Место учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) проводится в четвертом семестре второго курса обучения бакалавров.

Трудоемкость учебной практики – 2 недели. Календарный фонд времени – 108 ч., что составляет 3 зачетных единицы.

Базой проведения учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) являются предприятия и организации разных форм собственности или научное объединение «Школа молодого экономиста» при кафедре экономики ИЭУ ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Способы проведения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Способы проведения практики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом представлены в таблице 1.

Таблица 1

Способы проведения практики*

Наименование Способы проведения
Учебная практика Стационарная практика

*Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Место и время проведения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) определяется графиком учебного процесса Института экономики и управления.

Сроки проведения учебной практики в 2016/2017 уч.г. с 03.07.2017 г. по 15.07.2017 г., количество недель – 2.

Организация учебно-методического руководства осуществляется выпускающей кафедрой путем назначения руководителя практики по направлению подготовки.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

В результате прохождения учебной практики должны быть приобретены следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

Индекс Содержание
ОК-3 способен использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-4 способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-6 способен использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ОПК-2 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ОПК-3 способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ОПК-4 способен находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность

Структура компетенций выпускника и результатов обучения: знания – умения - владение опытом представлена в Приложении 1.

Структура и содержание учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Распределение часов по видам деятельности в ходе реализации учебной практики представлена ниже.

№ п/п Этапы практики Время
Выполнение заданий Сбор, обработка и систематизация фактического материала Форма контроля
Подготовительный этап, включающий организационное собрание (установочная конференция) - Отметка о присутствии
Ознакомление с научной литературой по заявленной и утвержденной теме исследования. Список изученной литературы
Систематизация изученной литературы. Написание отчета по учебной практике (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) Отчет по учебной практике (практики по получению первичных профессио-нальных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследователь-ской деятельности)
Участие в конференциях с докладом, публикация статьи Отметка об участии в конференции с докладом или копия статьи с выходными данными публикации
Написание отчета по практике Отчет по практике, контрольно-зачетная книжка, отзыв руководителя выпускной- квалификационной работы
Всего Зачет

6. Образовательные, научно – исследовательские и научно – производственные технологии используемые на учебной практике (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Овладение необходимыми компетенциями в ходе прохождения учебной практики достигается путем выполнения заданий полученных во время установочной конференции от руководителя практики по направлению, или руководителя научного объединения «Школа молодого экономиста» (Приложение 2).

В ходе выполнения заданий студенты должны использовать все полученные за период теоретического обучения технологии.

Научно исследовательская работа – это целенаправленная и результативная работа студентов, которая проводится под руководством преподавателей вуза и специалистов (работодателей). Она определяется тремя обязательными признаками: научной новизной, практической значимостью, эффективностью.

Научная новизна характеризуется получением новых знаний: исторических событий, технике и технологиях, расширением и углублением знаний, оригинальностью способов исследования, обоснования известных положений.

Исследовательский характер определяется применением общенаучных (логико – математических, системно структурных, статистических и т.п.) и специальных лабораторных, социологических и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей научно – исследовательской работы и направления всестороннего развития студента и выявления его творческих способностей.

Подготовка научно – исследовательской работы начинается уже с первого курса и основана на общенаучных, дидактических и исследовательских умениях, выполнении индивидуальных и групповых заданий, исходя из своих интересов, так студенты выбирают тему для исследования, подбирают необходимую литературу, готовят отчеты в различных формах.

Существующие подходы организации исследовательской деятельности позволяют определить некоторые общие направления. В институте сложилась следующая структура деятельности в организации учебных исследований:

- преподаватель мотивирует исследовательскую деятельность студентов, обучает способам исследовательской деятельности, консультирует;

- студент выполняет исследование;

- преподаватель анализирует, дает рекомендации, при этом студент устраняет недостатки и предоставляет работу в законченном виде.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на занятиях, этому способствуют интерактивные технологии, которые широко внедряются в учебный процесс. Целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков достигается и во внеурочное время.

