Банк предпринимательских идей
Необходимо отметить также, что отбираются только те идеи, которые относятся к категории реальных для их практического воплощения, с точки зрения отдельного предпринимателя, который планирует использовать их в своей деятельности. Речь не идет о том, что предприниматель, останавливая свой выбор на какой-то идее, отбрасывает все другие. Вполне возможен вариант, что неиспользованные им в данный момент идеи переходят в банк предпринимательских идей.
Экономический эффект от той или иной идеи выявляется на основе методики, которая использована в разработке приводимой ниже таблицы (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Необходимы, конечно, некоторые пояснения к этой таблице. Расчет нормы прибыли (Н„) осуществляется по формуле:
Нn = Ц - Иn/Ка х 100%,
где Ц — предполагаемая цена товара;
Иn— предполагаемые издержки производства такого товара;
Ка — авансируемый капитал или потребности в первоначальном капитале.
Казалось бы, можно было закончить анализ (и составление таблицы) на графе "Срок окупаемости", но то был бы "голый" экономический расчет, т. е. без учета стратегических целей предпринимателя. А это как раз и составляет особый интерес предпринимателя. Поэтому по нашей таблице, несмотря на то обстоятельство, что идее 1 соответствует самый короткий срок окупаемости, наш выбор пал на идею 3, срок окупаемости которой самый большой. Но зато именно эта идея дает возможность завоевать рынок, т. е. стать крупным (если не монопольным) производителем и поставщиком на рынок этого товара.
Другими словами, при анализе и отборе предпринимательских идей весьма важную роль играет та цель, которая руководит действиями предпринимателя.
В – т р ет ь и х, предприниматель проводит сравнительный анализ отобранных предпринимательских идей. Такой анализ осуществляется по данным приведенной выше таблицы на основе включенных в нее критериев. Оценивая каждую из идей по отдельным критериям, предприниматель получает какой-то суммированный итог, который и служит основой для сравнительного анализа всех включенных в таблицу идей. Решение о выборе лучшей, с точки зрения предпринимателя, идеи осуществляется в соответствии с теми целями, которые предприниматель ставит перед собой. Суммированный итог анализа по каждой идее нельзя выразить в абсолютном значении, потому решение принимается на основе главного критерия.
К примеру, я хочу как можно скорее выйти на рынок со своим товаром. По этому критерию я буду отбирать из списка приоритетную для меня идею, сопоставляя между собой различные варианты (например, я могу на основе идеи А выйти на рынок с товаром через 3 месяца, а с товаром Б через 4 месяца; идея А требует инвестирования в размере 1 млн. руб., которых у меня нет, а идея Б— 100 тыс. руб., которыми я обладаю; в данной ситуации я сделаю выбор в пользу идеи Б при прочих равных или близких условиях).
Проблема предпринимательской идеи, таким образом, предполагает деятельность предпринимателя по накоплению новых идей, их отбору и сравнительному анализу для принятия решения, какую из существующих идей можно было бы реализовать в данный момент.
В нынешних условиях в российской практике используются два варианта документального оформления процесса реализации предпринимательского проекта — бизнес-план или технико-экономическое обоснование.