в один другой бюджет расходы по страхованию, юрид.расходы, на аудит, на оплату директоро и т.д.
-Бюджет кадровых завтрат — определяет требуемое кол-во персонала
-Бюджет себестоимости тур.продукции — составляется на основе сводных данных всех других бюджетов.
Финансовый бюджет — это план, в кот.отражаются объем и структура предполагаемых источников ден.средств и планируетмых направлений их испольщования. Состоит:
-Бюджет капитальных вложений — отражает колво ден.средств, кот. турпредприятие намеревается тратить на приобретение доп.основных фондов в теч.планового периода.
-Бюджет отчета о прибылях и убытках — сводит воедино планируемые оценки доходов и расходов на бюджетный период.
-Бюджет движения денежных средств — план денежных поступления и платежей, рассчитанный на будущий временной период. Показывает ожидаемое конечное сальдо по денежным средствам и финансовое положение турпредприятия на каждый анализируемый период.
-Бюджетный баланс бюджет бухбаланс — завершающий шаг, характеризует изменение в финансовом и имущественном положении турпредприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетаъ хоз.и фин. операций.
Вся эта отчетность используется в целях:
-ориентира для контроля текущей деятельности
-при прогнозировании степени удовлетворительной структуры баланса
Процесс построения таких бюджетов бюджетирование может осуществляться как в долгоср. так и в краткоср. перспективе. На предпр. туризма в большей степени используется краткосроч. бюджетирование.
Работа по составлению бюджета на тур. предпр. возлагается на финансового менеджера и осуществляется в несколько этапов методы:
1. Подготовка прогноза и бюджета продаж тур. продукции услуг
2. Определение ожидаемого объема тур. производства
3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией тур. продукции
4. Расчет и анализ денежных потоков
5. Составление плановых финансовых отчетов
ФИКСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ составляется до наступления бюджетного периода и периодическому пересмотру не подвергается План есть закон независимо от фактических объемов производства и реализации.
ГИБКИЙ БЮДЖЕТ составляется на базе первоначального бюджета с последующим пересмотром затрат в соответствии с достигнутым уровнем активности производства или продаж.
Что дает внедрение бюджетирования:
-На одном из предприятий внедрение системы бюджетирования позволило добиться увеличения годового денежного притока на 14 млн.руб. и снизить дебиторскую задолженность более чем на 35 млн.руб.
-На другом предприятии подготовленный основной бюджет позволил увидеть руководству, что реальная потребность в финансировании за счет кредитов банков на 4,5 млн. руб. меньше, чем планировалось финансовым отделом
-Еще на одном предприятии подготовленный основной бюджет в комплексе с программным обеспечением позволил компании оперативно корректировать свои планы, в результате чего:
-увеличилась загрузка оборудования с 20 до 40%
прекратились перебои поставок сырья
-перестала расти кредитная масса
-снизилась дебиторская задолженность с 7 до 1,5 млн. руб.
-увеличился приток денежных средств более чем на 3 млн. руб.

Наши рекомендации