Этапы формирования региональных программ развития культурно-досуговой деятельности

Формирование региональных социально-культурных программ представляет

собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику,

задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно

переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий,

которые в итоге приводят к созданию целостной программы.

Первый этап — диагностический. Главное его содержание составляет

всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных

для региона проблем.

Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение,

вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее

развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного

развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут

изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или

реализации того или иного социально-культурного проекта.

Третий этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе

анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные

направления развития культуры, соответствующие сферы

социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели,

связанные с решением основного круга проблем.

Четвертый этап — проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой

формирования как региональной программы социокультурного развития, так и

локальных программ, служит концепция развития культуры. Следующий после

концептуального проектно-планирующий этап проектирования призван

осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики

к программе развития социально-культурной жизни территории.

Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и

организационных структур, обеспечивающих реализацию программы

(материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное

обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые

были отобраны на конкурсной основе.

Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и

анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и

отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и

производятся соответствующие корректирующие действия.

№ этапа   Этап разработки   Содержание деятельности   «Выход» этапа
1. Информационно-аналитический (диагностический) Сбор, обработка, анализ информации о социально политической, экономической и культурной жизни территории. а) Паспорт социокультурного развития региона. б) Матрица анализа социокультурной жизни.
2. Нормативно-прогнозный Прогнозирование развития ситуации как в случае сохранения существующих тенденций, так и в случае принятия проектов и программ, направленных на оптимизацию ситуации Прогноз развития ситуации в регионе
3. Концептуальный Определение приоритетных направлений социокультурного развития; Обоснование социальной базы культурной политики («проблемных» групп населения). Концепция социокультурной политики региона.
4. Проектно-планирующий а) Организация общественных слушаний по проблемам культуры региона; б) Проведение открытого конкурса проектов и программ. а) Региональная программа; б) Локальные программы по приоритетам и категориям.
5. Исполнительско-внедренческий:     а) Заключение договоров на реализацию локальных программ. б) Реализация территориальной программы. б) Кадровое, правовое, материально-техническое, правовое, организационное, финансовое обеспечение локальных программ. а) Договора на реализацию локальных программ. б) Реальные изменения в культурной жизни, обусловленные в договорах в форме конечного результата реализации программ  
6. Контрольно-коррекционный   а) Анализ хода реализации программ; б) Корректировка программ в соответствии с обнаружившимися просчетами, вариантами боле оптимального решения поставленных задач Откорректированные программы.  

19. Изучение социокультурной ситуации в регионе

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонентов, которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ.

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального); производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-культурных программ.

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними и определяет образ жизни, понимаемыйкак совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.

Таким образом, социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно областями проектной деятельности.

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и социокультурного проектирования.

Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного проектировании в силу того, что она поддается изменению, преобразованию.

20. Разработка концепции социокультурного развития территории.

Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития различного уровня показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления информации, которая в итоге ложится в основу концепции. Работа с информацией в этой связи предполагает:

а) выделение проблем социальных групп, слоев и территории в целом; .

б) определение причин (глобальных и региональных, объективных и субъективных и т.д.), обусловивших возникновение этих проблем, а также препятствующих их разрешению или оптимизации;

в) осмысление как наиболее общих подходов к преодолению противоречий и разрешение проблем, так и конкретных путей

Следующий шаг в осмыслении накопленной информации о социокультурной ситуации в регионе–это переход от выделения проблем и противоречий к анализу причин, обусловливающих низкую эффективность культурной политики в решении данных проблем

“Концепция развития культурной жизни территории”.

Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности); б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития культурной жизни (материальные, кадровые, человеческий и т.д.).

Логика формулировки приоритетов может быть различная. Первый вариант — традиционный — по устоявшимся в практике сферам деятельности. Здесь наиболее типичными приоритетами являются:

— Сохранение и использование культурно-исторического наследия. Данное направление следует рассматривать как основной ресурс совершенствования культурной жизни, решения многих социальных и даже экономических проблем;

— Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел, промыслов;

— Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований;

— Развитие художественной жизни;

— Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений;

— Развитие туристско-экскурсионного дела;

— Эстетическое развитие среды;

— Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры;

— Обеспечение доступа к культурным ценностям социально незащищенных групп.

