Введение. Глава I. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы изучения психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.

1.1. Изучение возрастных особенностей психологической готовности к школе в отечественной и зарубежной психологии.

1.2. Возрастные характеристики развития психических познавательных процессов, мелкой моторики руки у детей 6 и 7 лет

1.3. Проблемы, с которыми может столкнуться ребенок при обучении в школе по причине недостаточной школьной зрелости

II. Этапы эксперементально-практической работы

2.1.Констатирующий этап: психологическая диагностика и сравнительный анализ уровня готовности к школьному обучению детей 6 и 7 лет по полученным результатам

2.2. Формирующий этап: выработка рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на повышение уровня психологической готовности к школе

2.3. Контрольный этап: повторное диагностическое обследование с целью выявления динамики и анализа результатов в подготовительной группе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Психологическая готовность к обучению к школе – это важнейший показатель успешности обучения, залог благополучного дальнейшего роста и развития личности ребенка.

Актуальность темызаключается в том, что как показывает практика возрастная разница между детьми 6,5-7,5 лет часто ощутимо влияет на уровень готовности к школе. Родители, слишком узко понимая термин «готовность к школе» зачастую требуют принять ребенка старшей дошкольной группы ДОУ в школу, на основании таких доводов, что он «уже умеет читать», «лучше родителей разбирается в компьютере», «просто очень хочет в школу». Важно донести до сознания родителей и общественности в целом, что психологическая наука на современном этапе выработала ряд критериев, оценок, комплекс диагностических методик. Готовность к школе – это не отдельные показатели, а комплекс, требующий разносторонних психологических исследований. Учет возрастных особенностей ребенка, верно определенный уровень подготовленности к школьному обучению, правильные пути решения задач развития личности ребенка – являются залогом эффективного обучения в школе.

Над данной проблемой работал целый ряд, зарубежных и отечественных психологов. Причем исследования таких зарубежных специалистов, как Ж.Пиаже, А.Анастази, Й. Шванцара, Я.Йирасека носили практикоориентированный характер и были направлены на разработку методик способных показать уровень готовности к школьному обучению по таким критериям, как вербальный и невербальный интеллект, психомоторное развитие, мотивационная зрелость и др.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леоньтев, Д.Б. Эльконин больше уделяли внимания изучению теоретических вопросов развития психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей, необходимых для успешного овладения школьной программой. Заложенный ими теоретический фундамент позволил далее таким исследователям как Н.Н. Гудкина, Л. А. Ясюкова, Р.В. Овчарова и др. разработать ряд методик, которые показывали более высокую валидность для исследования школьной готовности в отечественной образовательной системе, чем адаптированные зарубежные методики.

Цель работы:проведение сравнительного анализа психического развития детей 6 и 7 лет, в плане их готовности к обучению в школе, выработка рекомендаций педагогам и родителям на основе полученных результатов.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу, раскрывающую проблему психологической готовности детей в рамках разновозрастного аспекта.

2. Подобрать экспериментальные диагностические методики, для комплексного исследования уровня готовности детей к школьному обучению 6 и 7-летнего возраста.

3. Провести диагностическое обследование по выбранным методикам детей старшей и подготовительной групп ДОУ.

4. Осуществить сравнительный анализ готовности к школьному обучению детей 6 и 7 лет по полученным результатам.

5. Сформулировать выводы и рекомендации для педагогов и родителей.

6. Подвести итоги и сформулировать заключение о проделанной работе.

Гипотеза исследования:дети семилетнего возраста отличаются от детей 6 лет более зрелым уровнем психомоторного развития и саморегуляции, более высоким уровнем развития психических познавательных процессов, что делает усвоение школьной программы более успешным и результативным.

Объект исследования: дети подготовительной и старшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Белгородской области, Яковлевского района».

Предмет исследования:комплекс психологических показателей, отражающих уровень готовности к школьному обучению.

Методы исследования:

1. Анализ научных литературных источников

2. Психологическое тестирование:

· Тест школьной зрелости Керна-Йирасека, направленный на выявление уровня психоморной зрелости и тонкой моторики руки

· Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой, куда входят:

- тест Тулуз-Пьерона, выявляющий динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность.

- тест Бендер, позволяющий определить наличный уровень зрительномоторной координации детей

3. Методы обработки полученных результатов: качественные – включающие анализ, обобщение и классификацию полученных данных; количественные – составление таблиц, диаграмм

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения и приложения с результатами исследования и рекомендациями.

База исследования:МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области».

Наши рекомендации