Основные задачи и методы контроля
Основные задачи контроля за состоянием защиты информации
следующие:
- сбор, обобщение и анализ информации о состоянии системы
защиты конфиденциальной информации предприятия;
- анализ состояния дел в области защиты информации в струк
турных подразделениях, а также в филиалах и представительствах
предприятия;
- проверка наличия носителей конфиденциальной информации;
- проверка соблюдения всеми сотрудниками предприятия норм
и правил, устанавливающих порядок обращения с носителями
конфиденциальной информации;
- выявление угроз защите конфиденциальной информации и
выработка мер по их нейтрализации;
- анализ полноты и качества выполнения спланированных ме
роприятий по защите информации в ходе повседневной деятель
ности предприятия;
- оказание практической помощи должностным лицам в устра
нении нарушений требований нормативно-методических докумен
тов;
- применение мер административной и дисциплинарной от
ветственности к лицам, нарушающим требования по порядку об
ращения с носителями конфиденциальной информации;
- проверка эффективности мер по защите конфиденциальной
информации, принимаемых должностными лицами и руководи
телями структурных подразделений предприятия.
Выбор методов контроля зависит от конкретных целей, задач и объектов контроля, а также от совокупности сил и средств, которые предполагается использовать при его проведении.
Основные методы контроля за состоянием защиты информации включают проверку, анализ, наблюдение, сравнение и учет.
Основным и наиболее эффективным методом контроля за состоянием защиты информации на предприятии, а также в его филиалах и представительствах является проверка.
Проверки по объему проведения подразделяются на комплексные и частные, а по характеру (способу проведения) — на плановые и внезапные.
Комплексные проверки организуются и проводятся по всем направлениям защиты конфиденциальной информации. К их проведению привлекаются структурные подразделения, отвечающие за вопросы защиты информации на предприятии. Комплексные проверки охватывают все сферы повседневной деятельности предприятия (его структурного подразделения, филиала или представительства) и направлены на всестороннюю оценку состояния дел в области защиты конфиденциальной информации.
Результаты проверки оформляются в виде акта или справки-доклада и доводятся до сведения руководителя проверенного структурного подразделения (филиала, представительства). В итоговом документе перечисляются выявленные недостатки, а также формулируются предложения по их устранению, повышению эффективности работы должностных лиц (сотрудников) в области защиты информации. Проверяющие лица устанавливают конкретные сроки устранения выявленных недостатков и реализации предложений (рекомендаций).
Частные проверки организуются и проводятся по одному или нескольким направлениям (вопросам) защиты конфиденциальной информации в целях их глубокого изучения, анализа и оценки эффективности работы должностных лиц (сотрудников) предприятия (филиала, представительства) по этим направлениям. По результатам частной проверки, как правило, готовится отдельный документ — справка.
Плановые проверки организуются заблаговременно, включаются в соответствующие планы мероприятий предприятия на календарный год и месяц. Как правило, такие проверки являются комплексными, и в состав комиссий по их проведению включаются представители подразделений, ответственных за деятельность по различным направлениям защиты конфиденциальной информации, способные оценить состояние и эффективность работы по конкретным вопросам.
Внезапные проверки организуются и проводятся при необходимости по указанию руководителя предприятия или его заместителя. Они могут проводиться как в масштабах предприятия, так и вего структурных подразделениях, филиалах или представительствах. Цель их проведения — проверка защиты конфиденциальной информации по всем или нескольким направлениям деятельности предприятия. Особенность организации таких проверок состоит в том, что они отсутствуют в планах на календарный год и проводятся внезапно. Организация работы комиссии и оформление результатов внезапных проверок в основном такие же, как при плановых проверках.
Особый вид проверок — контрольные проверки состояния защиты конфиденциальной информации. В ходе их проведения проверяется и оценивается полнота устранения недостатков, выявленных предыдущей проверкой, и реализация выработанных по ее результатам предложений (рекомендаций).
Алгоритм подготовки и проведения проверки:
1) принятие решения о проведении проверки;
2) подготовка перечня проверяемых вопросов;
3) определение состава комиссии;
4) определение сроков работы комиссии;
5) подготовка и утверждение плана проверки;
6) непосредственное проведение проверки;
7) оформление результатов работы;
8) выработка предложений и рекомендаций;
9) доклад результатов проверки на месте;
10)анализ недостатков с проверяемыми;
11)доклад результатов лицу, назначившему проверку.
Одним из методов контроля защиты конфиденциальной информации также является анализ. В ходе анализа изучаются и обобщаются результаты выполнения конкретных мероприятий по защите конфиденциальной информации. Осущестшгяется их сопоставление с положениями нормативно-методических документов по защите информации, соответствующими стандартами предприятия, формулируется вывод о полноте, качестве и эффективности их проведения. Наряду с проверкой и анализом могут использоваться и такие методы контроля, как наблюдение, сравнение, учет.
Контроль методами наблюдения и сравнения проводится в случае необходимости оперативной оценки мер защиты информации, принимаемых в процессе проведения каких-либо работ (выполнения конкретных мероприятий), продолжающихся в течение определенного времени, и анализа соответствия этих мер установленным нормам и стандартам, действующим на предприятии. Основное отличие названных методов друг от друга заключается в том, что в процессе наблюдения фиксируются конкретные меры по защите информации, а в ходе сравнения, кроме того, осуществляется сопоставление этих мер с установленными нормами и утвержденными стандартами по защите конфиденциальной информации, действующими на предприятии.
