Формирование заказа на разработку региональных программ социокультурного развития

Концепция социокультурного развития региона - не самоцель. Она основа формирования заказа на разработку региональных программ социокультурного развития и локальных культурно-досуговых программ. Речь идет о переходе от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Территориальная программа включает ряд позиций, нашедших отражение в концепции социокультурного развития. Программа более конкретна.

Структуру программы:

1. Приоритетное направление социокультурной деятельности.

2. Проблемная ситуация региона.

3. Социальная база программы (категория, на которую рассчитана программа).

4. Цели и задачи социокультурной деятельности (программы).

5. Виды социокультурной деятельности (информационно-просветительская, поисково-исследовательская, художественная самодеятельность, народное творчество, любительские объединения, общественные движения).

6. Социально-культурная инфраструктура (совершенствование деятельности существующих культурно-досуговых учреждений, создание новых типов учреждений, перепрофилирование и т.д.).

7. Кадровое обеспечение программы (система мероприятий по подготовке, повышению квалификации, переквалификации работников для реализации программы).

8. Экономическое обоснование программы: а) расчет затрат; б) источники финансирования.

9. Организационное обеспечение программы (создание постоянно действующего оперативного органа, ответственного за реализацию программы, эти функции может выполнять Фонд развития культуры и искусства, различные целевые фонды).

региональные программы социально-культурного развития могут формироваться двумя способами: сверху вниз(комиссии по культуре имеется необходимое количество профессионалов в данной области, способных квалифицированно разработать концепцию и программу развития культуры региона) и снизу вверх.

Формирование заказа на разработку региональной и культурно- досуговых программ Выработка задания на разработку программы раз- вития культуры региона. Разработка условий конкурса на региональные и культурно-досуговые программы. Региональная программа социокуль- турного развития. Культурно-досуговые программы по приоритетам.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Реализация территориальной программы социокультурного развития

Реализация региональной программы представляет собой не что иное как воплощение в жизнь тех программ, которые были отобраны на конкурсной основе.

Реализация территориальной программы начинается с заключения системы договоров. Договоры заключаются между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы).

Предмет договора - выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры. Кроме того, важно предусмотреть систему мер, которые будут способствовать успеху программы. Эти меры могут иметь различный масштаб–от республики или области до района и отдельного культурно-досугового учреждения.

Реализация территориаль- ной программы Заключение договоров на реализацию культурно-досуговых программ. Кадровое, правовое, материально-техническое, правовое, организационное, финансовое обеспечение программ. Договоры на выпол- нение социально-творческого заказа. Реальные изменения в духовной жизни, обусловленные в договорах в форме конечного результата реализации программ.

----------------------------------------------------------------------------------------

Региональная культурная политика в Российской Федерации

Стратегия социокультурного управления:разделение властных полномочий в области культуры на федеральном и региональном уровнях, позволяющее объективно учитывать разнообразие культурных традиций и экономических возможностей регионов России.

Региональная стратегия социокультурного управления:регионы пользуются правом свободы при программировании, планировании культурных процессов, но при этом разделяют с федеральным центром ответственность за построение будущего.

Объекты оперативного управления культурой: культуро-производящие и культуро-сохраняющие институты;

Функции региональных органов власти по разработке программ развития культуры:организация социально-творческого заказа, заключение договоров с конкретными учреждениями на разработку и выполнение культурно-досуговых программ, обеспечение этих программ в правовом, финансовом, организационном аспектах.

-----------------------------------------------------------------------------------

14. Культура в организационно-управленческом контексте (содержание понятия)

Повт. 2.Культура - весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную групп.

Культура включает: искусство, образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение.

Культурная политика-совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Государственная политика в области искусства и культуры должна быть направлена на формирование национального единства, на улучшение качества жизни людей. Культурадолжна стать частью взаимозависимых социальных стратегий. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ как стратегические цели КП гос-ва: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения.

Сущность, субъекты и концептуальные (объединены общей идеей) модели культурной политики

Культурная политика – это воздействие на культуру (национальную картину мира) с целью изменения (или сохранения) ее состояния.

Субъекты КП - государственная власть, общество и культура (те, кто разрабатывает различные программы в сфере КП).

В более узком смысле к субъектам КП относятся:

1) общественные институты и общественные объединения;

2) государственные институты;

3) национальные культуры, субкультуры;

4) референтные (эталонные)личности и группы.

В формирующейся модели культурной политики России - перемещение акцентов на создание условий для саморазвития культуры и культурных потребностей. В первую очередь, предполагается включение в культурную деятельность независимых субъектов культуры, которые вступают между собой как в отношения партнерства, так и конкуренции. В настоящее время в условиях недостатка ресурсов обострилась проблема объединения усилий всего общества для поиска необходимых средств в сфере культуры.

В новой модели культурной политики особую роль начинает играть проектный подход, способствующий более четкой формулировке целей культурной деятельности, достижению в ней баланса целесообразности и эффективности, обоснованию привлекаемых ресурсов.

Модель развития (принципов взаимодействия (внешних и внутренних связей);

Модель “коммуникация-поиск”модель становления, допускающая использования самых разных механизмов. В какой-то из моментов, возможно, предпочтительнее положиться на волю самоорганизации, создавая условия для ее проявления.

Модель “регулирование саморазвития/становления”- гибкая управленческая модель, соответствующая демократическому типу социального устройства, позволяет поддерживать состояние среды в режиме “коммуникации-поиска”.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Принципы и приоритеты культурной политики

Принципы – 3 вопрос.

Основные приоритеты государственной культурной политики:

способствование постоянному усложнению и структурной иерархизации системы ценностных ориентации, параметров идентичности российского общества и, напротив, препятствование развитию тенденций к их упрощению;

восстановление и повышение социального статуса интеллигенции, повышение социального престижа самого феномена интеллигентности, интеллектуального труда, эрудированности, знаний и т.п.

восстановление социального статуса и престижа понятия «идеология», однако не в его прежнем, однобоко политизированном виде, а именно как комплекса общественно предпочитаемых и реализуемых государством ценностных ориентации, новой социокультурной аксиологии;

стимулирование активной научной проработки актуальных вопросов новой российской аксиологии и идентичности, быстрейшее внедрение этих разработок в содержание школьного и вузовского образования, пропагандирование их в средствах массовой информации и в содержании рекреационных (досуговых) мероприятий,

корректировка государственной социальной, национальной, научной и образовательной политики в сторону их большей взаимосвязи с задачами культурной политики, разработка ряда комплексных государственных программ, объединяющих усилия перечисленных направлений политики в решении задач более полной социализации человеческой личности.

отказ от марксистской догмы об абсолютном приоритете экономики в общественном развитии, признание приоритетности культуры (как совокупности ценностно откорректированных форм общественной жизни), науки и образования. По крайней мере, их равноценности политическому и социально-экономическому аспектам, переход к обеспечению (как государственному, так и стимулируемому внебюджетному) культуры, науки.

-----------------------------------------------------------------------------------


Наши рекомендации