Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Технико-экономический анализ деятельности предприятия» является составной частью учебного процесса и имеет своей целью формирование:
- профессиональных компетенций в области технико-экономического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- способности оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
- способности обосновывать решения;
- умения применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
- навыков и методов работы с литературой;
- исследовательских навыков и др.
Проведение технико-экономического анализа деятельности Компании ОАО «РЖД» (далее Компании) в рамках выполнения данной курсовой работы позволит закрепить и углубить изучение основ теории и практики технико-экономического анализа; практически показать умение пользоваться методами и приемами анализа; правильно обрабатывать исходные данные и оформлять аналитические таблицы; устанавливать направление и размер влияния отдельных факторов на изменение уровня показателей; объективно оценивать результаты деятельности.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа начинается с введения (2-3 страницы), в котором в первую очередь обосновывается актуальность проведения анализа, разъясняется значение экономического анализа на современном этапе развития экономики. Далее студент обозначает цель и соответствующие задачи аналитического исследования.
Аналитическая часть работы включает в себя следующие разделы:
1. Анализ выполнения плана перевозок.
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.
3. Анализ использования трудовых ресурсов.
4. Анализ движения, состояния и эффективности использования основных средств.
5. Анализ результатов деятельности Компании.
Каждый из расчетно-аналитических разделов выполняется в соответствии с рекомендациями, приведенными в данных методических указаниях. Текст должен соответствовать вопросам плана и излагаться в логической последовательности, обстоятельно, четко и грамотно.
В заключении четко формулируется сущность проведенных исследований в каждом разделе курсовой работы, их теоретическое и практическое значение, выводы должны быть обоснованными.
Список литературы является составной частью работы и характеризует глубину проработки вопросов, входящих в её состав. Он должен быть представлен в работе с соблюдением всех библиографических требований и содержать не менее 10-12 источников.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК
Содержание раздела:
1.1. Цели, задачи проведения анализа.
1.2. Информационная база для проведения анализа.
1.3. Обобщающие показатели работы транспорта по перевозкам.
1.4. Анализ выполнения плана перевозок грузов.
1.5. Факторный анализ пассажирских перевозок.
В основе всех финансовых показателей деятельности Компании лежит организационно-технический уровень производства, т.е. объём и качество продукции (перевозок), прогрессивность технологических процессов; качество используемой техники; техническая вооруженность труда; степень специализации производства, уровень управления.
Объем перевозок оказывает решающее влияние на доходы, расходы, прибыль и уровень рентабельности. Показатели плана перевозок определяют большую часть показателей производственно-финансового плана, и поэтому анализ отчёта о выполнении плана перевозок предшествует анализу остальных разделов.
В процессе анализа оценивают как выполнение плана текущего периода, так и динамику изменения показателей, характеризующих перевозки, вскрывают внутренние резервы увеличения объёма и повышения качества перевозок.
Обобщающим показателем работы железнодорожного транспорта по перевозкам является приведённая продукция (ΣPlприв) — это сумма грузооборота и пассажирооборота:
ΣPlприв = ΣΡl + ΣАl ,
где ΣΡl – грузооборот, т-км;
ΣАl – пассажирооборот, пасс.-км.
Используя плановые и отчётные данные, охарактеризуйте выполнение плана по грузообороту по форме табл. 1.1.
Таблица 1.1
Оценка выполнения объема перевозок
Показатель | Отчёт предшествующего года | Значение | Отклонение | ||||
План | Факт | Абсолютное отклонение к | Относительное отклонение к | ||||
плану | предшеств. году | плану | предшеств. году | ||||
Грузооборот, млрд. т-км. | |||||||
Пассажирооборот, млрд. пасс-км. | |||||||
Приведённые т-км (млрд.) |
При анализе причин отклонений от плана фактического объема погрузки грузов в тоннах используют следующие модели взаимосвязи:
ΣΡ = Uпогр × Pст ,
Рст = ,
где Uпогр – число погруженных вагонов;
Рст – статическая нагрузка на вагон, т;
yi – коэффициент, характеризующий долю вагонов, загруженных i-м видом грузов в общем объеме погрузки;
Pi – средняя статическая нагрузка на вагон, загруженный i-м грузом, т.;
n – количество видов (родов) перевозимого груза.
