Издержки производства и пути их снижения на предприятии.

Каждое предприятие, фирма прежде чем начать производство продукции,определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции ценапродукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называемых «издержками производства». Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве. В общем виде издержки производства и реализации (себестоимостьпродукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Издержки могут рассматриваться с различных позиций. Если они исследуются с точки зрения отдельной фирмы (отдельного производителя), речь идет о частных издержках. Если же издержки анализируются с точки зрения общества в целом, то возникают внешние эффекты и, как следствие, необходимость учета общественных издержек. В условиях рынка между продавцом и покупателем возникают особые отношения купли-продажи. Вместе с тем возникают и отношения, не опосредованные товарной формой, но оказывающие непосредственное влияние на благосостояние людей (положительные и отрицательные внешние эффекты). Пример положительных внешних эффектов — расходы на НИОКР или подготовку специалистов, пример отрицательного внешнего эффекта — компенсация ущерба от загрязнения окружающей среды.

Общественные и частные издержки совпадают лишь при отсутствии внешних эффектов, либо при условии равенства нулю их суммарного эффекта.

Общественные издержки = Частные издержки + Внешние эффекты

Издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Постоянные издержки не зависят от объема производства. К постоянным издержкам относятся:

§ оплата процентов по банковским кредитам;

§ амортизационные отчисления;

§ выплата процентов по облигациям;

§ оклад управляющего персонала;

§ арендная плата;

страховые выплаты.

Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме. Они зависят от объема производства. К переменным издержкам относятся:

§ заработная плата

§ транспортные расходы

§ затраты на электроэнергию

§ затраты на сырье и материалы

Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Издержки бывают бухгалтерскими и экономическими.

Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки = Явные издержки

Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки

Из деления издержек на альтернативные и бухгалтерские вытекает классификация издержек на явные и неявные.

Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов, т.е. ресурсов, не находящихся в собственности данной фирмы. Например, сырье, материалы, топливо, рабочая сила и т.д. Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Для владельца капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т.д.) ранее осуществленные расходы на его приобретение не могут быть отнесены к явным издержкам настоящего периода. Однако владелец несет неявные издержки, поскольку он мог бы продать это имущество и вырученные деньги положить в банк под процент, или сдать его в аренду третьему лицу и получать доход.

Резервы снижения издержек производства:

1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение использования и применение новых видов сырья и т.д. экономия от применения данных мер, рассчитывается по формуле:

Э = (прямые текущие затраты на ед прод до внедрения - прямые текущие затраты на ед прод после внедрения)*объем произведенной продукции.

2. Совершенствование организации производства и труда – совершенствование структуры управления, улучшение материально-технического снабжения, сокращение транспортных расходов и т.д.

3. Изменение структуры продукции – увеличение доли продукции, которая позволяет получить более высокие финн результаты.

4. Отраслевые и прочие факторы.

31. структура цены и особенности ценообразования на продукцию предприятия в рыночных условиях.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги; важный показатель конъюнктуры рынка; фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, объема и территориального размещения производства; инструмент образования прибыли и управления эффективностью; фактор налогообложения; главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику; фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп; мощное орудие конкурентной борьбы.

Виды цен.

В зависимости от характера обслуживания оборота:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;
  • розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве.

По способу отражения транспортных расходов:

  • цена фрако-склад продавца – самовывоз.
  • Франко-станция отправления. Продавец оплачивает транспортные расходы до станции отправления.
  • Франко-станция назначения. В цену товара включаются транспортные расходы до выгрузки их в месте получения.
  • Франко-склад покупателя. Транспортные расходы оплачиваются продавцом до выгрузке товара на складе покупателя.

В зависимости от воздействия государства цены бывают:

1. Свободные – устанавливаются производителями на основе спроса и предложения.

2. Регулируемые – цены устанавливаются органами управления. Могут устанавливаться предельные цены – выше и ниже которых предприятие не может устанавливать цены и фиксированные цены – изменение которых возможно только по решению органа власти.

По способу фиксации:

1. Твердые – устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение срока поставки продукции.

2. Подвижные – фиксированы в договоре, но могут быть пересмотрены, если рыночная цена товара изменяется.

3. Скользящие – исчисляются путем пересмотра первичной договорной цены с учетом изменений в издержках производства.

Цена складывается:

1. Оптовая цена = себестоимость+прибыль

2. Отпускная цена без НДС = оптовая цена + акциз

3. Отпускная цена с НДС = отпускная цена без НДС + НДС = покупная цена оптового посредника

4. Продажная цена оптового посредника = отпускная цена с НДС + снабженческо-сбытовая надбавка

5. Розничная цена = продажная цена оптового посредника + торговая надбавка.

Методы ценообразования

1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс(Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing). К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

2. Метод стоимости изготовления(Conversion Cost Pricing). Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек.

3. Метод маржинальных издержек(Direct Costing System) предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.

4. Метод рентабельности инвестиций(Return on Investment Pricing) основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат.

5. Методы маркетинговых оценок(Pricing based on Market Considerations).Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

Наши рекомендации