Дью-дилидженс: основные цели, порядок проведения.

Дью-дилидженс: основные цели, порядок проведения.

Дью-ди́лидженс (англ. due diligence — "обеспечение должной добросовестности") — всестороннее исследование деятельности компании, её финансового состояния и положения на рынке. Это процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования (ОИ).

Цель процедуры Due Diligence – избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски (экономические, правовые, налоговые, политические, маркетинговые):

• риск признания сделки недействительной;

• риск наложения взыскания на имущество, ценные бумаги (акции);

• риск привлечения к налоговой, административной или уголовной ответственности;

• риск возникновения корпоративных конфликтов (захват, поглощение, судебные тяжбы);

• риск утраты интеллектуальной собственности (товарного знака, промышленного образца, изобретения, ноу-хау, коммерческой идеи, бизнес-плана и т.д.);

• политические риски и риск потери административных ресурсов (изменение законодательства, смена должностного лица, от которых зависел успех или стабильность соответствующего проекта, уголовное преследование);

• риск недобросовестных действий конкурентов (сговор с контрагентами, инициирование «заказных» налоговых, оперативных проверок, ценовая политика, лоббирование интересов и т.д.);

• риск неполучения или потери соответствующих разрешений, лицензий, согласований и т.д., от которых зависит проект, сделка и т.д.

Порядок проведения процедуры «Due Diligence»:

1. оценка бизнеса;

2. оценка системы бухгалтерского учета и достоверности отчетности и финансовый анализ; оценка налоговых рисков;

3. юридическая оценка рисков (по обязательствам), анализ учредительных документов.

3. Перечислите стратегии внедрения и адаптации. Приведите пример любых двух стратегий.

Стратегии внедрения и адаптации

• наступательные

o ретро нововведений

o стадийного преодоления

o технологической связанности

o радикального опережения

• оборонительные

o поддержки продуктового ряда

o технологического трансферта

o вертикального заимствования

o процессной имитации

o сохранения технологических позиций

o следования за рынком

o выжидания лидера

Кто такие бизнес-ангелы? Назовите стадию инновационного процесса, которая является для них наиболее привлекательной. Ответ обоснуйте.

Бизнес-ангел — частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный).

Бизнес-ангелы - это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития - "посевной" (seed) и "начальной" (start-up). Бизнес-ангелы - это первые профессиональные инвесторы, вкладывающие средства в инновационные компании. За ними, как правило, следуют венчурные, а затем прямые инвестиции. Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона евро.

Как отмечают специалисты Центра венчурных инвестиций при University of New Hampshire, в 2009 году 259 тысяч американских бизнес-ангелов проинвестировали 57 тысяч проектов на $17,6 млрд.

Российские же посевные инвестиции составляют, по данным РАВИ, около 60-70 миллионов долларов. Всего на посевные инвестиции в нашей стране требуется примерно 3 миллиарда в год – это оценка аналитиков венчурного рынка

Наступательные

• исследовательского лидерства

• следования жизненному циклу

• опережающей наукоемкости

Оборонительные

• лицензионная

• параллельной разработки

13. Перечислите проблемы, которые могут мешать «молодому» предпринимателю начать собственное дело (в РФ).

1. Организационные

2. Правовые

3. Экономические

4. Технические

5. Как провести маркетинговое исследование

6. Где найти сотрудника необходимой квалификации

7. Где и как зарегистрировать свою фирму

8. Как составить бизнес-план продвижения нового продукта на рынок

9. Где найти заинтересованных коммерческих партнеров

10. Где найти помещение?

14. Что такое «рынок лимонов»? Приведите пример.


«Рынок лимонов» (The Market for Lemons) — модель рынка, описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей с ассимитричной информацией, в результате которой нарушается принцип действия рыночного механизма, т.к. ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.

Была описана в работе лауреата Нобелевской премии (2001 г.) Джорджа Акерлофа в 1970 году «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм».

Существует множество рынков, где покупатели вынуждены использовать ту или иную рыночную статистику для вынесения суждений о качестве товаров, которые им предстоит купить. На таких рынках у продавцов появляется стимул выставлять на продажу товары низкого качества, поскольку высокое качество создает репутацию в основном не конкретному торговцу, а всем продавцам на рынке, к которому эта статистика относится. В результате возникает тенденция к уменьшению как среднего качества товаров, так и размеров рынка.

