Широкие жесты за бюджетный счет
Бизнес-партнеры главы Великих Лук Николая Козловского получают от муниципалитета щедрые подарки, из-за которых городская казна вынуждена влезать в долги
Власть в Великих Луках сосредоточена в одних руках – главы города Николая Козловского и его так называемой команды из числа депутатов Гордумы и чиновников горадминистрации. В результате такой системы управления Великие Луки превращаются в нищий город с богатым кланом своего главы. И вот тому очередное подтверждение. Недавно депутаты Великолукской городской Думы внесли корректировки в бюджет 2017 года: принятый бездефицитным, он «вдруг» показал брешь в размере 66 млн рублей. Администрация города выступила с предложением: для ликвидации дефицита взять кредит в коммерческом банке – 50 млн рублей под 10,5 процентов. Депутаты Гордумы это предложение с готовностью поддержали. Будь они действительно народными избранниками, могли бы принять совсем другое решение – отменить все льготы и преференции, которые сегодня имеют в городе десятки фирм бизнес-империи Козловского и из-за которых бюджет недополучает миллионы рублей доходов. В таком случае никакого кредита могло и не понадобиться. Но в том-то и дело, что в составе городского собрания заседают преимущественно бизнес-партнеры, бывшие подчиненные и просто «пешки» Козловского. Им проще одобрить кабальный для муниципалитета коммерческий кредит, чем лишить преференций бизнес-империю своего шефа и компаньона.
В предыдущих расследованиях мы рассказывали о финансовых потерях города из-за передачи муниципального имущества в собственность и в аренду аффилированным с Козловским фирмам и предпринимателям. По данным экс-депутата Гордумы Александра Максимова, только одна такая компания – ООО АПК «Велагро» – не заплатила в бюджет более 30 млн рублей! Это деньги за доставшееся ей в результате приватизации помещение бывшей детской библиотеки имени Гайдара на улице Ленина (сейчас там находится продуктовый магазин «Дикси»). По мнению прокуратуры Псковской области, компании давнего партнера Козловского – Игоря Павлюка – безосновательно получили на льготных условиях недвижимость по ул. Комсомольца Зверева, 41. Но даже те копейки, что должны были поступать от Павлюка и Ко в городской бюджет в течение пяти лет, выбиваются только через ультиматумы и суды. Еще одна аффилированная с главой города фирма – «Ультравел» – систематически не оплачивала аренду муниципального помещения по ул. Дьякова, 13, и деньги с нее также взыскивались через суд. Напрашивается вывод о том, что бизнес-империя Козловского относится к муниципальному имуществу как к своему собственному. Иначе объяснить упорное нежелание бизнесменов расплачиваться за покупку и аренду объектов с городской казной просто невозможно. Но ведь средства от продажи, аренды – это и есть тот самый городской бюджет (из них складывается статья «Неналоговые доходы»), которые сегодня оказался дефицитным!
Но и это еще не все – мы выяснили, что бюджет Великих Лук теряет миллионы рублей на наружной рекламе. В городе около 120 площадок, которые принадлежат муниципалитету и которые на аукционах передаются предпринимателям в пятилетнюю аренду – для размещения рекламных конструкций. Выигравшие торги компании могут размещать на баннерах (и прочих носителях) свою рекламу или рекламу своих клиентов – главное, не забывать вносить ежегодную арендную плату в городской бюджет. Казалось бы, выгодное сотрудничество: доход должны получать и бизнесмены, и муниципалитет. Но в Великих Луках рынок наружной рекламы сегодня фактически лишен конкуренции: он поделен между местными фирмами бизнес-империи Козловского и питерскими, к которым власти почему-то тоже благоволят. Раз за разом эти фирмы выигрывают торги на аренду рекламных площадок, причем, по таким расценкам, что в городской бюджет поступают одни «слезы».