Оптимальное развитие культурной жизни в рамках обозначенных выше приоритетов предполагает: создание и поддержку в каждой подпрограмме центров высокой культуры — учреждений-лидеров (поддержка теоретическая, методическая, организационная, финансовая и т.д.), которые будут возглавлять соответствующую подсистему в идейном и методическом отношении.

Цели формируются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на частичное или полное разрешение выявленных проблем. Задачи — это относительно самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые путем разделения цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи (см. схему разработки территориальных программ).

21. Формирование заказа на разработку региональных программ социокультурного развития

Региональные программы служат:

а) информационной базой для формирования социально-творческого заказа клубным учреждениям и другим субъектам организации свободного времени;

б) основой для разработки культурно-досуговых программ соответствующими субъектами организации досуга (клубными, библиотечными учреждениями, культурными и спортивными центрами, самодеятельными объединениями и другими государственными и общественными формированиями).

Стимулировать поступление программ «снизу» можно различными способами. Самый эффективный - объявить через СМИ, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры конкурс на разработку региональных и культурно-досуговых программ согласно имеющейся концепции культурной политики. Тем самым возникают необходимые условия для привлечения к реализации культурной политики как работников культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов–кооперативы, инициативные группы, досуговые центры, другие хозрасчетные структуры, а также граждан, желающих в индивидуальном порядке внести свой вклад в оптимизацию культурной' жизни региона.

На данном этапе наряду с конкурсом программ целесообразно организовать их экспертную оценку. Здесь перед экспертами ставится задача оценить программы в баллах по следующим критериям: соответствие приоритетному направлению, сформулированному как на уровне концепции, так и программы; ориентация на социальную категорию, культурный минимум который должен обеспечиваться из бюджетных источников, учет регионального социокультурного потенциала, степень предполагаемого участия в программе общественности, реалистичность программы с точки зрения: а) материально-технических; б) финансовых; в) кадровых возможностей региона, ожидаемая результативность программы в решении: а) социально-культурных проблем в масштабах региона; б) проблем определенной социальной группы и др.

Эксперты каждый индивидуально в своей карте оценивают программы. Далее оценки суммируются по каждому критерию и выводится средний балл путем деления суммы баллов на число экспертов. Это позволяет объективно оценить программы по различным критериям. Таким образом, в итоге формирующего этапа мы получаем как региональную программу, конкретизирующую концепцию социально-культурного развития территории, так и совокупность культурно-досуговых программ, которые соответствуют основным направлениям культурной политики и, будучи претворены в жизнь, могут, по мнению экспертов, разрешить выявленные диспропорции, проблемы и противоречия на региональном уровне.

22. Информационное обеспечение региональной культурной политики (непонятный вопрос!!!!)

Знание реальных проблем территории позволяет:

– точно определить приоритеты культурной политики (и области проектной деятельности) и четко определить ее социальную базу;

– квалифицированно разработать ее содержательную часть, т.е. сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной деятельности, которые в данном случае рассматриваются в качестве средства решения проблем;

– определить социальные силы, заинтересованные в ее реализации (силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования). Последнее обстоятельство очень важно с точки зрения эффективности культурной политики – ее важнейшим условием является отражение проблем в структурах власти.

Технологической основой и первым этапом разработки содержательной части культурной политики является характеристика социокультурной ситуации.

Ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т.д. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые.

Единица анализа ситуации – проблема, которая является одним из оснований при определении приоритетов культурной политики. Под проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды, факты неблагополучия (количественный аспект). Во-вторых, проблему следует рассматривать как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должны быть направлены инициируемые культурной политикой проекты и программы.

Проблемная ситуация – это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъекта: человека, социально демографических, этнических, профессиональных и других групп населения, общества в целом, региона. Анализ ситуации осуществляется путем выявления типичных проблем в политической, экономической, социально-демографической, экологической и других сферах жизни.

