Теоретические и методические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Психологическая диагностика отклонений развития у детей яв­ляется составной частью комплексного клинико-психолого-педаго-гического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Я. Рубинштейн, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др.).

Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в раз­витии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребён­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, ко­торое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возмож­ности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложе­нием заданий разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

Необходима строгая научность в подборе диагностических зада­ний для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны пси­хической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.

При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчине­но определённой цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основной целью психодиагностического исследования ребён­ка с нарушениями развития является выявление структуры наруше­ния психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрас­том ребёнка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диа­гностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углублённое психологическое изучение ребёнка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Для получения информативных и объективных резуль­татов психологического изучения ребёнка необходимо соблюдать ряд

специальных условий:

• методический аппарат должен быть адекватен целям и гипоте­
зе исследования, так, например, при осуществлении скринингового
исследования диагностический инструментарий должен позволять
экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод
о соответствии психического развития ребёнка возрастной норме или

отставанию от неё;

• важно определить, какие психические функции предполагается
изучить при обследовании, от этого зависит подбор методик и интер­
претация результатов;

• подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности, так как развёрнутую психологическую характеристику ребёнка, включающую особенности познавательно­го и личностного развития, можно получить только в результате не­скольких методик, дополняющих друг друга;

• при подборе заданий необходимо предусмотреть различную сте­пень трудности их выполнения: это даёт возможность оценить уро­вень актуального развития ребёнка и в то же время позволяет выяс­нить высший уровень возможностей обследуемого ребёнка;

• задания должны подбираться с учётом возраста ребёнка, чтобы выполнение заданий было ему доступным и интересным;

• содержание заданий не должно вызывать у ребёнка негативных реакций, а напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить до­стоверные результаты;

• при подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить не­объективность в трактовке результатов;

• отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эм­пирический характер, только научность при подборе методик повы­сит надёжность полученных результатов;

• не исключая значения интуиции при разработке диагности­ческого инструментария, следует предусмотреть обязательное те­оретическое обоснование системы диагностических заданий;

• количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребёнка не привело к психическом истощению, необходимо до­зировать нагрузку на ребёнка с учётом его индивидуальных воз­можностей.

При организации проведения процедуры обследования необ­ходимо учитывать следующие требования:

• процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребёнка, чтобы оценить уровень разви­тия психической деятельности ребёнка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста, для ребён­ка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника - учебная;

• методики, используемые для изучения детей, должны обла­дать удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных, но одновременно они долж­ны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В. И. Лубовский); анализ полученных результатов должен быть качественно-ко­личественным, в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить свое­образие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для оп­ределения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение норм и патологии, поз­воляет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

• выбор качественных показателей должен быть не случай­ным, а определяться их способностью отражать уровни сформи­рованное™ психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;

• для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребёнка;

• для оптимизации процедуры обследования должен быть про­
думан порядок предъявления диагностических заданий, некото­
рые исследователи (А. Анастази, В. М. Блейхер и др.) считают
целесообразным располагать задания по степени возрастания
сложности от простого к сложному, другие авторы (И. А. Коро­
бейников, Т. В. Розанова) предлагают чередовать простые и слож­
ные задания для профилактики утомления.

Методологические принципы

Наши рекомендации