Оценку влияния отдельных факторов на объём погрузки в тоннах обычно выполняют способом корректировки, а анализ статической нагрузки — способом структурных сдвигов (табл. 1.2). Выполнение плана погрузки оценивают в целом и по видам перевозимых грузов, важнейших для каждой дороги, так как на финансовых результатах отражается не только количество перевозимых тонн груза, но и номенклатура перевозимых грузов из-за разницы в тарифных ставках, как на перевозки, так и на переработку грузов.
Особое внимание при анализе следует уделять факторам, определяющим качество перевозок
Таблица 1.2
Факторный анализ выполнения плана погрузки, млн. т.
Род груза | Выполнение плана по числу погруженных вагонов, % | Объём погрузки, млн. т. | Изменение погрузки, млн. т. | ||||
План | Скорректированный план | Факт | Всего | в т. ч. за счёт влияния | |||
Числа погруженных вагонов | Статической нагрузки | ||||||
Объём погрузки – всего, | |||||||
В т. ч. по родам грузов: - каменный уголь | |||||||
- железная руда | |||||||
- нефть и нефтепродукты | |||||||
- черные металлы | |||||||
- строительные грузы | |||||||
- прочие | |||||||
Итого погружено | |||||||
Влияние структуры погрузки |
Грузооборот анализируется в зависимости от числа перевезённых тонн груза и средней дальности перевозок (табл. 1.3). Эти показатели связаны между собой функциональной зависимостью, причем факторы объема перевозок и средней дальности независимы друг от друга. Для анализа используется следующая формула:
,
где - число перевезенных грузов, т.;
- средняя дальность перевозок, км.
Таблица 1.3
Оценка выполнения плана грузооборота
Показатель | Значение | Абсолютное изменение по сравнению с | Процент выполнения к | |||||
Предшествующий год | План | Факт | планом | предшеств. годом | плану | предшеств. году | ||
Всего перевезено грузов, млн. т, в т. ч: | ||||||||
Грузооборот, млрд. т- км, в т. ч: | ||||||||
- без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии | ||||||||
- вагонов иных собственников в порожнем состоянии | ||||||||
Средняя дальность перевозки 1т груза, км. | ||||||||
На величину средней дальности перевозок влияет их структура и дальность по видам сообщения, а внутри сообщения — структура и дальность перевозок по родам перевозимых грузов.
Оценить влияние на объём перевозок таких факторов, как число перевезенных грузов, средняя дальность перевозок, структура перевозок и их дальность по видам удобнее всего с помощью метода корректировки по форме табл. 1.4.
Таблица 1.4
Факторный анализ выполнения плана по грузообороту, млрд. т-км
Вид сообщения | Выполнение плана по объёму перевозимых грузов, % | Грузооборот, млрд. т-км | Изменение грузооборота, млрд. т-км | ||||
План | Скорректированный план | Факт | Всего | в т.ч. за счёт влияния | |||
объёма перевозимых грузов | средней дальности перевозок | ||||||
Грузооборот всего, млрд. т-км в т. ч.: | 96,9 | ||||||
- без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 98,4 | ||||||
- вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 106,9 | ||||||
Итого | |||||||
Влияние структуры перевозок |
Однако при анализе грузооборота методом корректировки следует учитывать, что нет данных о фактическом изменении средней дальности перевозок грузов.
Средняя дальность рассчитывается по следующей модели:
В заключение данного раздела необходимо уделить внимание пассажирообороту. При анализе пассажирооборота необходимо установить не только степень выполнения плана по числу отправленных и перевезенных пассажиров, но и выявить влияние на изменение пассажирооборота изменения структуры и средней дальности перевозок по видам сообщений. С использованием табл. 1.5 проанализируйте выполнение плана пассажирских перевозок. Сделайте вывод.
Аналитическая зависимость показателей перевозок пассажиров имеет следующий вид:
ΣАl = ΣА × ,
= Σγi × li ,
где ΣАl – количество перевезённых пассажиров, чел.;
– средняя дальность перевозок пассажиров, км.
γ – коэффициент, характеризующий долю перевозок по видам сообщений;
i – вид сообщения.