Ее частные аспекты: социокультурная ситуация – характеризуется через соответствующие проблемы – социально-культурные; жизненная ситуация – фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и выявляется путем анализа личностных проблем, которые, в свою очередь, определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в определенных обстоятельствах.

Анализ проблемной ситуации – основополагающий этап культурной политики. Именно отсюда берут свое начало ее цели и задачи, варианты и способы разрешения проблем. При этом проблемная ситуация, в зависимости от ее характера, либо преобразуется в задачу, которая затем решается в рамках мероприятий культурной политики, либо воспринимается как неразрешимая (с учетом наличных средств, ресурсов) проблема (как личностная, так и профессиональная – для субъекта культурной политики). Цели и задача продуктивно формулируется лишь в том случае, когда, во-первых, субъект культурной политики видит желаемое (идеальное) состояние объекта и, во-вторых, когда в самой проблемной ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее изменения в оптимальном направлении. Преобразование проблемной ситуации в цели и задачи – основополагающее условие успешности его последующей реализации.

Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, мероприятия культурной политики должны обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности.

Образ жизни – это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах социальной и культурной жизни, фиксирующая единство объективных условий (определяемых, преимущественно, непосредственной средой существования, характером общественных ценностей, духовно-нравственным климатом общества) и субъективных обстоятельств (профессия, возраст, ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности). Наиболее существенной гранью этого понятия в рамках социокультурного проектирования являются ценности и соответствующие формы активности, которые во многом определяются средой существования и в совокупности свидетельствуют об уровне сформированности художественной, исторической, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической, профессиональной, досуговой, психофизической культуры личности или социальной группы.

Моделируя ситуацию, необходимо учитывать, что на личностном уровне структурные элементы образа жизни соответствуют основным составляющим социокультурной среды, сохраняя при этом специфическое содержание. Если среда – это совокупность внешних по отношению к человеку условий его развития и жизнедеятельности, потенциальное поле самореализации личности (вот почему здесь прежде всего важна предметная и инфраструктурная составляющая среды), то образ жизни – это процесс жизнедеятельности. Активность субъекта в данном случае является основным условием, благодаря которому тот или иной фрагмент реальности становится объектом его деятельности и условием развития. Человек как субъект социально-культурной деятельности сам организует свою среду и свою жизнедеятельность – в соответствии с ценностями, потребностями, установками (как известно, в одной и той же среде один человек становится преступником или наркоманом, другой – ученым, священником или просто добропорядочным гражданином).

Следовательно, образ жизни – это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, критериями которого являются: уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры (характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни – художественной, духовно-нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей.

При анализе образа жизни в процессе проектирования характеризуются проблемы развития человека как субъекта социально-культурной деятельности, т.е. выявляется мера овладения им созданным человечеством миром культуры, определяется уровень сформированности художественной, социально-психологической или духовно-нравственной культуры личности, социальной группы.

Таким образом, социально-культурные проблемы, связанные с образом жизни, возникают как “точки напряженности” в системах отношений: “человек – искусство”, “человек – история”, “человек – социум”, ”человек – человек”, “человек – природа”, “человек – политика”, “человек – здоровье”, “человек – труд”. Независимо от сферы проявления, источника и степени выраженности этих проблем, их носителем является личность, ее ценности, идеалы, образ жизни и деятельности.

Связь между социокультурной средой, сферами жизнедеятельности и образом жизни неоднозначная – в одних и тех же условиях могут формироваться различные модели образа жизни. Здесь сказывается множество факторов, в том числе и характер личностных проблем – их нерешенность или отсутствие в среде условий для их разрешения деформирует образ жизни.