Учет принимаемых мер по защите информации подразумевает фиксацию и анализ реально принятых должностными лицами и сотрудниками предприятия мер, направленных на предотвращение утечки информации в ходе повседневной деятельности предприятия. На основе материалов учета готовятся предложения руководству предприятия об усилении режимных требований в рамках той или иной деятельности предприятия, повышении эффективности работы конкретных должностных лиц.
15.3. Отдельные аспекты контроля за состоянием защиты информации. Использование результатов контроля
При осуществлении контроля за состоянием защиты информации особое внимание уделяется вопросам обращения с носителями конфиденциальной информации и их хранения в структурных подразделениях предприятия, в том числе расположенных на территориально обособленных объектах, находящихся на удалении. Проверяются порядок учета, хранения, размножения (копирования) и уничтожения носителей конфиденциальной информации; оборудование помещений, в которых хранятся указанные носители или осуществляется работа с ними; порядок передачи носителей одними исполнителями другим, в том числе и при убытии лиц в командировку (отпуск, на лечение); и т.д.
Постоянному контролю подлежат также вопросы допуска и доступа всех категорий должностных лиц к конфиденциальной информации, в том числе и непосредственно к носителям информации, вопросы организации и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на предприятии, организации охраны предприятия и его объектов.
С учетом условий и специфики деятельности предприятия, осуществляемых видов деятельности повышенное внимание должно уделяться вопросам защиты информации при планировании и проведении предприятием договорных работ, а также при осуществлении международного сотрудничества.
В повседневной деятельности предприятия и его структурных подразделений особое место занимает периодический контроль должностными лицами (соответствующими структурными подразделениями) наличия носителей конфиденциальной информации. Порядок и сроки его осуществления определяются нормативными правовыми актами и методическими документами, регулирующими порядок обращения с информацией различных видов конфиденциальности.
Результаты контроля за состоянием защиты конфиденциальной информации доводятся до сведения должностных лиц и сотрудников предприятия, изучаются в ходе проведения соответствующих занятий, недостатки и нарушения оперативно устраняются. Результаты контроля служат основой для проведения аналитической работы и подготовки предложений руководству предприятия, направленных на выработку конкретных мероприятий по совершенствованию системы защиты конфиденциальной информации и повышению эффективности работы в области организации и обеспечения режима секретности (конфиденциальности).
В службе безопасности предприятия (режимно-секретном подразделении) организуется и ведется учет результатов контроля,
всех видов проводимых проверок. Обобщенные материалы контроля периодически доводятся до сведения руководящего состава предприятия, анализируются и изучаются руководителями структурных подразделений предприятия в целях недопущения снижения эффективности проводимых мероприятий по защите конфиденциальной информации на предприятии в целом и в этих структурных подразделениях в частности.
Результаты контроля за состоянием защиты конфиденциальной информации на предприятии являются одним из основных источников информации для изучения, обобщения и анализа. Оценка эффективности контроля проводится на основе анализа степени защищенности сведений, содержащих конфиденциальную информацию (их защиты от утечки), и сохранности носителей конфиденциальной информации (предотвращения случаев утрат носителей и устранения предпосылок к ним). С этой целью проводится учет, обобщение и анализ зарегистрированных на предприятии попыток посторонних лиц (злоумышленников) завладеть конфиденциальной информацией или ее носителями, а также статистическая обработка результатов деятельности предприятия и его отдельных подразделений, направленной на предотвращение (пресечение) этих попыток.
По результатам оценки эффективности контроля руководство предприятия на основе предложений службы безопасности (ре-жимно-секретного подразделения) определяет пути и способы совершенствования системы контроля защиты конфиденциальной информации, уточняет задачи и функции структурных подразделений предприятия.
ГЛАВА 16
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
ПО ФАКТАМ РАЗГЛАШЕНИЯ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ИЛИ УТРАТЫ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ
16.1. Ответственность за разглашение конфиденциальной информации и утрату носителей информации
Разглашение конфиденциальной информации — поедание огласке этой информации работником, допущенным к ней в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей.
Под утратой носителей конфиденциальной информации (документов, материалов, изделий) понимается выход (в том числе на непродолжительное время) этих носителей из владения работника, который в установленном порядке допущен к ним в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей, в результате чего данные носители стали либо могли стать достоянием посторонних лиц.
За разглашение конфиденциальной информации, утрату носителей конфиденциальной информации и нанесение вследствие этих действий ущерба предприятию (работодателю) виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность работников предприятий предусмотрена ст. 57, 81, 192 и 193 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 57 в заключаемом работодателем и работником трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной).
В отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания, определенные ст. 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в ст. 193 кодекса.
Увольнение работника осуществляется в соответствии с положениями ст. 81 Трудового кодекса РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». В соответствии с подп. 6в указанной статьи трудовой договор с работником может быть рас-
торгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей — разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Материальная ответственность работника наступает в случае нанесения ущерба предприятию в результате разглашения конфиденциальной информации, ставшей известной работнику в связи с исполнением им должностных (функциональных) обязанностей. В соответствии со ст. 232, 238, 242 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию (работодателю). Согласно п. 7 ст. 243 кодекса, разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную), влечет за собой материальную ответственность работника в полном размере причиненного ущерба.
Административная ответственность за разглашение конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, определена ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1.
В соответствии с положениями указанной статьи разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от пяти до десяти минимальных раз
меров оплаты труда;
- на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минималь
ных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность за преступления в сфере защиты государственной тайны предусмотрена ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ.2
Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, без признаков государственной измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех
1 Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
2 Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ.
до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий — до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Согласно ст. 284 УК РФ, нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, повлекшее их утрату и наступление тяжких последствий, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.