Методика работы над разделом 1 «Теоретические и методические основы изучения проблемы»
Данный раздел, как правило, не вызывает затруднений: студенты за годы обучения много работали с литературой и имеют навык составления единого текста, составленного на основе нескольких исследований по теме.
Изученную литературу надо рассмотреть в хронологическом порядке и показать, что важного для изучения поставленной в ВКР проблемы высказал каждый из авторов. Показать, какие вопросы на сегодня теоретически и практически решены, а какие являются дискуссионными, по-разному освещаемыми в научной литературе. Необходимо обязательно показать, с какой точкой зрения вы согласны полностью, а с какими – частично.
В разделе подробно формулируется теоретическая концепция темы ВКР, уточняются определения понятий, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации.
Для формирования теоретической концепции исследования студент использует широкий спектр литературных источников – учебники и учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, публикации на профессиональных сайтах по управлению персоналом в сети Интернет.
При использовании в работе идей, фактов, точек зрения ученых, заимствованных из научной, методической литературы и публицистических материалов, включения цитат из нормативно-правовых документов и т.д. необходимо делать ссылки на первоисточники.
В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и точностью ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т. п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них. Способ, форма изложения материала должны облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и т. д.), упоминаемых в работе, принадлежат автору ВКР, а какие – результат чужого творчества или уже общеприняты.
Возможны два способа цитирования: прямое – в ссылке на источник (в этом случае требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата); косвенное (одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника, излагаются автором ВКР своими словами, но достаточно близко к оригинальному тексту и со ссылками на первоисточники).
В конце раздела делаются выводы.
Раздел 2
Методика работы над разделом 2 «Анализ (оценка) состояния предмета исследования на предприятии»
Второй раздел ВКР рекомендуется разбить на три параграфа.
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия
Параметры для анализа:
- организационно-правовая форма и форма собственности;
- специфика организации, назначение и объем выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- жизненный цикл организации (история организации с выделением основных этапов развития);
- организационная структура управления;
- объем производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;
- затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;
- прибыль (доход) и рентабельность;
- организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;
- производительность труда, фонд оплаты труда;
Параграф завершается SWOT-анализом деятельности предприятия, предполагающим анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды.
Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа
Внешняя среда | |||
Возможности (O) 1. 2. 3. … N | Угрозы (T) 1. 2. 3. … N | ||
Внутренняя среда | Сильные стороны (S) 1. 2. 3. … N | Стратегии SO 1. 2. 3. | Стратегии ST 1. 2. 3. |
Слабые стороны (W) 1. 2. 3. … N | Стратегии WO 1. 2. 3. | Стратегии WT 1. 2. 3. |
2.2 Анализ кадровой ситуации и эффективности
системы управления персоналом в организации
Параграф начинается с анализа показателей по труду. Цель такого анализа – выявление резервов повышения эффективности использования трудового потенциала предприятия.
Основные задачи анализа:
1. Определение динамики показателей за исследуемый период (рекомендуется отследить динамику показателей за последние 3 года).
2. Оценка выполнения плановых показателей.
3. Выявление факторов, повлиявших на изменение показателей.
4. Разработка организационно-экономических и управленческих мер по нормализации показателей.
Основные показатели анализа указаны в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели оценки кадровой ситуации
№ | Критерии | Показатели |
Структура персонала | § численность персонала (среднесписочная, явочная); § половозрастная структура персонала; § профессионально-квалификационная структура; § функциональная структура; § структура персонала по уровню образования; § структура персонала по стажу работы; § интенсивность и тяжесть труда; § показатели заболеваемости (общей, профессиональной) | |
Динамика персонала | § коэффициенты оборота по приему / выбытию персонала; § коэффициент замещения персонала; § коэффициент постоянства персонала; § коэффициент текучести кадров и ее причины; § % укомплектованности кадров общий, по категориям персонала, должностям § текучесть кадров и ее причины | |
Уровень образовательной и социальной активности персонала | § повышение квалификации; § карьерный рост; § эффективность использования рабочего времени; § действенность резерва кадров; § число рацпредложений, изобретений, поданных работающими; § участие в профессиональных конкурсах; § выработка продукции на одного работника; § уровень трудовой и исполнительской дисциплины | |
Уровень издержек на персонал | § базовая заработная плата; § переменная заработная плата; § стоимость социальных льгот, включая взносы в страховые фонды, медицинское обслуживание, предоставление бесплатных услуг и т.д.; § затраты на спецодежду, обувь, оборудование и содержание бытовых помещений; § доля издержек на рабочую силу в объеме реализации; § издержки на одного сотрудника; § издержки на один производительный час. |
На основе данной информации необходимо построить не менее 4-х таблиц / диаграмм, и дать оценку качества работы с персоналом, отметить достижения и основные недоработки, которые существуют на предприятии.