Охарактеризованная выше структура ситуации является своеобразной аналитической моделью, которая отражает конкретное пространство жизнедеятельности человека и уже на первом этапе формирования концепции культурной политики позволяет: проследить взаимосвязи между условиями формирования и реализации образа жизни людей (социально-культурная среда и сферы жизнедеятельности человека) и содержанием и способами организации человеческой жизнедеятельности в этой среде; наметить пути и средства оптимизации среды как основного пространства личностного развития и самореализации, способы корректировки образа жизни личности, социальной группы.

23. Потребности и интересы. Управление как согласование интересов

Потребности, нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Источник развития этих П. — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причём удовлетворение относительно элементарных

П. общества, и прежде всего экономические П. как основа всего общественного производства, объективны, их развитие обусловлено необходимостью приведения в соответствие характера производственных отношений с уровнем развития производительных сил, а также отношений в сфере политической и духовной надстроек общества с его экономическим базисом.


Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами, П. выступают в качестве их интересов. В классовом обществе в силу социальной неоднородности и различий в экономическом, социально-политическом и культурном положении разных классов, социальных групп и слоев их П. и интересы различны.

Совокупность интересов человека может служить достаточно красноречивой характеристикой его личностных качеств. Но и любая социальная общность также характеризуется богатством составляющих ее индивидуальностей, которое проявляется в том числе и в разнообразии их интересов. Через мотивы поведения реализуясь в конкретных поступках, интересы людей определяют социальную практику, которая, в свою очередь, формирует человеческую личность, создает новые потребности, интересы и через поведение людей изменяет социальную действительность. Эта диалектика взаимосвязей человеческих потребностей с социальной практикой дала возможность К.Марксу назвать многообразие потребностей членов общества его действительным богатством. В процессе общественного развития структура потребностей людей совершенствуется, возможности их удовлетворения становятся все более разнообразными и социально целесообразными, и в результате таким образом реализуется закон возвышения потребностей.

Но при таком взгляде на человеческие интересы становится очевидной необходимость их оценки. А значит, с позиций общества иерархический (оценочный) подход к интересам не только возможен, но и необходим. Существует традиция помещать в основу такой иерархии субъекта потребности – чем более широкую общность он собой представляет, тем соответствующая потребность якобы приоритетнее и выше. На основе такого подхода в недавнем прошлом в нашем отечестве категорически осуждались попытки противопоставить личные интересы интересам общественным. «Прежде думай о Родине, а потом о себе» – так пелось в песне того времени. Но ведь, как известно, большинство в принципиальных вопросах, как правило, не право.

система интересов выстраивается в следующую иерархию: индивидуальные (личные) – групповые (коллективные) – общественные. То есть можно говорить об индивидуальных (личных) интересах человека, включенного в систему общественных отношений. На более высоком уровне мы встречаемся с групповыми интересами (например, с интересами производственной бригады). Коллективные интересы выступают на уровне ассоциации, предприятия или региона. И венчают эту иерархию интересы общества в целом.

общественные интересы

региональные и отраслевые интересы

интересы коллективов предприятий, организаций ассоциаций и др.

интересы первичных трудовых коллективов

индивидуальные интересы

Противоречия, связанные с неравномерностью личностного развития представителей любого общества (генетически различная одаренность и различные возможности ее реализации по социальным причинам) и с наличным уровнем развития возможностей решения актуальных социальных проблем, создают объективные предпосылки для несовпадения интересов и неравенства реальных возможностей их удовлетворения во всех сферах жизни как отдельных людей, так и общественных субъектов, (различных субкультур). В частности, сосуществование различных форм собственности (государственной, муниципальной, коллективной, частной) порождает различия в интересах людей, включенных в соответствующие секторы производства. Определенное неравенство, а следовательно, конфликт интересов, провоцируют и различия в характере труда, связанные с неравномерностью развития технологии в различных отраслях и видах производства. В их числе неистребимые пока различия между умственным и физическим трудом, трудом творческим и рутинным, квалифицированным и неквалифицированным, тяжелым и легким и т.д. Кроме того, в общественном сознании бытует неодинаковое отношение к различным видам деятельности. В результате все виды деятельности выстраиваются в определенную иерархию, которая со временем видоизменяется. А это, естественно, порождает несовпадение интересов людей, занятых в различных сферах общественного производства (отсюда возникает субкультурная стратификация общества, основанная на профессиональном признаке).