…В марте 2012 году в Великих Луках разразился скандал: владелица местной компании «Мир Напитков» Мария Поливахина пожаловалась в УФАС Псковской области на городские власти, «отсекающие» конкурентов ряда рекламных фирм. Предпринимательница рассказала, что подала документы на участие в двух аукционах на размещение рекламных конструкций. 16 февраля состоялись первые торги (организатор – Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки – КУМИ). На них «Мир Напитков» выиграл пять лотов, чем обескуражил организатора и остальных участников аукциона, аффилированных с властями. Это ООО «Билборд Дизайн» и ООО «ЭЛВО-Аудит» (предприятия зарегистрированы по одному адресу с ЗАО «ЗЭТО», которое, как считают в Великих Луках, подконтрольно Козловскому), ООО АПК «Велагро» (о связях компании с Козловским через его бывшего подчиненного Сергея Горлина мы уже рассказывали), Максим Петрищев и Павел Фридолин (связанные между собой питерские бизнесмены, к которым благоволят местные чиновники).
- На лоты, где наша организация не заявилась…. право заключения договоров аренды… было разыграно между вышеуказанными участниками по договоренности… и продано с разницей в «шаг аукциона», по минимальной цене, - отмечала в своей жалобе Поливахина. - А лоты, в которых заявилась наша организация, были проданы по цене более, чем 210 000 рублей, что указывает на честную конкурентную борьбу и «чистые торги», а не «торги лотов по договоренности».
На следующий аукцион, который должен был состояться через несколько дней, «Мир Напитков» организаторы уже не допустили – по надуманному поводу. В итоге 15 лотов разыграли между собой все те же аффилированные с властью фирмы и лица («Билборд Дизайн», «ЭЛВО-Аудит», АПК «Велагро» и предприниматели Петрищев с Фридолиным). Более того, КУМИ г. Великие Луки еще и отменило итоги аукциона 16 февраля, отказавшись таким образом заключать договор аренды с компанией Поливахиной.
Руководство УФАС Псковской области, внимательно изучив документы аукциона и разобравшись в ситуации, встало на сторону Поливахиной. Антимонопольщики предписали КУМИ г. Великие Луки заключить с предпринимательницей договор о размещении рекламы по итогам аукциона 16 февраля. Это предписание КУМИ пыталось опротестовать, но все суды встали на сторону антимонопольщиков и Поливахиной – от Псковского областного арбитража до Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Последний вынес решение по делу в ноябре 2012 года. Комментируя ситуацию, замглавы УФАС Псковской области Ольга Милонаец отмечала, что КУМИ г. Великие Луки тянуло время, в итоге в течение долгих месяцев предпринимательница Поливахина не могла вести свою законную деятельность, а казна города Великие Луки не получала арендную плату. Потери бюджета, как отмечала Милонаец, равны «стоимости ремонта минимум одной кровли дома». Чиновница областного УФАС также была возмущена, что никто из администрации города за вопиющие нарушения при проведении аукциона не ответил!
После судебных разбирательств пятилетний договор между фирмой Поливахиной и КУМИ все же был заключен, но реализован он не был. На тех участках, которые выиграл «Мир Напитков», уже стояли билборды, и сколько предпринимательница не билась, власти так и не освободили для нее место. Ссылались на то, что «не имеют информации о владельцах». Любопытно, что после обращения Поливахиной в городскую прокуратуру была проведена проверка, в ходе которой и выяснилось, что, например, ООО «АПК «Велагро» установило свои билборды в районе Октябрьского проспекта без разрешения администрации и спокойно снимает «сливки» с рекламодателей. Арбитражный суд Псковской области по иску прокуратуры приговорил аффилированную с Козловским компанию к штрафу – 50 тыс. рублей. Только это сумма – мелочь на фоне доходов фирмы. По приблизительным подсчетам, владельцы двустороннего билборда в то время получали с рекламодателей ежегодно (и, еще раз подчеркнем, незаконно) не менее 700 тыс. рублей.