Таблица 1.5
Оценка выполнения плана по пассажирским перевозкам
Показатель | Предшествующий год | Отчётный год | Абсолютное изменение по сравнению с | Процент выполнения к | |||
план | факт | планом | предшеств. годом | плану | предшеств. году | ||
Число перевезенных пассажиров, млн. чел. из них по видам сообщений: | |||||||
- пригородное | |||||||
- дальнее | |||||||
Пассажирооборот, млрд. пасс-км., из них по видам сообщений: | |||||||
- пригородное | |||||||
- дальнее | |||||||
Средняя дальность перевозок, км, из них по видам сообщений: | |||||||
- пригородное | |||||||
- дальнее |
Пассажирские перевозки отличаются большой неравномерностью во времени и по направлениям, что ухудшает качественные показатели использования пассажирских вагонов и вызывает дополнительные непроизводительные затраты по обеспечению максимального объёма перевозок.
Факторный анализ пассажирооборота целесообразно выполнять способом корректировки в форме табл. 1.6.
Таблица 1.6
Факторный анализ выполнения плана по пассажирообороту
Вид сообщения | Выполнение плана по числу перевезенных пассажиров, % | Пассажирооборот, млрд. пасс-км | Изменение пассажирооборота, млрд. пасс-км | ||||
План | Скорректированный план | Факт | Всего | в том числе за счёт влияния | |||
числа перевезённых пассажиров | средней дальности перевозок | ||||||
Пассажиро-оборот, млрд. пасс-км., в т.ч. | |||||||
- пригородное | |||||||
- дальнее | |||||||
Итого | |||||||
Влияние структуры |
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Исходные данные приведены в базовом (основном) варианте (табл. А). Для каждого варианта заданы коэффициенты в виде процента прироста (снижения) уровня показателя базового варианта для того, чтобы подготовить исходную информацию для каждого отдельного варианта и привести ее в аналитический вид.
Например, формирование таблицы исходных данных для варианта, оканчивающегося на 41 осуществляется выполнением следующих операций:
- показатели базового варианта (табл. А) корректируются (пересчитываются) на коэффициенты их изменения согласно двум последним цифрам учебного шифра студента: плановое значение (4 столбец табл. А) корректируется по предпоследней цифре на +4%; фактическое (5 столбец табл. А) – по последней цифре на +1%, отчет предшествующего года для всех вариантов соответствует базовому варианту, приведенному в 3 столбце табл. А.;
- рассчитываются величины всех остальных недостающих показателей, необходимых для выполнения анализа по разделам курсовой работы;
- найденные величины показателей приводятся в аналитический вид: пересчитываются по формулам, логически и арифметически проверяются.
Таблица А
Базовый вариант исходных данных
Наименование показателя | Отчёт предшествующего года | План (корректируется на предпоследнюю цифру шифра) | Факт (корректируется на последнюю цифру шифра) | |
1. | Всего перевезено грузов, млн. т., в т.ч. | 1271,9 | 1275,8 | 1236,8 |
2. | Грузооборот, млрд. т-км., в т. ч: | 2782,6 | 2801,6 | 2813,1 |
- без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 2222,4 | 2219,8 | 2196,2 | |
- вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 560,2 | 581,8 | 616,9 | |
3. | Число перевезенных пассажиров, млн. чел. из них по видам сообщений: | 1058,8 | 1067,2 | 1079,5 |
- пригородное | 942,2 | 954,3 | 968,8 | |
- дальнее | 116,6 | 112,9 | 110,7 | |
- скоростное | ||||
4. | Пассажирооборот, млрд. пасс-км. из них по видам сообщений: | 144,6 | 141,7 | 138,5 |
- пригородное | 31,6 | 32,1 | 32,7 | |
- дальнее | 113,0 | 109,6 | 105,8 | |
- скоростное | 1,8 | 1,8 | 1,9 | |
5. | Объём погрузки, млн. т. – всего, | 1271,9 | 1275,8 | 1296,2 |
в т. ч. по родам грузов: - каменный уголь | 456,6 | 426,5 | 377,4 | |
- железная руда | 68,7 | 63,9 | 88,7 | |
- нефть и нефтепродукты | 367,6 | 346,2 | 363,8 | |
- черные металлы | 103,0 | 128,1 | 85,1 | |
- строительные грузы | 249,3 | 218,7 | 206,0 | |
- прочие | 26,7 | 92,4 | 175,2 | |
6. | Число погруженных вагонов, тыс. ваг. – всего, | |||
в т. ч. по родам грузов: - каменный уголь | ||||
- железная руда | ||||
- нефть и нефтепродукты | ||||
- черные металлы | ||||
- строительные грузы | ||||
- прочие | ||||
7. | Расходы по перевозкам – всего, млн. руб., в т.ч. | |||