Пример с подержанными автомобилями позволяет уловить самую суть проблемы. На данном рынке в продаже присутствуют обычные подержанные автомобили в хорошом состоянии. За один такой автомобиль покупатель готов уплатить 4000$, а продавец в свою очередь согласен продать его по любой цене выше 3500$. Однако, на данном рынке также присутствуют другие продавцы, которые пытаются сбыть автомобили с дефектами (в Америке такие автомобили называются «лимонами»), выдавая их за нормальные, за которые они согласны получить цену выше 2000$, а покупатели заплатили бы за него не больше 2500$. Приобретая новый автомобиль, индивид заранее не знает, что он покупает — хорошую машину или «лимон».

Если предположить, что информация распределеяется симметрично, то в результате существовали бы отдельные рынки для обеих категорий автомобилей. Но т.к. информация ассиметрична (лишь продавец знает о своей машине все), существует данный «рынок лимонов».

Если принять во внимание, что количество хороших и плохих автомобилей одинаково, можно найти среднюю цену на автомобиль:

(4000$ + 2500$) / 2 = 3250$

Как видно, за такую цену продавцы хороших машин не будут сбывать свои автомобили, а «лимоны» будут продаваться по цене превышающую их ценность. Таким образом «лимоны» начинают вытеснять качественный товар с рынка.

Источник: Интернет

15. Какие задачи решают бизнес-инкубаторы?

  1. Поиск помещений для производства и офиса,
  2. Организацию связи,
  3. Приобретение вычислительной и оргтехники,
  4. Поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Конечным продуктом деятельности бизнес–инкубатора является независимый предприниматель, хорошо адаптированный к условиям рыночной среды.

Главная функция бизнес-инкубатора – оказание комплекса необходимых услуг начинающим предпринимателям, только приступающим к созданию нового дела.

16. акие требования выдвигаются к формулированию целей при построении системы KPI?

Основными критериями выбора KPI является

• Их соответствие общим целям компании,

• Сбалансированность по проекциям,

• Возможность влияния на них сотрудников,

• Простота и понятность.

На каждом организационном уровне должно быть не более 3–5 KPI, иначе их будет невозможно эффективно контролировать.

17. Что такое технопарк?

Технопарк (сокращение от технологический парк) – это территория, на которой для создания благоприятных условий по разработке и коммерциализации инноваций объединены научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия (синонимы: технополисы, технограды)

18. Назовите 5 препятствий для развития инновационного бизнеса в РФ.

19. Как называется самая ранняя стадия инновационного проекта? В чем ее особенность?

Посевная стадия жизни инновационного проекта - это период, когда и бизнеса как такового нет: непонятно, сработает ли бизнес идея, удастся ли надежно защитить патентами созданную интеллектуальную собственность, сколько времени и денег придется потратить на ее коммерциализацию и есть ли вообще рынок и спрос на продукцию.

На посевной стадии (seed stage) компания находится в стадии формирования, имеется лишь проект или бизнес-идея, идет процесс создания управленческой команды, проводятся НИОКР и маркетинговые исследования.

Посевная стадия наиболее интересна для бизнес-ангелов.

Дью-дилидженс: основные цели, порядок проведения.

Дью-ди́лидженс (англ. due diligence — "обеспечение должной добросовестности") — всестороннее исследование деятельности компании, её финансового состояния и положения на рынке. Это процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования (ОИ).

Цель процедуры Due Diligence – избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски (экономические, правовые, налоговые, политические, маркетинговые):

• риск признания сделки недействительной;

• риск наложения взыскания на имущество, ценные бумаги (акции);

• риск привлечения к налоговой, административной или уголовной ответственности;

• риск возникновения корпоративных конфликтов (захват, поглощение, судебные тяжбы);

• риск утраты интеллектуальной собственности (товарного знака, промышленного образца, изобретения, ноу-хау, коммерческой идеи, бизнес-плана и т.д.);

• политические риски и риск потери административных ресурсов (изменение законодательства, смена должностного лица, от которых зависел успех или стабильность соответствующего проекта, уголовное преследование);

• риск недобросовестных действий конкурентов (сговор с контрагентами, инициирование «заказных» налоговых, оперативных проверок, ценовая политика, лоббирование интересов и т.д.);

• риск неполучения или потери соответствующих разрешений, лицензий, согласований и т.д., от которых зависит проект, сделка и т.д.

Порядок проведения процедуры «Due Diligence»:

1. оценка бизнеса;

2. оценка системы бухгалтерского учета и достоверности отчетности и финансовый анализ; оценка налоговых рисков;

3. юридическая оценка рисков (по обязательствам), анализ учредительных документов.

3. Перечислите стратегии внедрения и адаптации. Приведите пример любых двух стратегий.

Наши рекомендации