Так и не разобравшись с самовольными баннерами, в конце 2013 года КУМИ г. Великие Луки обратилось в суд и… потребовало у предпринимательницы арендную плату почти за два года! Суды Комитету в иске отказали, ведь «Мир Напитков» так и не смог установить свои баннеры - рекламные площадки фактически были заняты «неизвестными» арендаторами. Подчеркнем, что Поливахина выиграла на аукционе пять лотов, подняв стоимость аренды каждого в среднем до 200 тыс. рублей в год. То есть бюджет, если бы городские власти были заинтересованы в его наполнении, получил бы за пять лет аренды несколько миллионов рублей.
В конце концов в том же 2013 году договор между Поливахиной и КУМИ был расторгнут, предпринимательница ушла с рекламного рынка Великих Лук. И сегодня аффилированным с властями компаниям фактически никто не составляет конкуренции. Как результат – падает стоимость аренды (аукционы проводятся либо с единственным участником, либо по принципу «торги между собой») и снижаются поступления в городской бюджет. Один пример – в качестве иллюстрации. Среди выигранных в 2012 году компанией «Мир Напитков» был лот на размещение рекламы возле дома № 39 по ул. Комсомольца Зверева – за него была предложена арендная плата в размере более 230 тыс. рублей в год. В апреле нынешнего года КУМИ г. Великие Луки разыграло право аренды по тому же адресу на аукционе с единственным участником – Максимом Петрищевым. Так вот он будет платить в бюджет в три раза меньше – 70 тыс. рублей ежегодно! Это начальная цена лота – предприниматель, в отличие от Поливахиной, не поднял ее даже на «шаг аукциона». По начальной цене, к слову, М. Петрищеву досталось право размещения рекламных конструкций на пересечении ул.3-й Ударной Армии и ул. Дьяконова, где ежегодный платеж еще меньше – 48,3 тыс. рублей! Чем не подарок со стороны городских властей?!
В том же апрельском аукционе на три другие лота претендовал также единственный участник – Великолукская телерадиокомпания. Она аффилирована с главой города: принадлежит давнему бизнес-партнеру Козловского Игорю Павлюку (мы его сегодня уже упоминали) и племяннику Козловского, гендиректору ЗАО «ЗЭТО» Денису Мунштукову. Фирме ВТРК аренда рекламных площадок обойдется в смешные деньги: по адресу «Перекресток ул. Горицкая – ул. Золотковская» – в 49,5 тыс. рублей в год, вблизи дома №3 по ул.Стадионная – в 49,5 тысяч, вблизи дома №7А по ул. Холмская – в 60,8 тыс. рублей.
Все лоты «ушли» по начальной цене. Разве это не договорной аукцион, не подарок властей аффилированной с Козловским фирме?!
По аналогичной схеме прошли торги и в сентябре – договоры КУМИ г. Великие Луки подписало с единственными участниками, в их числе М. Петрищев и Великолукская телерадиокомпания. Стоимость аренды оказалась вновь, мы считаем, символическая – в районе 50 тыс. рублей в год.
Напомним, что в собственности муниципалитета – порядка 120 мест для размещения рекламных конструкций. Если (мы предполагаем) на каждой площадке теряется в среднем 150 тыс. рублей ежегодно, то какую сумму неналоговых доходов теряет бюджет города? Нетрудно ведь это подсчитать, тем более что в Великих Луках формально есть соответствующие структуры – от комитета по бюджету, налогам, финконтролю Гордумы до недавно созданного Комитета по противодействию коррупции в регионах РФ. Однако состав этих структур таков, что они не станут, как мы полагаем, заниматься подобными подсчетами. А ведь при адекватной стоимости аренды рекламных площадок город мог бы и крыши домов ремонтировать, и брешей в бюджете не допускать. Но к такому раскладу, нам представляется, город придет только с появлением новой команды, не связанной с крайне прожорливой бизнес-империей Николая Козловского.