Тема 4. Управление товарооборотом

Торгово-технологический процесс - последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения. Поскольку ООО «Центр-Склад» представляет собой развитую систему складов, то рассмотрим складской технологический процесс.

На складах осуществляется целый комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению, и отпуску товаров. Эти операции в совокупности составляют складской технологический процесс.

Товары на склады ООО «Центр-Склад» поступают автотранспортными средствами.

Выполнение операций, связанных с поступлением товаров (рис.2), предусматривают разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, распаковку, приемку по количеству и качеству.

Принятые товары доставляются в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств товаров для них создают определенные условия хранения.

Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка товаров); сдача товаров покупателям.

В основу рациональной организации торгово-технологического процесса в ООО «Центр-Склад» положены следующие принципы:

- планомерность и ритмичность;

- рациональная организация товарного потока;

- эффективное использование средств труда;

- механизация и автоматизация складских операций;

полная сохранность свойств товаров.

Начальную стадию складского технологического процесса в ООО «Центр-Склад» составляют операции по поступлению и приемке товаров. Структура и количество этих операций зависят от места приемки, а также видами транспортного средства, которым товары доставлены на склад.

Разгрузку транспортных средств необходимо осуществлять при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузо-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку грузов.

Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия, вскрытие тары, подсчет количества единиц, или взвешивание товаров и сверку с транспортными и сопроводительными документами, укладку товаров на поддоны.

Приемка товаров по качеству состоит из следующих операций: перемещение товаров к рабочему месту товароведа-брокера; вскрытие тары; проверка качества товаров; укладка проверенных товаров на поддоны.

Приемка товаров по количеству состоит в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов – счетов- фактур, товарно-транспортных накладных, кипных карт, упаковочных листов. Приемку товаров по количеству осуществляют, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры или массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке). Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается в случаях, предусмотренных государственными стандартами, техническими условиями, или договорами.

Если в процессе приемки товаров выявлены излишки, то в акте следует отразить точные данные о них. Акт о приемке товаров по количеству должен быть подписан всеми лицами, принимавшими в ней участие, и утвержден руководителем предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после его составления.

Для предотвращения порчи и обеспечения полной сохранности товаров на складе соблюдаются все условия хранения. При этом важное значение имеют разработка рациональной схемы размещения товаров и выбор оптимального способа их укладки, создание необходимых режимов хранения товаров, организация повседневного наблюдения и ухода за ними. Каждому месту хранения присваивается индекс или код, обозначающий номер стеллажа (штабеля), номер секции и номер яруса. Номера стеллажей, секций и ярусов наносятся на конструкции стеллажей яркой краской. Кодирование мест хранения существенно упрощает технологию отборки товаров.

В процессе хранения товаров на складе, подготовки к отпуску и выполнения других складских операций возникают товарные потери. При этом следует различать допустимые товарные потери (естественную убыль) и недопустимые.

Естественная убыль – это потеря, уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами. К недопустимым относят потери, возникшие в результате порчи, боя, лома товаров или неудовлетворительных условий их хранения. На складе в ООО «Центр-Склад» осуществляются операции по приемке, хранению и отпуску товаров, их потери сведены до минимума.

Процесс хранения товаров начинается после приемки и перемещения товаров на склад.

Хранение товара – режим, обеспечивающий сохранность товара, достигаемый за счет создания условий хранения, основными из которых являются:

- температура;

- влажность;

- освещение;

- защита от атмосферных осадков;

- чистота воздуха (на предмет химических примесей).

Другим важным показателем хранения является способ хранения – в таре или без тары, на какой высоте и т. п.

На складах используют несколько основных способов хранения товаров:

- хранение по принципу однородности;

- хранение товаров в зависимости от их размера и веса;

- раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского опроса;

- отдельное хранение специфических товаров.

Отпуск товаров со склада является заключительным этапом складских операций. Товары со склада ООО «Центр-Склад» могут быть отпущены:

- транспортно-экспедиционной организации, осуществляющей завоз товаров в магазины;

- непосредственно покупателю для вывоза их собственными транспортными средствами.

Операции отпуска начинаются с момента отбора товаров представителями покупателя лично или по их письменным или телефонным заявкам и заказам.

Различают 2 способа отборки товаров:

- ручная отборка товаров с мест хранения;

- механизированная отборка.

Существуют 2 метода отборки товаров:

- индивидуальный (для одного покупателя);

- комплексный (для группы покупателей).

Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей, по сводному отборочному листу.

При комплектовании заказов в каждую единицу тары вкладывают упаковочный лист. Загруженную инвентарную тару пломбируют и перемещают в экспедицию. В экспедиции имеется специальный журнал для учета сформированных партий товаров. В нем указываются: наименование покупателя, номер, дата оформления и сумма счета-фактуры, количество мест, подлежащих отправке, номер тары. Экспедиция заказывает автотранспорт и организует отправки товаров покупателю. Груз доставляется в зону погрузки. Выезд загруженного автомобиля с территории предприятия разрешается только при наличии пропуска.

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др.