- по грузовым перевозкам, млн. руб. | ||||
- предоставление услуг локомотивной тяги, млн. руб. | ||||
- от пассажирских перевозок в дальнем следовании, млн. руб. | ||||
- от пассажирских перевозок в пригородном сообщении, млн. руб. | ||||
- предоставление услуг инфраструктуры, млн. руб. | ||||
8. | Общие затраты, включая перевозочную деятельность, млн. руб. | |||
Материальные затраты, млн. руб. – всего, в т.ч. | ||||
Фонд оплаты труда, млн. руб. | ||||
Отчисления на социальные нужды, млн. руб. | ||||
Амортизационные отчисления, млн. руб. | ||||
Прочие материальные затраты, млн. руб. | ||||
9. | Среднемесячная заработная плата, руб. | |||
10. | Численность персонала, тыс. чел. – всего, в т.ч. | 935,7 | 927,3 | 902,7 |
- основная деятельность | 838,3 | 871,1 | 830,4 | |
в т.ч. рабочие | 610,9 | 608,2 | 595,6 | |
служащие | 31,2 | 30,8 | 29,4 | |
руководители | 66,7 | 67,4 | 68,4 | |
специалисты | 226,9 | 220,9 | 209,3 | |
- не основная деятельность | 97,4 | 56,2 | 72,3 | |
11. | Принято, тыс. чел. | 82,1 | 80,2 | 91,6 |
12. | Выбыло, тыс. чел в т.ч. | 100,8 | 112,6 | 124,6 |
-по собственному желанию, тыс. чел. | 49,6 | × | 47,2 | |
- за прогулы и другие нарушения, тыс. чел. | 7,2 | × | 6,7 | |
- выбыло по прочим причинам, тыс. чел. | 74,5 | × | 70,7 | |
13. | Среднегодовая стоимость основных фондов млн. руб. – всего, в т.ч. | |||
Здания, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Сооружения и передаточные устройства, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Машины и оборудование, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Транспортные средства, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Хозяйственный инвентарь, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Прочие основные фонды, млн. руб. | × | |||
- поступило, млн. руб. | × | |||
- выбыло, млн. руб. | × | |||
Итого основных производственных фондов, млн. руб. | ||||
14. | Доходы – всего, млн. руб. | |||
В т.ч. от перевозок, из них | ||||
- доходы от перевозки грузов, млн. руб. | ||||
- предоставление услуг локомотивной тяги, млн. руб. | ||||
- доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании, млн. руб. | ||||
- доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении, млн. руб. | ||||
- предоставление услуг инфраструктуры, млн. руб. | ||||
Доходы от прочих видов деятельности, млн. руб. | ||||
15. | Чистая прибыль, млн. руб. | |||
16. | Валюта баланса, млрд. руб. | 4330,8 | 4380,2 | 4577,5 |
17. | Капитал и резервы, млрд. руб. | 3481,8 | 3498,7 | 3540,3 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Иваненко А. Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте : учеб. для вузов ж.-д. трансп. – М. : Маршрут, 2004. – 568 с. – (Высшее профессиональное образование). – ISBN 5-89035-130-3
2. Данилин В. Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта : учебник для вузов ж.-д. трансп. / В. Ф. Данилин ; доп. Федер. агентством ж. д. трансп. – М. : УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2008. – 414 с.
3. Витченко М. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. М. : Маршрут, 2003. – 240 с.
4. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности : краткий курс для вузов / Г. В. Савицкая. – 2-е изд., испр. – М. : Инфра-М, 2006. – 320 с. – (Высшее образование). – ISBN 5-16-002174-4
5. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации : учебник для вузов / СпбГУЭиФ, рек. УМО по образ. в обл. фин., учета и мир. экономики ; под ред.: Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. образование, 2006. – 513 с. – (Университеты России). – ISBN 5-9692-0081-6
6. Официальный сайт ОАО «РЖД»: http: // rzd.ru
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Технико-экономический анализ деятельности предприятия» является составной частью учебного процесса и имеет своей целью формирование:
- профессиональных компетенций в области технико-экономического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- способности оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
- способности обосновывать решения;
- умения применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
- навыков и методов работы с литературой;
- исследовательских навыков и др.
