Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ)
Предметом преступления являются денежные средства или иное имущество, приобретенные лицом в результате совершения им преступления.
Объективная сторона заключается:
· в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления;
· в использовании указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Субъективная сторона – прямой умысел. В данной статье (в отличие от ст.174 УК рФ) отсутствует указание на цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления.
Субъектом преступления является лицо, которое само приобрело денежные средства или имущество преступным путем.
Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК). Непосредственный объект преступления — совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере осуществляемого на законных основаниях процесса распределения материальных благ. Предмет преступления — имущество, добытое преступным путем, в частности, в результате хищения, получения взятки, коммерческого подкупа, незаконного предпринимательства, обмана потребителей и др. Объективную сторону преступления образует совершение одного из указанных в законе деяний: заранее не обещанного приобретения или сбыта имущества, добытого преступным путем.
Приобретение представляет собой любую форму получения имущества во владение виновного. Она может быть возмездной (например, покупка, обмен на иное имущество, компенсация трудом), так и безвозмездной (например, принятие в дар). Сбыт — это любая форма отчуждения имущества, также возмездная (продажа, обмен и т.д.) либо безвозмездная (например, передача в дар). По конструкции состав преступления формальный. Посягательство считается оконченным в момент получения во владение либо отчуждения имущества. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо должно быть осведомлено о том, что имущество, им приобретаемое или сбываемое, добыто именно в результате совершения преступления. Отсутствие осведомленности об этом обстоятельстве исключает уголовную отве-ность.
Приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем, влекут ответственность по ст. 175 УК в том случае, если они не были заранее обещаны лицу, получившему имущество при совершении соответствующего преступления. Если же лицо заранее, до совершения преступления, дало обещание его исполнителю приобрести или сбыть имущество, которое будет добыто, оно является соучастником (а именно, пособником) этого преступления.
Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Признаками, квалифицирующими рассматриваемое преступление, в соответствии с ч. 2 ст. 175 УК являются совершение его: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в отношении нефти, автомобиля или иного имущества в крупном размере
Крупный размер — понятие оценочное, вопрос о его содержании решается в каждом конкретном случае с учетом стоимости имущества, его значимости для потерпевшего и имущественного положения последнего.
Особо квалифицированными видами преступления являются совершение его организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, например, должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. 3 ст. 175 УК).
Рассмотренное преступное деяние следует отличать от легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, в форме совершения финансовых операций и других сделок с ними, а равно их использования для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ст.174 УК). Во-первых, отличие следует проводить по характеристике предмета: в ст. 174 УК — это денежные средства и иное имущество, приобретенные незаконным путем, а в ст. 175 УК — имущество, добытое исключительно преступным путем. Во-вторых, при легализации виновный стремится придать названному имуществу законный характер, облечь его в законные формы, а при совершении деяния, предусмотренного ст. 175 УК, подобное стремление отсутствует.