К задачам анализа товарооборота относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана; изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.

Основным направлением деятельности ООО «Центр-Склад» является оптовая и розничная торговля продуктами питания, а именно сыры, молочная продукция, детское питание, масложировая группа, заморозка, консервация и прочее, рассчитанными на людей с разным уровнем дохода. Структура и динамика продаж представлена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 – Структура продаж по ассортименту

Товарные группы       Отклонение
2009 г. 2010 г. 2011 г. по годам, (+,-)
      2010 г. 2011 г.
Сыры 26,01 24,03 28,11 -1,98 4,08
Молочная продукция 13,41 15,00 18,22 1,59 3,22
Детское питание 6,41 10,97 8,62 4,56 -2,35
Масложировая группа 7,99 6,67 6,98 -1,32 0,31
Заморозка и консервация 43,59 41,00 36,17 -2,59 -4,83
Прочие 2,59 2,33 1,90 -0,26 -0,43
Итого 100,00 100,00 100,00 0,00 0,00

Таблица 3 – Динамика продаж по товарным группам

Товарные группы 2009 г. 2010 г. 2011 г. Отклонение по годам, (+,-)
2010 г. 2011 г.
Сыры 52461,08 48903,31 57635,51 -3557,77 8732,20
Молочная продукция 27047,41 30526,41 37357,49 3479,00 6831,08
Детское питание 12928,70 22324,98 17674,07 9396,28 -4650,91
Масложировая группа 16115,49 13574,08 14311,48 -2541,42 737,41
Заморозка и консервация 87919,20 83438,85 74161,38 -4480,35 -9277,48
Прочие 5223,92 4741,77 3895,68 -482,15 -846,09
Итого 201695,80 203509,40 205035,60 1813,60 1526,20

Основными задачами ООО «Центр-Склад» является бесперебойное обеспечение розничных мелко-, средне- и крупнооптовых организаций г. Самары и области, а также соседних регионов, таких как Татарстан, Башкортостан, Оренбургская, Саратовская, Ульяновская, Пензенская области, продуктами питания, максимальный охват рынка и максимальная представленность дистрибьютируемого товара. Первостепенное значение в данный момент приобретает сотрудничество со всеми крупными «сетями», супермаркетами и магазинами самых различных форматов.

ООО «Центр-Склад» представляет собой систему оптовых складов, в том числе осуществляет отпуск товаров потребителям прямо со склада в розницу.

Складские помещения делят на следующие группы (См.табл.4):

- основного производственного назначения

- вспомогательного

- подсобного назначения

Таблица 4- Состав и структура помещений ООО «Центр-Склад»

Виды помещение Площадь, м2 Доля, %
Общая площадь
Помещения основного производственного назначения
Вспомогательные помещения
Складские помещения подсобного назначения

Общая площадь помещения ООО «Центр-Склад» составляет 3600м2.Помещения основного производственного назначения составляют 1525 м2 ,вспомогательные помещения – 1225 м2 и складские 850 м2 соответственно.

К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров (секции хранения), холодильные камеры, экспедиции по приему и отпуску товаров, цеха фасовки, комплектовочные.

Вспомогательные помещения предназначены для размещения аппарата управления. Это служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры.

Складские помещения подсобного назначения используют для хранения упаковочных и обвязочных материалов, для размещения технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов, мойки инвентаря и производственной тары.

Для создания надлежащих условий хранения товаров ООО «Центр-Склад» оснащено необходимым оборудованием (См.табл.5).

Таблица 5 – Наличие торгового оборудования

Виды оборудования Типы Количество, ед.
1.Подъемно-транспротное    
1.1 Гидротележки К-2008
2.Оборудование для хранения товаров    
2.1 Поддоны Плоский деревянный размером 800 × 1200 мм
2.2. Стеллажи Складские
3.Оборудование для показа товаров    
3.1. Холодильные витрины Холодильная витрина ИМА – 1860 П
  Холодильная низкотемпературная витрина JBG
  Витрина ВТ - 01
3.2.Холодильные шкафы Холодильный шкаф COLD - 1400
3.3.Пристенные и иные горки для выкладки товаров Горка пристенная универсальная

Помимо перечисленного в таблице 5 торгового оборудования, также в ООО «Центр-Склад» используются:

- 5 профессиональных компьютеров «Samsung»;

- колонки «Genius»;

- мышки для компьютеров «Mitsumi»;

- 5 клавиатур «Genius»;

- 2 ноутбука «Toshiba»,

- 1 лазерный принтер «HP Laser Jet 1018»;

- 6 телефонов «Panasonic» (мини АТС);

- 1 факс-сканер-ксерокс «Panasonic»;

- 1 кассовый аппарат «Орион»;

- 1 детектор валюты (для главного бухгалтера);

- 6 калькуляторов.

На складе:

- 5 профессиональных компьютеров «Samsung»

- 5 клавиатур «Genius»;

- мышки для компьютеров «Mitsumi»;

- 8 калькуляторов;

- 5 принтеров «HP Laser Jet 1018».

14.02.12 – 20.02.12

Наши рекомендации