Внимание! Все таблицы, приводимые в тексте работы, должны быть описаны: показать динамику, выявленные закономерности и недостатки.
По каждой из таблиц (графиков, диаграмм, гистограмм), приведенных в тексте ВКР, необходимо сделать выводы.
Графический материал, который не является предметом анализа в тексте, должен быть помещен в раздел «Приложение».
Далее следует описание результатов аудита системы управления персоналом по направлениям:
- кадровое планирование и контроллинг;
- привлечение (маркетинг) персонала;
- набор, отбор и найм персонала;
- организация и нормирование труда;
- мотивация и стимулирование персонала;
- управление трудовой и исполнительской дисциплиной;
- профессиональное развитие персонала, управление кадровым резервом;
- деловая оценка, в том числе аттестация персонала;
Аудит системы управления персоналом направлен на:
1. Контроль соответствия стратегии развития организации и стратегии управления персоналом.
2. Контроль эффективности реализации стратегии управления персоналом и отдельных персонал-технологий – полнота спектра решаемых задач, правильная расстановка приоритетов при планировании, адекватность применяемых методов и инструментов.
3. Проверка уровня квалификации работников кадровой службы.
4. Проверка системы трудовых отношений на соответствие требованиям законодательства.
В целом, анализ кадровой ситуации и эффективности системы управления персоналом должен быть емким, достоверным и обоснованным. Студенту необходимо помнить, что цель анализа – вскрыть резервы и наметить пути их использования, предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе с персоналом, а главное – выявить факторы, негативным образом воздействующие на предмет исследования (изучаемую в ВКР систему или технологию управления персоналом).
2.3 Диагностика исследуемой проблемы на предприятии
Характер и глубина диагностики зависят от особенностей выбранных методов и методик исследования.
Детализация круга диагностируемых показателей определяется заданием на ВКР (перечнем подлежащих разработке вопросов).
Основная задача студента на этом этапе – определить оптимальный набор методов сбора и анализа данных о состоянии проблемы, обеспечивающих ее всестороннее изучение, достоверность полученной информации.
Исследование будет более качественным, если студент использует комплекс взаимодополняющих методов, например, экономико-статистические методы и социологические методы, социологические и психодиагностические методы изучения состояний и поведения персонала, социологический опрос и наблюдение и т.п. Хорошо, если студент также изучит и опишет отечественный и зарубежный опыт, касающийся выбранного направления исследования, с целью определения общепризнанных методик исследования какого-либо явления (например, методика Gallup для изучения вовлеченности персонала, методика Р.М. Белбина для диагностики ролей в команде, методика SERVQUAL для определения параметров удовлетворенности внешних и внутренних клиентов и т.п.), а также с целью его дальнейшего использования при разработке конкретных мероприятий проектном разделе.
В целом, материалом для анализа данных по всем параграфам второго раздела ВКР могут быть:
- устав организации;
- финансовый отчет, бухгалтерский баланс;
- организационная структура подразделений подсистемы управления персоналом;
- штатное расписание;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- кодекс корпоративной этики;
- стратегия управления кадровым потенциалом;
- положения о подразделениях;
- положение об охране труда
- положения по оплате труда;
- положения о премировании;
- положения по оценке, аттестации работников, кадровому резерву;
- положения по набору и отбору персонала;
- положения по обучению персонала;
- планы работы организации в области управления персоналом (например, план привлечение персонала, план повышения квалификации, план социального развития предприятия и т.д.);
- должностные инструкции работников службы управления персоналом;
- годовые отчеты по персоналу;
- другой статистической и экономической отчетности;
- материалы психологического тестирования персонала предприятия;
- материалы социологического исследования, в том числе самостоятельного (анкетирование, интервью, социометрическое обследование группы, экспертный опрос, фокус-группа, наблюдение, контент-анализ содержания документов и т. п.);
- прочие нормативные, методические документы, касающиеся реализации функций управления персоналом.
Результаты исследования приводятся в одномерных таблицах и таблицах взаимной сопряженности, графиках, диаграммах и т. д.
Раздел завершается формулировкой 2-3-х ключевых выводов, имеющих непосредственное отношение к теме ВКР.
Раздел 3