Издержки измерения качества и механизмы их снижения.

Совокупность различных характеристик товаров и услуг создает проблему измерения, поскольку все измерить и оценить невозможно.

В большинстве случаев издержки измерения минимизируются посредством применения различных институциональных механизмов. Прежде всего, выделяются несколько типов товаров, которые определяют те или иные формы минимизации издержек измерения:

- товары экспериментальные, качество которых можно оценить только лишь начав ими пользоваться. Производитель имеет существенную экономию на издержках измерения, поскольку порой покупателю измерять качественные характеристики товаров проще и дешевле в процессе эксплуатации, нежели в предконтрактный период. Поэтому существует система гарантий, то есть продавец гарантирует покупателю, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества, либо не будет обладать всеми перечисленными характеристиками, то продавец обменяет его на другой товар либо вернет деньги.

В эту группу товаров относятся продукты питания, например, банка шпрот. Несмотря на то, что покупатель может ознакомиться с отдельными характеристиками товара благодаря информации на этикетке, он не может установить вкусовые характеристики, быть уверенным в сохранности товара, поскольку помимо срока годности важным также является условия хранения и т.д. В таком случае механизмом регулирования рынка и гарантии качества будет обязательная сертификация продукции. Либо, в случае доказательства несоответствия товара существующим стандартам, путем экспертизы товара, можно потребовать от поставщика выполнения утилизации товара и расторжения контракта. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, только это возможно сделать только в процессе эксплуатации. - товары инспекционные, качество которых можно опробовать до их приобретения. Все основные характеристики описаны в инструкции по применению или др. информационных документах. К ним относятся только товары, так как качество услуг может быть оценено только после их осуществления. Качества таких товаров могут быть заранее прописаны в контракте заказчиком в виде технических требований и спецификаций. Заказчик может заранее зафиксировать требуемый уровень всех характеристик данного товара в техническом задании, оценить качество этих товаров в момент поставки и в случае несоответствия обратиться в суд. Примерами могут быть расходные материалы, такие как бумага, картриджи, строительные материалы, и др. Качество их стандартизировано и легко может быть оценено в момент поставки. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, что можно определить до заключения контракта.

- доверительные товары, качественные характеристики которых не могут быть установлены заказчиком самостоятельно даже после выполнения контракта. Тогда для измерения обращаются к помощи третьей стороны. Например, медицинские услуги, даже получив лечение мы не можем с точностью определить, было ли лечение оптимальным. Ориентируясь на характер доверительных благ, на рынке услуг возникает ряд институтов: 1. институт информационных посредников (например, консультационные структуры в медицине, образовательной деятельности и т.д.) 2. саморегулирующиеся профессиональные сообщества и организации, которые встраивать механизмы оценки качества и добровольной сертификации. 3. институты, аккумулирующие информацию о поставщиках услуг (например, составление рейтингов вузов и т.д.)

Качество таких благ является неверифицируемым, то есть в случае несоответствия предоставляемых услуг требуемому качеству, доказать это в суде бывает невозможно. Другими способами снижения издержек измерения являются. Контракты с долевым участием, когда до момента заключения контракта каждой из сторон сложно определить качество товара. Например, авторский гонорар малоизвестного писателя устанавливается в процентах от объема продаж, следовательно, выигрыш обоих сторон будет определяться спросом со стороны читателей. В противном случае нужно было бы заранее проводить маркетинговые исследования читателей, что повлекло бы большое количество издержек измерения. Однако подобные контракты заключаются не всегда, поскольку в данном случае снижается система стимулов, например, учитывая необходимость разделения выигрыша между продавцом и автором книги, первый может экономить на рекламе и других сигналах потребителю поскольку не имеет четкой заинтересованности в результатах. Торговая марка. Еще один способ снизить издержки измерения, в случаях, когда трудно определить как качество товара в момент покупки, так и предоставить систему гарантий по обмену или ремонту дефектных товаров. Фирменный знак будет сигналом покупателю о том, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемых товаров и осуществляет контроль на стадии производства, поэтому потребители могут полагаться на производимые им измерения. Производитель при этом несет издержки создания и поддержания репутации: контроль качества, поддержание его в неблагоприятных условиях. При этом обнаружение дефектного товара обойдется производителю намного выше, нежели перечисленные издержки. Чем труднее измерить качество в момент продажи и предоставить гарантию, тем более широко будут использоваться фирменные знаки при продаже товара. Еще один метод – «сокрытия информации» или метод «кота в мешке» - в некоторых случаях предоставить потребителю однородно качественную продукцию бывает затруднительно, поэтому потребителям приходится затрачивать средства, отбирая лучший экземпляр. К подобным товарам относятся фрукты-овощи, такими же характеристиками могут быть определены трудовые ресурсы, когда на работу нанимаются разные по способностям сотрудники за одинаковую заработную плату. В таком случае, чтобы не затрачивать средства на сортировку товара, предлагают товары блоками по определенной средней цене. Тогда издержки измерения будут сведены к минимуму.



Наши рекомендации