Практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 38.03.02 «Менеджмент»
Санкт-Петербург
Общие положения
Методические указания разработаны по Программе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональнойдеятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», составленной в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», приказом министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», Положением о практиках студентов СПбГИКиТ.
Являясь обязательной частью подготовки бакалавров обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностипредназначена для закрепления и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами компетенций практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также сбора необходимого материала для выпускной квалификационной работы.
Целями практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
- систематизация и углубление полученных за время обучения теоретических и практических знаний;
- развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций студентов, сформированных за время обучения для решения конкретных задач будущей профессиональной деятельности;
- подготовка студента к выполнению в условиях реального производственного и управленческого процессов ключевых видов профессиональной деятельности бакалавра менеджера;
- развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию производственных и экономических процессов организации, систем управления в организации;
- сбор, систематизация, обработка фактического материала по теме исследования.
Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
- развитие способностей студента к самостоятельной деятельности по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля;
- формирование представлений, связанных со спецификой работы кадровых, экономических, финансовых, маркетинговых и аналитических служб организаций различных отраслей и форм собственности, деятельностью органов государственной и муниципальной власти.
- изучение учредительных документов, финансовой и управленческой отчетности, внутренних положений организации и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач организации по месту прохождения практики;
- формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной деятельности, потребности в самообразовании;
- сбор необходимых материалов и документов для составления Отчета о деятельности на практике, выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой.
Место прохождения практики.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходит в 2 этапа:
1. Концентрированная практика проходит в самостоятельно выбранной студентом организации, либо организации, предоставляемой студенту от института из имеющейся базы практики, по его собственному желанию, а также в структурных подразделениях института.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, организуемая на базе сторонних организаций, осуществляется на основе договоров между Институтом и соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями.
В качестве баз практики выступают:
- предприятия и организации социально-культурной сферы, состоящих с кафедрой в договорных отношениях;
- непроизводственные организации социально-культурной сферы;
2. Рассредоточенная практика проходит в рамках образовательного процесса в институте в виде выполнения ряда заданий, связанных с аналитической работой.
В качестве разделов рассредоточенной практики выделяют следующие:
Аналитический обзор организации.
В рамках данного раздела студентом подготавливается аналитический обзор организации состоящий из характеристики организации, финансовой деятельности и анализа системы управления персоналом
Задание на период практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
В соответствии с целями, задачами и содержанием практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности на кафедре разрабатывается задание на практику студенту, которое он обязан выполнять.
Задание на практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностиможет быть разработано руководителем выпускной квалификационной работы студента в зависимости от темы выбранного исследования, места и условий прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
2. Структура и содержание практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Основными этапами концентрированной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностиявляются:
1. Подготовительный этап, включающий организационное собрание.
2. Прохождение практики на предприятии, сбор, обработка и анализ полученной информации.
3. Подготовка отчета по результатам практики.
4. Защита результатов практики на кафедре.
В рамках 2 этапа практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностипредполагается:
- ознакомиться с деятельностью организации, со структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами организации; составить краткую технико-экономическую характеристику организации;
- изучить особенности организации, планирования и управления финансовыми ресурсами предприятия, организацию учета и контроля на предприятии, научную организации труда, технику безопасности и охрану труда
- изучить конкретные виды работ и основные направления деятельности подразделения (отдела и т.п.) в котором студент проходит практику, должностные обязанности работников, связь подразделения с другими производственными и учетными отделами;
-ознакомиться с отчетной документацией, определить и систематизировать финансовые показатели деятельности организации;
- изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений в организации, а также необходимые для анализа источники экономической информации.
Основными этапами рассредоточенной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
Характеристика организации
Для оценки экономического состояния и возможностей дальнейшего развития изучаемого предприятия необходимо проанализировать экономические показатели и особенности деятельности:
1. Краткое описание предприятия.
2. Организационная структура предприятия.
3. Штатное расписание и фонд оплаты труда по месяцам за квартал.
4. Выручка от реализации товаров и услуг по месяцам и за квартал.
