Факторы повышения инвестиционной привлекательности предприятия

Для определения возможных мер по повышению инвестиционной привлекательности по мнению Т.Б. Бердниковой необходимо провести соответствующую диагностику и экспертизу на предприятии. В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.

По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при анализе предприятия любой инвестор придает юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих пакеты акций предприятия, важным моментом являются права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность контролировать направления расходования вложенных средств.

Инвестор выдвигает различные требования к предприятию при принятии решения об инвестировании. При этом опыт показывает, что предприятия достаточно часто не соответствуют перечисленным требованиям инвестора.

В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандара предлагают провести планирование инвестиционной привлекательности - ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности (большего соответствия требованиям инвесторов).

Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализа существующей ситуации. Этот анализ позволяет:

· определить сильные стороны деятельности компании;

· определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;

· разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

Е. Маленко и В. Хазанова считают, что одним из самых сложных мероприятий по планированию повышения инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Они выделяют несколько направлений, по которым может проводиться реструктуризация:

1. Реформирование акционерного капитала. Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала - дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости компании или группы компаний.

2. Изменение организационной структуры и методов управления. Данное направление реформирования нацелено на совершенствование процессов управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать новым процессам управления.

3. Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов.

4. Реформирование производства. Данное направление реструктуризации направлено на совершенствование производственных систем предприятий.

Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений. В процессе повышения инвестиционной привлекательности одно из крупнейших российских ювелирных предприятий провело комплексное реформирование системы управления. В результате реформирования была повышена эффективность системы контроля затрат, бюджетирования, контроля исполнения планов. Следствием проведенных мероприятий стал рост рентабельности деятельности и появились реальные основания для инвестора рассматривать предприятие как способное эффективно освоить инвестиции.

А.А. Ройзман в числе средств повышения инвестиционной привлекательности выделяет составление и определение стратегии предприятия. Стратегия - это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг).

Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). В практике были случаи, когда инвестор не рассматривал локальные проекты предприятия, несмотря на их хорошие финансовые показатели, поскольку проекты не были связаны с общей концепцией развития предприятия. Однако если стратегия предусматривала реализацию локальных проектов и давала основание считать их реализацию целесообразной для предприятия в целом, решение о финансировании предприятия принималось положительное. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.

Имея долгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработке бизнес-плана. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятия вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты. Для инвесторов-собственников бизнес-план является основанием для проведения оценки стоимости предприятия. Например, одно из ведущих предприятий Северо-Запада, работающее в стекольной отрасли, в процессе работы с венчурным инвестором провело разработку комплексного бизнес-плана своего проекта. Несмотря на низкую стоимость активов предприятия по сравнению с суммой необходимых инвестиций, инвестор оценил предприятие как инвестиционно привлекательное, поскольку бизнес-план обосновал потенциал роста предприятия для инвестора и увеличение стоимости капитала.

Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. В этой связи для повышения инвестиционной привлекательности Е.В. Кистеревой предлагается проведение мероприятий по созданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашение облигационного займа на относительно небольшую сумму с коротким сроком погашения. После погашения займа предприятие в глазах инвесторов перейдет на качественно иной уровень, как кредитор, способный своевременно выполнить свои обязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условиях привлекать как заемные средства в форме следующих выпусков облигационных займов, так и прямые инвестиции.

Еще одним фактором по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является управление собственным капиталом. Управление собственным капиталом - это не просто анализ показателей, характеризующих его величину, динамику и т.д., а это, кроме того, анализ и оптимизация всех внутренних составляющих компании. Оптимизация качественных факторов, влияющих на величину собственного капитала, позволит на долго закрепить полученные результаты и повысить инвестиционную привлекательность компании. С.П. Конторович предлагает разработать процедуру определения качественных факторов риска, оцениваемых при использовании модели кумулятивного построения, в частности: ключевая фигура в руководстве; качество управления.

Отсутствие конкретных методов анализа важнейших факторов риска приводит к тому, что оценщик вынужден «на глазок» прикидывать уровень анализируемого риска. В российских условиях, когда культура оценки еще не сложилась и специалистов, способных подвергнуть анализу отчет об оценке, практически нет, оценщику достаточно сослаться на свое экспертное мнение, чтобы любой уровень риска был принят за верный. Это, с одной стороны, привлекает своей безнаказанностью, а с другой - отталкивает своей субъективностью.

Управление именно качественными факторами, влияющими на величину стоимости собственного капитала, может стать ключевым инструментом повышения эффективности деятельности предприятия и его инвестиционной привлекательности, даже если предприятие на данный момент не собирается привлекать дополнительный капитал.

А.Н. Задорожный отмечает, что отдельно стоит упомянуть о ситуациях, когда в интересах собственников компании необходимо продать ее по максимально высокой стоимости. Данное намерение возникает, как правило, при стремлении собственников сменить сферу деятельности, получив при продаже бизнеса достаточные средства для новых вложений. Мероприятия, направленные на достижение этих целей, называются предпродажной подготовкой и имеют целью повышение инвестиционной привлекательности и одновременное увеличение стоимости компании для потенциальных покупателей.

В общем виде предпродажная подготовка предполагает проведение следующих мероприятий:

· Анализ отрасли, в которой действует предприятие, а также отраслей, являющихся потребителями и поставщиками для нее.

· Оценка стоимости бизнеса, выявление основных факторов, влияющих на стоимость. Определение ключевых характеристик компании, привлекательных для целевых групп инвесторов.

· Проведение мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности компании.

· Подготовка информационного меморандума для представления компании инвесторам, размещение пресс-релизов в информационных службах, взаимодействие с инвестиционными институтами, действующими на рынке слияний/поглощений и инвесторами напрямую.

· Проведение переговоров с инвесторами -- потенциальными покупателями компании и осуществление сделки.

Инвестиционной привлекательности предприятия может выражаться в привлекательности выпущенных им акций. Поэтому разработка мер по повышению их привлекательности является важным шагом для такого предприятия. Е.Ю. Розанова предлагает использовать следующую систему мер:

Наши рекомендации