Государственный и консолидированный бюджеты. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный федерализм

Центральным звеном всей финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства.

С одной стороны, бюджет (в переводе с фр. – кожаный кошелек, сумка для хранения денег) – это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает экономический субъект (государство, территория, предприятие, семья); с другой – бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, соответствие между поступлением и расходованием средств в течение определенного времени, обычно года.

Бюджетная политика – это формирование и использование средств всех уровней как единого целого с целью реализации стратегических целей государства.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство, использующее его на финансирование народного хозяйства, содержание аппарата управления, обеспечение обороны, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования. Государственный бюджет выступает в качестве материального средства реализации функций государства.

В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения. Они представляют собой финансовые отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением – с другой.

Перераспределение ВНП при помощи бюджета осуществляется путем особых экономических форм в виде доходов и расходов.

Доходы бюджета формируются за счет источников, которые делятся на внутренние и внешние.

К внутренним относятся доходы, которые связаны с внутренним (национальным) производством товаров и услуг. Доходы включают в себя такие компоненты, как:

· налоги (обязательные платежи, взимаемые в государственный или местный бюджет с физических и юридических лиц);

· сборы (платежи за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и т. д.).

Внешние источники – это доходы в виде заемных средств, предоставляемых другими государствами или международными организациями.

Расходование бюджета осуществляется путем распределения и использования бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. С учетом общественных нужд бюджетные средства могут выделяться: на нужды народного хозяйства; на социально-культурные мероприятия; на оборону; на управление.

Расходы подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов входят расходы на текущие нужды. В бюджет развития включаются средства, предназначенные для инвестиций, связанных с социально-экономическим развитием территорий, с инновационной деятельностью, с осуществлением крупных экономических программ.

В тех случаях, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит.

Необходимо иметь в виду, что если дефицит носит временный характер и не превышает 10 % от суммы доходов, то он считается вполне допустимым. Дефицит, превышающий уровень 20 %, является критическим.

Преодоление бюджетного дефицита в первую очередь должно опираться на развитие производства, на достижение финансовой устойчивости всех отраслей и предприятий различных форм собственности, на активизацию предпринимательской деятельности.

Секвестр. В целях обеспечения стабильности в области бюджетных отношений могут устанавливаться размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестирования расходов, который заключается в том, что осуществляется пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям.

Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стране за определенный период времени, за вычетом имевшихся в это же самое время положительных сальдо. Государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг – это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций государственных займов.

Внешний долг – это задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Наличие большого государственного долга сопровождается расстройством функционирования финансовой системы, возникновением неплатежей, появлением неуверенности в деловой активности среди предпринимателей и отдельных граждан.

Бюджетная система – это совокупность используемых в стране бюджетов, основанных на определенных принципах и юридических нормах, с учетом государственного устройства.

Бюджетное устройство России включает в свой состав:

· федеральный (республиканский) бюджет, в котором сосредоточиваются бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления затрат, имеющих общегосударственный характер;

· бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты);

· местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

В целом в бюджетную систему России включаются: федеральный бюджет; республиканские бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации; краевые и областные бюджеты; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области; бюджеты поселков, районных городов, расположенных на территории района и других населенных пунктов. Вся бюджетная система России построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности.

Принцип единства означает, что все бюджеты строятся по единым правовым нормам.

Принцип самостоятельности означает, что все уровни бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом их использования на нужды каждого из субъектов.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для проведения сопоставимых расчетов и анализа.

Внебюджетные фонды – это особая форма использования денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач. По целевому назначению внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; по уровню управления – на федеральные, региональные и местные.

К числу основных внебюджетных фондов в России относятся:

· Фонд государственного социального страхования;

· Пенсионный фонд;

· Фонд обязательного медицинского страхования и др.

Фонд государственного социального страхования предполагает создание денежных ресурсов для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания. Этот фонд создается страховым методом при обязательном участии предприятий и организаций.

Пенсионный фонд представляет собой организационно-финансовую структуру, которая обслуживает пенсионеров. Он занимается целевым сбором средств для выплаты пенсий и пособий на детей. Доходы Пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов предприятий и организаций; граждан, занимающихся трудовой деятельностью; а также средств из республиканского бюджета для выплаты государственных пенсий и пособий военным.

Государственный фонд занятости необходим для материальной поддержки лиц, потерявших работу, а также для их обучения другой специальности. Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов.

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. В Петербурге, например, учреждения здравоохранения, включенные в систему оказания обязательных медицинских услуг, выдают гражданам страховые медицинские полисы, владельцы которых получают право на бесплатную медицинскую помощь.

Бюджетный федерализм – это совокупность принципов и механизмов бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления, предполагающая децентрализацию финансовой системы и расширение бюджетных прав регионов.

Основными принципами бюджетного федерализма являются:

· самостоятельность бюджетов различных уровней;

· законодательное разграничение бюджетной ответственности и полномочий по расходованию доходов между федеральными, региональными и местными органами управления;

· установление правовых методов регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи субъектам Федерации;

· обеспечение соответствия (сбалансированности) между функциями по расходованию средств и поступлениями доходов, закрепленными за данным бюджетным уровнем.

Российская система бюджетного федерализма включает:

· систему полюсов бюджетных потоков: федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации и местные бюджеты;

· налоговый федерализм, т. е. разграничение налогов на федеральные, региональные и местные;

· создание блока финансовых трансфертов в виде федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;

· блок дотаций и субвенций субъектам Федерации.

Наши рекомендации