Большое место в работе занимают исследовательские проекты, которые выполняются под руководством преподавателей. С этой целью широко пропагандируются участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и Катановских чтениях и пр. Так мотивационными факторами являются: интерес к предмету и направлению видов деятельности, желание углубить свои знания и расширить кругозор, желание самоутвердиться.

Исследование – наиболее сложный вид деятельности, поэтому преподаватели института, на занятиях раскрывают алгоритм научного способа познания, дают отличия учебного исследования от научной работы, творческой работы. Кроме того преподаватели оказывают практическую помощь на семинарах которые проводятся в университете.

Работа над исследованием начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. Выбор темы зависит от того есть ли у студента подходящий интересный материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету преподавателя. Выбор темы представляет большую сложность поэтому здесь необходима помощь как преподавателей так и специалистов баз практики.

Для реализации целей и задач практики необходимо определить временные рамки, объем работы и этапное ее выполнение. В ходе работы могут возникать трудности: выявление проблемы исследования, постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования, отбор и структурирование материала, соответствие выводов теме и целям исследования.

Смысл технологии исследования заключается в том, что бы помочь студенту пройти путь научного познания, усвоить его алгоритм.

Педагогическое руководство должно осуществлять на всех этапах выполнения работы. Так структура исследовательской деятельности видится следующим образом:

Поиск тематики, базы практики До начала прохождения практики
Постановка (осознание) темы исследования В сроки практики в соответствии с графиком учебного процесса
Формирование ключевой идеи Первая неделя практики
Реализация отдельных элементов исследования (элементов плана решения) Первая и вторая неделя практики
Синтез решения (собственное исследование) Последняя неделя практики
Оформление работы Последняя неделя практики
Защита работы, рецензирование Последний день практики
Анализ и представление на научных конференциях В ближайшее время после прохождения практики

Разделом практики является научно-исследовательская работа в связи, с чем высшее учебное заведение предоставляет возможность:

  • изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;
  • участвовать в проведении научных исследований;
  • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
  • составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
  • выступить с докладом на конференциях различного уровня.

Технология (греч. искусство, мастерство, умение, способ производства) - в широком смысле, представляет собой совокупность методов, процессов используемых в какой либо отрасли деятельности, способы технического производства; в узком – комплекс организационных мер, операций и приемов направленных на изготовление и ремонт изделия с номинальным качеством и затратами.[2]

Технология – это объем знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов или это способ преобразования. При этом технология включает в себя методы, приемы, режим работы, последовательность операций. Технология может рассматриваться как метод применения знания и методы используемые на практике, а не просто знание какого – либо предмета. Такая трактовка схожа с понятиями грамотности (знание) и компетенции, поскольку к понятию грамотности есть несколько подходов: первый оперирует именно понятием грамотности, второй – компетенции. Грамотность делает акцент на знаниях, компетентность – на применении знаний на практике. Соответственно – если человек знает, но не применяет свои знания на практике, то фактически его знания не работают. В любом случае грамотность является совокупностью знаний, которые позволяют предпринимателю или руководителю принимать грамотные и взвешенные решения. В эти знания, например, входят: знания учетных операций доходов и расходов, умение ориентироваться в основных кредитных инструментах, знании законодательства по налогам, планировании бизнеса и т.д. Познание этих вопросов дает возможность предпринимателям минимизировать свои возможные потери и увеличить объем своей доходности.

Научно – производственные технологии – это набор применяемых инструментов, в определенных системах управления позволяющих привести группу к ее целям, так например, к системам управления можно отнести: управление проектами; управление ресурсами компании (трудовыми, человеческими), управление отношениями с клиентами и т. д.

В конечном итоге научно – производственные технологии представляют собой комплекс взаимосвязанных элементов знаний и практических методов управления при помощи специальных инструментов.

7. Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Студенты в период прохождения учебной практики должны собрать теоретический материал по теме исследования, собрать и подготовить графический материал.

На заключительном этапе учебной практики студенты должны обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность для написания отчета, оформить отчет по практике и защитить его.

При формировании отчета учебно практике необходимо, чтобы структура отчета и последовательность изложения разделов и вопросов соответствовала программе практики.

Отчет по учебной практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к продолжению научного исследования в рамках выбранного направления.

Оформление отчета по научно-исследовательской практики осуществляется согласно требований к оформлению научных работ.

8. Материально – техническое обеспечение учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Компьютерный класс, электронный читальный зал с доступом к справочно-правовым системам и Inernet.

Справочная правовая система Консультант Плюс и Справочная правовая система Гарант – это основные справочно-правовые системы, которые очень полезны в деятельности студентов. СПС содержат нормативные документы, комментарии, консультационные и справочные материалы необходимые для изучения юридических и экономических дисциплин, при этом данные программы облегчают поиск правовых документов и самое главное экономят время. Например, воспользовавшись правовым навигатором справочно-правовой системы Гарант, студенты без особого труда могут проследить за всеми изменениями происходящими в банковской сфере.

Для выполнения самостоятельной работы студентам возможно использовать компьютерный класс, с целью применения следующих информационных технологий: ресурсы локальной сети университета (сетевые ресурсы), ресурсы сети Интернет, например сайт Центрального банка России и пр.

Сетевые ресурсы ХГУ являются частью информационных технологий которые могут быть полезны для студентов. Компьютеры сети объединены в домены. В домене MIS находятся серверы: головной сервер //root, библиотечный сервер //storage и //library. На первом сервере в открытом доступе находятся: справочно – правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант», материалы учебного процесса и пр. На втором: сборники внутривузовских изданий ХГУ, методические и учебные пособия, рабочие программы дисциплин и пр.

On-line ресурсы включают в себя первичные и вторичные базы данных (БД), которые в свою очередь подразделяются на статистические, полнотекстовые, библиографические, адресно-справочные, полнотекстовые.

Справочные базы данных занимают важное место среди Интернет-ресурсов и помогают найти необходимые определения, понятия, факты и пр. К справочным изданиям в информационно-поисковой системе можно отнести Апорт, Гугл, Рамблер, Яндекс и другие.

Специфика технологий сети Интернет заключается в предоставлении источников информации, во – первых информация на серверах сети ХГУ дает возможность студентам самостоятельно изучить лекционный материал по дисциплинам, освоить практические и контрольные задания., во вторых разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров могут обеспечить формирование информационной культуры выпускника и умений осуществлять обработку информации.

Важно подчеркнуть, что Научная библиотека ХГУ им. Н.Ф. Катанова предоставляет доступ к локальным и удаленным ресурсам, электронным изданиям из фонда библиотеки:

httр://library.khsu.ru Библиографические базы данных организованные на платформе АБИС ИРБИС, раскрывающие фонды научной библиотеки ХГУ: базы данных книг, журналов, авторефератов, диссертаций, электронных изданий.
Электронные издания на CD/DVD Фонд электронного читального зала (учебный корпус 1, ауд. 120) насчитывает более 1000 наименований учебных и справочных изданий, энциклопедий, словарей, сборников и пр. на компакт-дисках по различным отраслям знаний.
http://diss.rsl.ru Электронная библиотека диссертаций РГБ включает более 58000 полных текстов авторефератов и диссертаций из фондов Российской государственной библиотеки.
http://www.knigafund.ru Учебная литература для вузов: лекции, монографии, учебники и учебные пособия, сборники статей, учебные модули, комментарии специалистов, первоисточники, методический материал по разным отраслям знаний – более 41000 версий.

Во время прохождения учебной практики обучающийся может использовать современную аппаратуру и средства обработки данных (компьютеры, вычислительные комплексы и пр.) которые находятся в соответствующей производственной организации.

Наши рекомендации