Анализ себестоимости реализованной продукции и затрат на один рубль реализованной продукции

Цель анализа - оценка уровня и динамики себестоимости реализованной продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции – затраты всех видов производственных ресурсов в стоимостном выражении на производство и реализацию продукции. Расходы предприятия – затраты на производство и реализацию продукции, которые включаются в себестоимость реализованной продукции и влияют на определение налогооблагаемой прибыли предприятия, а часть затрат, которые не включаются в себестоимость реализованной продукции, капитализируются в активах в идее остатков незавершенного производства и готовой продукции.

В финансовой отчетности себестоимость реализованной продукции представлена в двух аспектах:

· бухгалтерском (по отчету о финансовых результатах). Определяется полная себестоимость реализованной продукции. Для этого суммируются себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. Полная себестоимость реализованной продукции – важный показатель, характеризующий полную сумму затрат предприятия, связанных с реализацией продукции. Этот показатель также используется в формулах других важных показателей финансово-экономического состояния предприятия:

СПОЛН = СКОМ + СУПР + СПР, (7.1)

· управленческом (по элементам затрат):

СПОЛН = Материальные затраты + Отчисления на соц. страх + Амортизация + Прочие (7.2)

Себестоимость реализованной продукции представлена по элементам затрат в приложении к бухгалтерскому балансу (годовому).

При анализе себестоимости реализованной продукции определяются следующие показатели:

ΔСПОЛН = СПОЛН1 – СПОЛН.0 (7.2)

1.Расчет абсолютного отклонения себестоимости реализованной продукции:

ΔСПОЛН = СПОЛН1 – СПОЛН0

Эти данные говорят о том, что себестоимость реализованной продукции возросла значительно, – практически в два раза – что должно послужить причиной более подробного анализа.

o индекс изменения себестоимости:

IС рп = анализ себестоимости реализованной продукции и затрат на один рубль реализованной продукции - student2.ru * 100%. (7.3)

Расчет индекса изменения себестоимости реализованной продукции:

IС рп = СПОЛН1 / СПОЛН0

Для оценки состава и структуры полной себестоимости реализованной продукции определяются удельные веса ее составляющих:

1. Расчет удельного веса производственной себестоимости:

Удельный вес0 Спр = СПР0 / СПОЛН0

Удельный вес1 Спр = СПР1 / СПОЛН1

2. Расчет удельного веса управленческих расходов в структуре себестоимости реализованной продукции:

Удельный вес0 Супр = СуПР0 / СПОЛН0

Удельный вес1 Супр = СуПР1 / СПОЛН1

3. Расчет удельного веса коммерческих расходов в структуре себестоимости реализованной продукции:

Удельный вес0 Ском = СуПР0 / СПОЛН0

Удельный вес1 Ском = СуПР1 / СПОЛН1

Для производственных предприятий высокий удельный вес себестоимости продаж и низкий – коммерческих и управленческих расходов. Следует отметить, что иногда предприятие не отражает в «Отчете о финансовых результатах» величину своих коммерческих и управленческих расходов. В этом случае они включаются в состав себестоимости продаж. В аналитическом заключении рекомендуется указать на то, что предприятие не раскрывает структуру полной себестоимости реализованной продукции. Отчет рассматриваемого предприятия не содержит суммы коммерческих расходов, что может насторожить сторонних аналитиков.

Далее необходимо определить затраты на рубль реализованной продукции. Показатель затрат на рубль реализованной продукции используется для оценки эффективности производства и реализации продукции. Этот показатель является аналогом рентабельности продукции и рентабельности продаж. При анализе затрат на рубль продукции решаются следующие задачи:

· определение собственно уровня затрат на рубль реализованной продукции. Фактический уровень затрат на рубль реализованной продукции рассчитывается на основе «Отчета о финансовых результатах» как отношение полной себестоимости реализованной продукции к выручке:

ЗРП = анализ себестоимости реализованной продукции и затрат на один рубль реализованной продукции - student2.ru руб./руб.; (7.4)

· определение абсолютного отклонения затрат на рубль реализованной продукции:

Δ ЗРП = ЗРП1 - ЗРП0

· проведение факторного анализа на основе метода цепных подстановок. К факторам, определяющим уровень этого показателя, относятся себестоимость продукции, выручки от продаж, структура продукции. Влияние изменения себестоимости и выручки от продаж можно проводить на основе следующих расчетных моделей:

1. Расчет влияния динамики объема продаж на величину затрат на объем реализованной продукции:

