Бюджетный процесс и бюджетный дефицит

Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может бытьсравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызываются следующими причинами:

1) общий спад производства в экономике страны;

2) рост издержек общественного производства;

3) чрезмерный выпуск в обращение денег, не покрываемых товарными массами;

4) преобладание в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;

5) больше объемы финансирования военных расходов, на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;

6) крупномасштабный оборот «теневой» экономики;

7) непроизводительные расходы и потери в национальном хозяйстве.

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

а) государственные займы;

б) увеличение налогообложения;

в) эмиссия денег.

В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в прямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно – путем выпуска государственных ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы и посредством банковского мультипликатора увеличивают количество денег в обращении.

Бюджетный процесс (бюджетная процедура) – это регламентированная деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, контролю за исполнением и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным Законом «О республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.

Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение утверждение – функции Парламента и местных маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.

Для разработки проекта республиканского бюджета Президент Республики Казахстан образует бюджетную комиссию, которая на основе параметров индикативного плана социально-экономического развития страны формирует и вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан важнейшие бюджетные показатели:

объемы поступлений в республиканский бюджет, бюджеты областей и городов Астаны и Алматы, финансовые фонды (бюджеты) специальных зон;

лимиты расходов и кредитования республиканского бюджета по функциональным группам и администраторам бюджетных программ;

размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;

совокупный лимит заимствования местными исполнительными органами.

Администраторы республиканских бюджетных программ в пределах лимитов вносят в Министерство финансов свои бюджетные программы, а акимы областей и городов Астаны и Алматы определяют перечень и лимиты местных бюджетных программ на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений, лимитов заимствования и минимальных сумм расходов по особо важным местным бюджетным программам.

Министерство финансов Республики Казахстан в соответствии с бюджетными показателями, утвержденными Правительством, разрабатывает и представляет проект закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год в Правительство.

Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год представляется Правительством в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.

Утверждение республиканского бюджета и внешние в него изменений и дополнений происходит на совместном заседании палат, после процедур последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала в Мажилисе, а затем – в Сенате.

Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. В случае, если Парламент в этот срок не примет Закон о республиканском бюджете, Президент вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.

Местные бюджеты разрабатывают местные исполнительные органы областей и городов Астаны и Алматы: они в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений и доведенных им лимитов заимствования разрабатывают проекты местных бюджетов и представляют прогнозы бюджетов Министерству финансов.

Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят их на рассмотрение маслихатов, которые в течение двух недель принимают решение об их утверждении.

Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующих маслихатов, которые не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета.

Экзаменационный билет № 9

Наши рекомендации