5. Отчет о доходах и расходах предприятия за квартал.
6. Распределение прибыли по фондам и рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.
7. Вывод
В таблице 1 представлена рекомендуемая форма штатного расписания.
Таблица 1
Штатное расписание сотрудников предприятия
Должность | Кол-во сотрудн. | Основная з/п сотрудника в мес. | З\п всех сотрудников в месяц по данной группе | З/п сотрудников за квартал |
Директор | ||||
Продавец | ||||
Итого: | - |
Заработную плату сотрудников за квартал можно рассчитать на основе представленных трех таблиц по месяцам. В таком случае начисленная з/пл будет более достоверной. В таблице 2 представлена выручка от реализации товаров, услуг.
Таблица 2
Выручка от реализации товаров, услуг за месяц
Наименование товаров, услуг | Фактическое кол-во в месяц | Цена за единицу товаров, услуг | Выручка за месяц |
Фен | |||
Набор для душа | |||
Итого по группе: | |||
Итого: |
Выручка от реализации товаров, услуг может быть представлена за день с дальнейшим расчетом за месяц. В работе по выручке формируется три таблицы: выручка от реализации за каждый месяц квартала.
С учетом особенностей налогообложения и специфики затрат предприятия формируется итоговая таблица – «Отчет о доходах и расходах предприятия за квартал», что представлено в таблице 3.
Таблица 3
Отчет о доходах и расходах предприятия
Наименование показателя | Сумма |
Выручка от реализации товаров и услуг за квартал | |
Затраты: - затраты на покупку продукции, - расчеты по з/п, - аренда помещений, - расходы на рекламную компанию, - оплата жилищно-коммунальных услуг, и т.д. | |
Валовая прибыль | |
Налоги (в зависимости от специфики предприятия): - НДС, налог с з/пл, - налог на имущество, - налог на прибыль и т.д. | |
Чистая прибыль |
Чистая прибыль предприятия может быть распределена в соответствии с учетной политикой на три фонда: фонд развития предприятия, фонд социального развития, резервный фонд. По итогу выполненного расчета следует написать вывод о возможностях развития предприятия.
Анализ возрастной структуры
Заметное нарушение в возрастной пирамиде-структуре персонала может изменить психосоциальное равновесие внутри предприятия и создать серьезные проблемы найма рабочей силы. Массовый наем на работу немолодых людей тормозит выпуск продукции, если не прибегать к увольнениям, порождающим проблемы. Обзор возрастной структуры работающих на предприятии всегда представляет значительный интерес.
Требования к отчетной документации
По окончании практики студенты представляют следующие документы:
1. ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ - письменный отчет, о результатах прохождения практики, где обобщаются результаты выполнения заданий (от 20 стр.).
2. Рабочий график (план) проведения практики.
3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
4. ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Текст отчета по практике набирается в MicrosoftWord и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт TimesNewRoman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; левое, верхнее и нижнее – 2,0 см; правое – 1,0 см; абзац – 1,25 см (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются).
Структурные элементы отчета по практике:
Титульный лист является первой страницей отчета (Приложение 3).
Содержаниевключает все структурные элементы отчета с указанием номера страницы, с которой все эти элементы начинаются.
Основная часть отчета(заполняется в соответствии с полученным заданием)
Заключениедолжно содержать краткие выводы по результатам практики, оценку полноты решения индивидуальных заданий и оценку практической работы по будущей специальности.
Библиографический списокдолжен содержать сведения об источниках, использованных при написании отчета.
Приложения:
-дневник прохождения практики (Приложение 2),
-задание на практику (Приложение 1),
- образцы документов, с которыми студент работал.
Аттестация по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностипроводится на основании защиты итогов практики студентом, материалов отчета, оформленных в соответствии с установленными требованиями, Форма, примерное содержание и структура дневников и отчетов представлена в Приложении данных методических указаний.
Промежуточная аттестация по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностипроводится в форме дифференцированного зачёта. Оценка за практику заносится в зачетную книжку студента за подписью ответственного за проведение практики на кафедре.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