ΔЗРП Впрод = анализ себестоимости реализованной продукции и затрат на один рубль реализованной продукции - student2.ru - анализ себестоимости реализованной продукции и затрат на один рубль реализованной продукции - student2.ru

2. Расчет влияния динамики полной себестоимости на величину затрат на объем реализованной продукции:

ΔЗРП Сполн = анализ себестоимости реализованной продукции и затрат на один рубль реализованной продукции - student2.ru - анализ себестоимости реализованной продукции и затрат на один рубль реализованной продукции - student2.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного анализа студент должен сделать основные выводы, отражающие финансовое состояние предприятия и его динамику. Особенное внимание необходимо уделить следующим вопросам:

- изменение стоимости и структуры имущества предприятия: значительное изменение доли определенных видов активов и их влияние на финансово-экономическую устойчивость предприятия;

- изменение структуры источников финансирования имущества: значительное изменение доли собственного и заемного капитала, изменение структуры заемных источников, изменение состава и структуры текущей задолженности;

- динамика показателей финансово-экономической устойчивости предприятия: изменение собственных оборотных средств и их оценка, соотношение чистых активов и уставного капитала;

- оценка платежеспособности предприятия на основе сравнения ликвидности оборотных активов и срочности погашения текущих обязательств;

- изменение абсолютных и относительных показателей финансовых результатов предприятия: на основе динамики показателей прибыли и рентабельности необходимо сделать аналитические выводы о структуре конечного финансового результата (чистой прибыли), сравнении всех показателей прибыли, сравнении показателей рентабельности предприятия и продукции. Особое внимание необходимо уделить анализу причин убыточности предприятия и выявить виды деятельности, которые определяют эти убытки (основная деятельность, прочая деятельность, образование отложенных налоговых активов и обязательств) и т.д.

Итогом работы должны стать рекомендации и мероприятия по устранению «больных мест» финансового оборота и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Приложение 1.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Единица измерения: тыс. руб.

           
 
             
       
             
Наименование показателя Код На начало прошлого года На начало отчетного года На конец отчетного года
АКТИВ      
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
Результаты исследований и разработок      
в том числе: Авансы выданные        
Нематериальные поисковые активы      
Материальные поисковые активы      
Основные средства      
в том числе:        
Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности      
Финансовые вложения      
в том числе: Доли в УК        
Акции        
Займы        
Отложенные налоговые активы      
Прочие внеоборотные активы      
Итого по разделу I
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы
в том числе: Материалы        
Товары на складах        
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям      
Дебиторская задолженность      
в том числе: Покупатели и заказчики        
Авансы выданные        
Беспроцентные займы        
Прочие        
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)      
в том числе: Краткосрочные займы        
Денежные средства и денежные эквиваленты      
Прочие оборотные активы      
Итого по разделу II
БАЛАНС

Наименование показателя Код      
ПАССИВ      
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)
Собственные акции, выкупленные у акционеров      
Переоценка внеоборотных активов      
Добавочный капитал (без переоценки)      
Резервный капитал      
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)      
Итого по разделу III
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Заемные средства
Отложенные налоговые обязательства      
Оценочные обязательства      
Прочие обязательства      
Итого по разделу IV
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Заемные средства
Кредиторская задолженность      
в том числе:        
Поставщики и подрядчики
Задолженность перед персоналом        
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами        
Задолженность по налогам и сборам        
Авансы полученные        
Прочие кредиторы        
Доходы будущих периодов      
Оценочные обязательства      
Прочие обязательства      
Итого по разделу V
БАЛАНС

        Приложение 2.
ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ
Единица измерения: тыс. руб.      

Наименование показателя Код За прошлый год За отчетный год
Выручка    
Себестоимость продаж    
Валовая прибыль (убыток)    
Коммерческие расходы    
Управленческие расходы    
Прибыль (убыток) от продаж    
Доходы от участия в других организациях    
Проценты к получению    
Проценты к уплате    
Прочие доходы    
Прочие расходы    
Прибыль (убыток) до налогообложения    
Текущий налог на прибыль    
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)    
Изменение отложенных налоговых обязательств    
Изменение отложенных налоговых активов    
Прочее    
Чистая прибыль (убыток)
СПРАВОЧНО    
Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода
Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода    
Совокупный финансовый результат периода    
Базовая прибыль (убыток) на акцию    
Разводненная прибыль (убыток) на акцию    

Наши рекомендации