Организация и проведение учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков
Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков является закрепление, углубление и расширение приобретенных в процессе обучения теоретических знаний, а также привитие магистрантам первичных профессиональных умений и навыков в области управления персоналом.
К задачам учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков относятся:
- закрепление, углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе теоретического обучения;
- знакомство с работой служб (отделов, департаментов) управления персоналом и (или) отделов кадров предприятия (организации, учреждения) и должностными обязанностями их специалистов;
- получение и закрепление знаний о правовых основах кадрового менеджмента современного предприятия (организации, учреждения), а также навыков их оценки;
- формирование первичных профессиональных умений и навыков в области привлечения, подбора и отбора конкурентоспособного персонала; адаптации, обучения и развития персонала предприятия (организации, учреждения); текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими целями предприятия (организации, учреждения);
- овладение умениями и навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по актуальным проблемам управления персоналом в целом и теме исследования в частности;
- приобретение магистрантами умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности на предприятии (организации, учреждении).
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков может проходить в следующих формах:
- изучение набора локальных нормативных актов и методических документов, регламентирующих процесс управления персоналом предприятия (организации, учреждения), основных методик текущей деловой оценки кадрового потенциала предприятия (организации, учреждения);
- знакомство с такими практическими инструментами управления персоналом предприятия (организации, учреждения), как привлечение, подбор и отбор конкурентоспособного персонала; адаптация, обучение и развитие персонала предприятия (организации, учреждения);
- другие формы работ, определенные руководителем практики.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков по направлению подготовки 38.04.03 «Управление персоналом» предполагает следующие этапы.
Подготовительный этап, в рамках которого магистрант должен:
– ознакомиться с целями и задачами практики, а также порядком ее прохождения;
– изучить рекомендации магистрантам по взаимодействию с руководителем практики от МГТУ, руководителем от предприятия (организации, учреждения) и сбору информации для выполнения отчета по практике;
– прослушать инструктаж по технике безопасности.
Исследовательский (экспериментальный) этап учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в рамках которого магистрант должен:
- ознакомится с историей деятельности, видом собственности, организационно-правовой формой, системой управления и структурными подразделениями предприятия (организации, учреждения), на котором магистрант проходит практику;
- изучить номенклатуру и ассортимент производимой продукции (видов выполняемых работ, оказываемых услуг), ее основных потребителей, финансово-экономических показателей деятельности, положения на рынке и направлений развития предприятия (организации, учреждения);
- изучить документы, характеризующие систему управления персоналом объекта практики, в том числе должностные регламенты сотрудников служб (отделов, департаментов) управления персоналом и (или) отделов кадров предприятия (организации, учреждения);
- ознакомиться с практическими инструментами управления персоналом предприятия (организации, учреждения) (привлечение, подбор и отбор конкурентоспособного персонала; адаптация, обучение и развитие персонала предприятия (организации, учреждения) и т.п.);
- выполнять различные виды профессиональной деятельности на практике согласно направлению подготовки и индивидуального задания на практику;
- обработать и проанализировать полученную информацию в соответствии с индивидуальным заданием на практику.
3аключительный этап предполагает:
- формулировку выводов, написание и оформление отчета по практике;
- составление дневника учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков по форме, представленной в Приложении Б;
- итоговое закрепление полученных знаний, умений и навыков;
- защита отчета по практике.
Содержание основной части отчета по учебной практике, связанной с получением первичных профессиональных умений и навыков, зависит от индивидуального задания, определяемого программой практики.
В основной части отчета отражаются:
- сведения о предприятии (организации, учреждении), являющемся местом прохождения практики;
- краткое описание и анализ нормативного и методического сопровождения процесса управления персоналом предприятия (организации, учреждения);
- результаты изучения и анализа организационной структуры системы управления персоналом предприятия (организации, учреждения) (состава подразделений и должностных лиц, их иерархической структуры, подчиненности, факторов, определяющих организационную структуру управления персоналом); функций служб (отделов, департаментов) управления персоналом и (или) отделов кадров предприятия (организации, учреждения) и должностных обязанностей их специалистов (наличие и качество должностных инструкций специалистов по управлению персоналом, их содержание, соответствие передовому опыту); численности персонала, его структуры и динамики;
- перечень и краткая характеристика применяемого на предприятии (организации, учреждении) практического инструментария управления персоналом;
- описание объема и вида профессиональной деятельности, порученной магистранту в период практики, а также анализ результатов наблюдений, проведенных мероприятий.