Проведение технико-экономического анализа деятельности Компании ОАО «РЖД» (далее Компании) в рамках выполнения данной курсовой работы позволит закрепить и углубить изучение основ теории и практики технико-экономического анализа; практически показать умение пользоваться методами и приемами анализа; правильно обрабатывать исходные данные и оформлять аналитические таблицы; устанавливать направление и размер влияния отдельных факторов на изменение уровня показателей; объективно оценивать результаты деятельности.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа начинается с введения (2-3 страницы), в котором в первую очередь обосновывается актуальность проведения анализа, разъясняется значение экономического анализа на современном этапе развития экономики. Далее студент обозначает цель и соответствующие задачи аналитического исследования.
Аналитическая часть работы включает в себя следующие разделы:
1. Анализ выполнения плана перевозок.
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.
3. Анализ использования трудовых ресурсов.
4. Анализ движения, состояния и эффективности использования основных средств.
5. Анализ результатов деятельности Компании.
Каждый из расчетно-аналитических разделов выполняется в соответствии с рекомендациями, приведенными в данных методических указаниях. Текст должен соответствовать вопросам плана и излагаться в логической последовательности, обстоятельно, четко и грамотно.
В заключении четко формулируется сущность проведенных исследований в каждом разделе курсовой работы, их теоретическое и практическое значение, выводы должны быть обоснованными.
Список литературы является составной частью работы и характеризует глубину проработки вопросов, входящих в её состав. Он должен быть представлен в работе с соблюдением всех библиографических требований и содержать не менее 10-12 источников.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПЕРЕВОЗОК
Содержание раздела:
1.1. Цели, задачи проведения анализа.
1.2. Информационная база для проведения анализа.
1.3. Обобщающие показатели работы транспорта по перевозкам.
1.4. Анализ выполнения плана перевозок грузов.
1.5. Факторный анализ пассажирских перевозок.
В основе всех финансовых показателей деятельности Компании лежит организационно-технический уровень производства, т.е. объём и качество продукции (перевозок), прогрессивность технологических процессов; качество используемой техники; техническая вооруженность труда; степень специализации производства, уровень управления.
Объем перевозок оказывает решающее влияние на доходы, расходы, прибыль и уровень рентабельности. Показатели плана перевозок определяют большую часть показателей производственно-финансового плана, и поэтому анализ отчёта о выполнении плана перевозок предшествует анализу остальных разделов.
В процессе анализа оценивают как выполнение плана текущего периода, так и динамику изменения показателей, характеризующих перевозки, вскрывают внутренние резервы увеличения объёма и повышения качества перевозок.
Обобщающим показателем работы железнодорожного транспорта по перевозкам является приведённая продукция (ΣPlприв) — это сумма грузооборота и пассажирооборота:
ΣPlприв = ΣΡl + ΣАl ,
где ΣΡl – грузооборот, т-км;
ΣАl – пассажирооборот, пасс.-км.
Используя плановые и отчётные данные, охарактеризуйте выполнение плана по грузообороту по форме табл. 1.1.
Таблица 1.1
Оценка выполнения объема перевозок
Показатель | Отчёт предшествующего года | Значение | Отклонение | ||||
План | Факт | Абсолютное отклонение к | Относительное отклонение к | ||||
плану | предшеств. году | плану | предшеств. году | ||||
Грузооборот, млрд. т-км. | |||||||
Пассажирооборот, млрд. пасс-км. | |||||||
Приведённые т-км (млрд.) |
При анализе причин отклонений от плана фактического объема погрузки грузов в тоннах используют следующие модели взаимосвязи:
ΣΡ = Uпогр × Pст ,
Рст = ,
где Uпогр – число погруженных вагонов;
Рст – статическая нагрузка на вагон, т;
yi – коэффициент, характеризующий долю вагонов, загруженных i-м видом грузов в общем объеме погрузки;
Pi – средняя статическая нагрузка на вагон, загруженный i-м грузом, т.;
n – количество видов (родов) перевозимого груза.
