Сравнительный анализ методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Название методики | Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи количественных показателей | Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи качественных показателей | Цель проведения анализа |
Система комплексного экономического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова (КЭА) | Анализ использования производственных средств; Анализ использования материальных ресурсов; Анализ использования труда и заработной платы; Анализ величины и структуры авансированного капитала; Анализ себестоимости продукции; Анализ оборачиваемости производственных средств; Анализ объема, структуры и качества продукции; Анализ прибыли и рентабельности продукции; Анализ рентабельности хозяйственной деятельности; анализ финансового состояния и платежеспособности | Анализ организационно-технического уровня, социальных, природных, внешнеэкономических условий производства | Оценка эффективности деятельности предприятия |
Методика Банка Франции | Оценка деятельности; Оценка кредитного дела; Оценка платежеспособности | Оценка руководителей | Оценка надежности предприятия как кредитополучателя |
Методика Бундесбанка | Оценка рентабельности окупаемости; Оценка ликвидности | нет | Оценка надежности предприятия как кредитополучателя |
Методика Банка Англии | Рыночный риск; Прибыль; Пассивы | Рыночный риск; Бизнес; Контроль; Организация; Управление | Оценка надежности коммерческого банка |
Методика Федеральной резервной системы США | Капитал, активы, доходность, ликвидность | Менеджмент | Оценка надежности коммерческого банка |
Однако, как видно из приведенного анализа методик, ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.
Рассматривая методику КЭА, следует отметить, что ее сильной стороной является то, что она представляет наиболее полные и детальные рекомендации по анализу финансового состояния на основании финансовой отчетности компании, а также наиболее полный набор финансовых показателей, ориентированных на оценку финансового состояния и эффективности бизнеса анализируемой компании.
В ходе оценки инвестиционной привлекательности оценивается эффективность инвестиций.
Эффективность инвестиций определяется с помощью системы методов, которые отражают соотношение связанных с инвестициями затрат и результатов. Методы позволяют судить об экономической привлекательности инвестиционных проектов и экономических преимуществах одного проекта перед другим.
По виду хозяйствующих субъектов методы могут отражать:
- экономическую (народнохозяйственную) эффективность с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в реализации проектов регионов, отраслей и организаций;
- коммерческую эффективность (финансовое обоснование) проектов, определяемую соотношением финансовых затрат и результатов для проектов в целом или для отдельных участников с учетом их вкладов;
- бюджетную эффективность, отражающую влияние проекта на доходы и расходы соответствующего федерального, регионального и местного бюджетов [7, с. 219].
Предприятия со средней степенью инвестиционной привлекательности отличаются активной маркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегося потенциала. При чем, те предприятия, система управления на которых, ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, на которых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряют свои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностью ниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, что связано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала и рыночных возможностей.
Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал не прирастает, а лишь выступает в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционной привлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.
Потенциального инвестора, партнер и непосредственно руководство предприятия интересует не только динамики изменения инвестиционной привлекательности предприятия за прошедший период времени, но и тенденции изменения ее в будущем. Знать тенденцию изменения данного показателя – значит, с одной стороны, быть готовым к затруднениям и принять меры для стабилизации производства, или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших и усовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффектности работы предприятии в слабых метах и так далее.
Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления, но ни одна из низ них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.