Тема 7. Доходы и прибыль предприятия
Доходы организации в зависимости от их характер, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Видное место в формировании доходов принадлежит прочим поступлениям: операционным, внереализационным и чрезвычайным доходам.
Операционными доходами являются поступления связанные с предоставлением за плату: во временное пользование (владение) активов организаций по договору аренды; прав, возникающих за пользование объектами интеллектуальной собственности (патентов на изобретение, промышленных образцов и др.) в виде лицензионных платежей, включая роялти; выручка участия в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам).
К числу операционных доходов относятся также: прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продаж основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление и пользование денежными средствами организацией, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Внереализационными доходами являются, штрафы, пени, неустойка за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления и возмещение причиненных организации убытков, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, прочие внереализационные доходы.
Таблица 9- Данные по отчету о прибылях и убытках ООО «Центр-Склад»
Показатели | Годы | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||
(+,-), тыс.руб | |||||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг , тыс.руб. | 201695,80 | 203509,40 | 205035,60 | 1813,60 | 1526,20 | 100,90 | 100,75 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. | 168819,38 | 169930,35 | 171819,83 | 1110,96 | 1889,48 | 100,66 | 101,11 |
Валовая прибыль, тыс.руб. | 32876,42 | 33579,05 | 33215,77 | 702,64 | -363,28 | 102,14 | 98,92 |
Уровень валового дохода, % | 16,30 | 16,50 | 16,20 | 0,20 | -0,30 | 101,23 | 98,18 |
Коммерческие расходы, тыс.руб. | 26401,98 | 25845,69 | 23579,09 | -556,29 | -2266,60 | 97,89 | 91,23 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. | 6474,44 | 7733,36 | 9636,67 | 1258,92 | 1903,32 | 119,44 | 124,61 |
Прочие доходы (операционные, внереализационные), тыс.руб. | 80,00 | 57,00 | 63,00 | -23,00 | 6,00 | 71,25 | 110,53 |
Прочие расходы (операционные, внереализационные), тыс.руб. | 91,00 | 140,00 | 168,00 | 49,00 | 28,00 | 153,85 | 120,00 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. | 6463,44 | 7650,36 | 9531,67 | 1186,92 | 1881,32 | 118,36 | 124,59 |
Чистая прибыль отчетного периода, тыс.руб. | 5170,75 | 6120,29 | 7625,34 | 949,54 | 1505,05 | 118,36 | 124,59 |
Прогнозирование и планирование прибыли в ООО «Центр-Склад» осуществляется с учетом:
- итогов анализа доходов в целом и торговых надбавок по товарным группам, расходов на продажи по общему уровню и отдельным статьям и всех видов прибыли;
- изучения тенденций изменения различных показателей рентабельности;
- намеченных расходов на продажу и других видов величины налогов, уплачиваемых за счет нераспределенной прибыли;
- потребностей в пополнении собственных оборотных средств, развитии основных фондов и в средствах, возмещаемых за счет использования прибыли.
Процесс прогнозирования и планирования прибыли начинается с обоснования прибыли от реализации товаров и услуг и установления налогооблагаемой прибыли и завершается расчетами чистой прибыли.
Механизм управления формированием прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема продаж, доходов и расходов на продажу предприятия.
При обосновании доходов от торговой деятельности необходимо осуществить такие меры, которые будут способствовать снижению рисков за счет обоснования объемов поставок товаров, четкого определения источников их поступления, величины рыночных и закупочных цен на товары. Эти показатели являются основными факторами, в разрезе которых ведется поиск резервов увеличения доходов от торговой деятельности, и на основе их анализа определяются возможности достижения плановых величин.
Основными направлениями повышения доходов от торговой деятельности могут быть следующие:
- увеличение объема закупок непосредственно у предприятий производителей товаров и уменьшение числа посредников;
- использование системы скидок по договоренности с поставщиками за счет закупки больших партий товаров, и сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам, в связи с установлением постоянных связей и в других случаях,
- использование эффективной маркетинговой политики на предприятии;
- расширение и обновление ассортимента товаров в соответствии с запросами покупателей и отражение этих требований в ассортиментных перечнях;
- осуществление рекламной и информационной деятельности торгового предприятия с учетом итогов маркетингового исследования.