Оценку влияния отдельных факторов на объём погрузки в тоннах обычно выполняют способом корректировки, а анализ статической нагрузки — способом структурных сдвигов (табл. 1.2). Выполнение плана погрузки оценивают в целом и по видам перевозимых грузов, важнейших для каждой дороги, так как на финансовых результатах отражается не только количество перевозимых тонн груза, но и номенклатура перевозимых грузов из-за разницы в тарифных ставках, как на перевозки, так и на переработку грузов.
Особое внимание при анализе следует уделять факторам, определяющим качество перевозок
Таблица 1.2
Факторный анализ выполнения плана погрузки, млн. т.
Род груза | Выполнение плана по числу погруженных вагонов, % | Объём погрузки, млн. т. | Изменение погрузки, млн. т. | ||||
План | Скорректированный план | Факт | Всего | в т. ч. за счёт влияния | |||
Числа погруженных вагонов | Статической нагрузки | ||||||
Объём погрузки – всего, | |||||||
В т. ч. по родам грузов: - каменный уголь | |||||||
- железная руда | |||||||
- нефть и нефтепродукты | |||||||
- черные металлы | |||||||
- строительные грузы | |||||||
- прочие | |||||||
Итого погружено | |||||||
Влияние структуры погрузки |
Грузооборот анализируется в зависимости от числа перевезённых тонн груза и средней дальности перевозок (табл. 1.3). Эти показатели связаны между собой функциональной зависимостью, причем факторы объема перевозок и средней дальности независимы друг от друга. Для анализа используется следующая формула:
,
где - число перевезенных грузов, т.;
- средняя дальность перевозок, км.
Таблица 1.3
Оценка выполнения плана грузооборота
Показатель | Значение | Абсолютное изменение по сравнению с | Процент выполнения к | |||||
Предшествующий год | План | Факт | планом | предшеств. годом | плану | предшеств. году | ||
Всего перевезено грузов, млн. т, в т. ч: | ||||||||
Грузооборот, млрд. т- км, в т. ч: | ||||||||
- без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии | ||||||||
- вагонов иных собственников в порожнем состоянии | ||||||||
Средняя дальность перевозки 1т груза, км. | ||||||||
На величину средней дальности перевозок влияет их структура и дальность по видам сообщения, а внутри сообщения — структура и дальность перевозок по родам перевозимых грузов.
Оценить влияние на объём перевозок таких факторов, как число перевезенных грузов, средняя дальность перевозок, структура перевозок и их дальность по видам удобнее всего с помощью метода корректировки по форме табл. 1.4.
Таблица 1.4
Факторный анализ выполнения плана по грузообороту, млрд. т-км
Вид сообщения | Выполнение плана по объёму перевозимых грузов, % | Грузооборот, млрд. т-км | Изменение грузооборота, млрд. т-км | ||||
План | Скорректированный план | Факт | Всего | в т.ч. за счёт влияния | |||
объёма перевозимых грузов | средней дальности перевозок | ||||||
Грузооборот всего, млрд. т-км в т. ч.: | 96,9 | ||||||
- без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 98,4 | ||||||
- вагонов иных собственников в порожнем состоянии | 106,9 | ||||||
Итого | |||||||
Влияние структуры перевозок |
Однако при анализе грузооборота методом корректировки следует учитывать, что нет данных о фактическом изменении средней дальности перевозок грузов.
Средняя дальность рассчитывается по следующей модели:
В заключение данного раздела необходимо уделить внимание пассажирообороту. При анализе пассажирооборота необходимо установить не только степень выполнения плана по числу отправленных и перевезенных пассажиров, но и выявить влияние на изменение пассажирооборота изменения структуры и средней дальности перевозок по видам сообщений. С использованием табл. 1.5 проанализируйте выполнение плана пассажирских перевозок. Сделайте вывод.
Аналитическая зависимость показателей перевозок пассажиров имеет следующий вид:
ΣАl = ΣА × ,
= Σγi × li ,
где ΣАl – количество перевезённых пассажиров, чел.;
– средняя дальность перевозок пассажиров, км.
γ – коэффициент, характеризующий долю перевозок по видам сообщений;
i – вид сообщения.
Таблица 1.5
Оценка выполнения плана по пассажирским перевозкам