До сих пор существует и, по-видимому, еще долго будут сохраняться неравенство в доступности материальных и культурных благ, противоречие между растущими потребностями людей и недостаточным для их удовлетворения уровнем развития производства. Похоже, что в исторической перспективе сохранится неравенство людей в возможности реального участия в управлении общественной жизнью (некоторые исследователи полагают, что это неравенство будет углубляться за счет расширения возможностей манипулирования так называемым «общественным мнением»).

Для того, чтобы в какой-то мере сгладить такие конфликты, часто связанные с различиями в возможностях развития личности, необходимо установить приоритеты и на их основе – последовательность в решении задач, связанных с согласованием интересов общества с интересами его отдельных представителей или групп. Для этого необходима перестройка общественных отношений в направлении повышения места и роли саморегулирования протекающих в обществе процессов, активизации обратных связей между субъектами общественной жизни, различными социально-культурными группами и т.д. при существенном сокращении сферы внешнего регулирования (управления) культурной жизнью.

24.Управление художественной жизнью.

Художественная культура начинается с искусства. Искусство - ядро художественной жизни и культуры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. В составе художественной культуры исследователи выделяют следующие компоненты:

- создателей художественных ценностей ( как профессиональных , так и самодеятельных);

- все, что относится к системе художественного образования (училища, художественные вузы, консерватории и т.п.);

- художественное производство, т.е. процесс создания художественных ценностей; худож. деятельность как таковая;

- продукты худож. творчества - художественные произведения;

- репродуцирование, тиражирование художественных произведений, художественные учреждения и средства доставки художественных ценностей (дворцы культуры, музеи, театры, периодические издания, средства массовой информации и т.д.);

- «потребителей» художественных произведений (читателей, зрителей, слушателей);

- систему худож-го образования и воспитания в средней и выс-шей школе, учреждения, ведущие художественную пропаганду;

- систему поощрения, стимулирования деятелей художественной культуры, творцов художественных ценностей (премии, конкурсы, смотры, присвоение почетных званий);

- творч. союзы, объединяющие деятелей лит-ры и искусства;

- теорию худож. культуры, эстетику; науки об искусстве;

- литературно-художественную критику;

- наконец, органы управления художественной культурой.

Чаще всего, например, выделяются следующие функции художественной культуры:

- эстетическая, связанная со способностью искусства доставлять человеку эстетическое наслаждение;

- познавательная, выражающая специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов;

- идеологическая, означающая, что искусство выступает выразителем и проводником того или иного мировоззрения;

- воспитательная, заключающаяся в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека;

- коммуникативная функция, которая означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей.

Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъектами, воздействующими на культурную жизнь.

25.Понятие стратегии социокультурного развития.

Стратегия социокультурного развития включает в себя:

· охрану культурного наследия;

· создание и распространение культурной продукции; совершенствование подготовки кадров для сферы культуры;

· развитие научного знания о культуре;

· стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, приоритетное направление социально-культурного развития это одновременно:

– способ решения проблем определенной социальных категорий и групп населения, а также территории в целом (а, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности);

– потенциальная сфера культурной деятельности населения,

– условие выявления и развития историко-культурной самобытности территории.

Оно выступает как своеобразное пересечение в сфере культурной политики интересов государства и различных социальных групп.

концепция развития социокультурной жизни территории, которую целесообразно выстраивать по следующей схеме: а) развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп); б) обоснование приоритетных направлений социокультурного развития; в) задачи культурной политики (по каждому из приоритетов).

основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры

26.Региональные стратегии социокультурного управления

В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.

Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого подхода аргументируется следующими соображениями:

Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера.

Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности, возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д.

В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом.

Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.

В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда региональных социокультурных программ. С другой — выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры, развития культурной жизни и т.д.

Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной.

Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.

Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в регионе поддерживалась система как институциональных, так и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей.

Наши рекомендации