Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции.

Основные черты рынка совершенной конкуренции: 1. Очень большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие огромного множества независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свои продукты на крупных отечественных или международных рынках. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют. 2. Стандартизированный продукт. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм B, С, D, Е и т.д. рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции. 3. Принимающие цену. На чисто конкурентном рынке самостоятельным фирмам доступен весьма значительный контроль над ценой своего продукта. Это свойство - следствие двух предшествующих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма проводит настолько небольшую часть общего объема продукции, что ее увеличение или уменьшение не дает ощутимого влияния на совокупное предложение и, следовательно, цену продукта. Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта. Совокупное предложение, таим образом, составляет 1 млн единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Сокращение выпуска с 1 млн до 999 950 единиц оказывает почти незаметное воздействие на цены. Короче говоря, самостоятельный конкурирующий производитель выступает в роли принимающего цену; конкурентная фирма не в состоянии устанавливать рыночную цену, она может только приспосабливаться к ней. Это означает, что отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть заданная величина, на которую производитель не оказывает никакого влияния. Фирма продает свои продукт по одной и той же цене как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать цену выше существующей рыночной бесполезно: покупатели ничего не купят у фирмы по цене 2,05 грн., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт по 2 грн. за единицу. И наоборот, поскольку фирма в состоянии продать сколько угодно своей продукции по 2 грн. за единицу, у нее нет никаких причинназначать более низкую цену, например 1,95 грн., ведь, поступи она так, это привело бы к сокращению ее прибылей. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из нее. Новые фирмы могут свободно входить, а существуйте фирмы - свободно покидать рынок совершенной конкуренции. В частности, не существует никаких серьезных препятствий — законодательных, технологических, финансовых или других, — которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Спрос на продукт совершенного конкурентного продавца. При построении табличной и графической модели совершенной конкуренции сначала определим спрос с точки зрения отдельного конкурентного производителя и как он влияет на его общую выручку (валовой доход). Поскольку доля каждой совершенно конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не способна ощутимо воздействовать на рыночную цену которая устанавливается на основе взаимодействия спроса и предложения. Совершенно конкурентный производитель не имеет собственной ценовой политики, он не может выбирать цену на свой продукт. Он скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене. Конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену, или «получателя цены» (pricetaker), а не того, кто формирует или устанавливает цену (pricemaker). Подчеркиваем особо, что кривая спроса на продукт отдельного конкурентного производителя совершенно эластична. Данные столбцов (1) и (2) табл. 1 описывают кривую совершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 131 грн. Фирма не в состоянии добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж. Нельзя утверждать, что кривая рыночного спроса на конкурентном рынке совершенно эластична. Напротив, это типичная нисходящая кривая. На самом-то деле кривые совокупного спроса совершенно неэластичны, даже несмотря на, что отрасль будет наиболее конкурентной. Тем не менее кривая спроса на продукцию самостоятельной фирмы в чисто конкурентной отрасли совершенно эластична. Различие объясняется следующим образом: для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем снижения цены этого продута. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно могут повлиять — и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, рыночную цену. Однако это не относится к самостоятельной фирме. Если единственный производитель увеличивает или сокращает выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Следовательно, спрос самостоятельной фирмы совершенно эластичен, представляет собой горизонталь, как показано на рис. 1. Вот реальный пример неправомерного обобщения: что верно для отрасли или группы фирм (нисходящая, менее эластичная, чем совершенно эластичная кривая спроса), неверно для самостоятельной фирмы (совершенно эластичная кривая спроса). Средний валовой и предельный доход. Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что в столбце (1) табл.2 обозначено как цена на единицу продукта для покупателя, представляет собой выручкуот продажи единицы продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 131 грн. за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от продажи единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 131 грн. Цена и средний доход - это одно и то же, но с разных точек зрения. Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать. Умножим данные столбца (1) на данные столбца (2) и получите результат, помеченный в столбце (3). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину –131 грн. - с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к валовому доходу свою цену. Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как сменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столбце(3) табл. 2, валовой доход равен нулю, когда продано нуль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 131 грн. Предельный доход — увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы продукта - составляет, следовательно, 131 грн. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 131 до 262 грн., то есть предельный доход опять составит 131 грн. В столбце (4) вы заметите, что предельный доход есть постоянная величина, равная 131 грн., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой доход по мере продажи каждой дополнительной единицы продукта. В условиях чистой конкуренции цена продукта для отдельной фирмы является постоянной. Добавочные единицы выпуска, следовательно, могут быть проданы без понижения цены. Каждая дополнительная единица продаж прибавляет к валовому доходу в точности цену этой единицы - в данном случае 131 грн., а предельный доход в точности равен этому приросту валового дохода, то есть 131 грн. Таким образом, предельный доход при совершенной конкуренции равен цене товара. Он является постоянной величиной, поскольку фирма додает дополнительные единицы продукции по неизменной цене. Кривая спроса на продукт конкурентной фирмы и кривая ее валового и предельного доходов изображены графически на рис.1. Кривая спроса (D) или среднего дохода, является горизонтальной, что свидетельствует о совершенной эластичности. Кривая предельного дохода (MR) совпадает с кривой спроса, потому что цена продукта для конкурентной фирмы (и следовательно MR) - величина постоянная. Кривая валового дохода, или общей выручки фирмы (TR), представляет собой восходящую прямую. Ее угол наклона постоянен (ведь это — прямая), поскольку каждая дополнительная единица продаж увеличивает TR на постоянную величину - 131 грн.






Наши рекомендации