Регулирование межфирменных отношений
Неотъемлемым элементом рыночной экономики является конкуренция,которую определяют как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке товаров или услуг.
Конкуренция является эффективным координатором экономической деятельности. Она оказывает положительное влияние практически на все стороны деятельности организации, вынуждает ее:
- рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы;
- повышать экономическую и социальную эффективность ее хозяйственной деятельности;
- осуществлять концентрацию капитала;
- развивать инновационные процессы, создавать и производить новую высококачественную продукцию.
В связи с этим государственным и муниципальным органам следует способствовать созданию конкурентной среды, развитию конкуренции, образованию новых организаций, в том числе малых, созданию конкурирующих структур, особенно в процессе разгосударствления, коммерциализации и приватизации государственной собственности.
Следует заметить, что в каждом государстве существует своя законодательная система, направленная на развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности на рынках товаров и услуг. В России это Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В практике хозяйственной деятельности весьма распространены случаи недобросовестной конкуренции,которую можно определить как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причи-
нить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Указанным Законом РФ (статья 10) недобросовестная конкуренция не допускается. При этом приводятся возможные проявления такой конкуренции, а именно:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия ее владельца.
Кроме того, мировая практика показывает на следующие проявления недобросовестной конкуренции:
- картельные соглашения о ценах и условиях их установления;
- ограничение или установление контроля за производством, сбытом, техническим развитием, капиталовложениями;
- картели, деятельность которых ограничена строго определенной территорией;
- дискриминация торговых партнеров;
- навязывание партнерам дополнительных условий, не связанных по своему характеру с предметом контракта.
Некоторые хозяйствующие субъекты на том или ином рынке товаров (услуг) являются монополиями (монополистами),или, иными словами, занимают на нем доминирующее положение. Термин "монополия" в переводе с греческого означает "единственный продавец". Он появился в США, когда образование фирмы сопровождалось получением от законодательных на-
циональных властей или штатов специальных "патентов" - официальных документов, которые давали фирме права и привилегии, не доступные другим фирмам. Поэтому указы о создании корпораций назывались "дарованиями монополии".
Термин "монополия" приобрел широкое толкование в предпринимательской практике. Им обозначается:
• господствующее (исключительное, доминирующее) положение на рынке одной фирмы, которую часто называют "монополия", "монополист";
• объединение нескольких фирм, доминирующих на рынке, т. е. монополистическое объединение, или олигополия;
• предоставление государством права одной или нескольким фирмам на осуществление конкретных видов деятельности на рынке, а также оказание им поддержки или предоставление налоговых льгот или других преимуществ. В таких случаях термин "монополия" приобретает значение исключительной привилегии;
• фирмы, которые назначают или диктуют рыночную цену своим конкурентам, в отличие от фирм, которые ориентируются на свободные рыночные цены.
Мировая практика выработала формализованный подход к определению монопольного, доминирующего положения организации (организаций) на соответствующем рынке, его критерии. Под монополизацией обычно понимается положение, при котором:
доля одного производителя составляет 50% и более, двух -75% и более;
затруднено проникновение в отрасль новых производителей;
происходит резкое повышение цен на продукцию определенного производителя (производителей), не соответствующее соотношению на рынке спроса и предложения;
происходит снижение цен, непропорционально малое по сравнению с результатами научно-технического прогресса и снижением себестоимости;
норма прибыли определенного производителя, его издержки значительно превышают сложившийся в отрасли уровень.
Данные критерии конкретизированы в национальном законодательстве государства.
В России в соответствии с указанным Законом РФ доминирующим признается положение, когда доля хозяйствующего субъекта на рынке составляет:
• 65% и более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;
• менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из критериев товарного рынка (стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.).
При этом положение не может быть признано доминирующим, если доля на рынке определенного товара не превышает 35%.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъектов) дает ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Такой субъект имеет возможность устанавливать монопольные цены для компенсации необоснованных затрат, получения дополнительный прибыли за счет снижения качества товаров. Монопольно низкая цена товара устанавливается на рынке покупателем в целях получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавцов, а также продавцом - на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, в результате чего может быть ограничена конкуренция посредством вытеснения конкурента с рынка.
При этом отдельные хозяйствующие субъекты, органы управления или должностные лица, используя это монопольное положение, осуществляют монополистическую деятельность,состоящую в недопущении, ограничении или устранении конкуренции и причиняющую ущерб потребителю.
Это требует соответствующего государственного регулирования.
Антимонопольная деятельность государствосуществляется по следующим основным направлениям:
- либерализация рыночных отношений, осуществляемая путем создания такой экономической ситуации на рынке, когда монополизация рынка становится невыгодной. Это достигается в
результате отмены или снижения таможенных пошлин и импортных ограничений, улучшения инвестиционного климата для иностранных инвесторов, содействия диверсификации производства, поддержки малого бизнеса и венчурных фирм, оказания содействия фирмам в разработке и освоении новых технологий, помогающих заменять товары фирм-монополистов;
- разрушение монопольных структур путем проведения
жесткого государственного контроля за процессом централиза
ции капитала, применения финансовых санкций (в основном
штрафов), расформирования (ликвидации фирм-монополистов).
Следует заметить, что монополизм не всегда оказывает негативное воздействие на рынок, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах.
В западных странах антимонопольное законодательство направлено на предотвращение негативных последствий процессов концентрации производства и капитала и образования фирм-монополистов, против проведения фирмами групповой несправедливой деловой практики и т. д.
К настоящему времени мировая практика накопила весьма богатый опыт государственной антимонопольной деятельности или регулирования так называемой "ограничительной деловой практики (ОДП)" хозяйствующих субъектов.
Законодательство, относящееся к ОДП, именуется по-разному в разных странах. В США это антитрестовское законодательство, в Японии - антимонопольное, в большинстве стран -членах ЕС - борьба с ограничительной практикой, в Германии, Австрии, Швейцарии - картельное законодательство.
Во всех национальных системах права к ОДП применяется комбинация разных принципов: обычно устанавливается общий принцип, который дополняется другими для некоторых специально вьщеляемых актов ОДП. К настоящему времени сложились две системы регулирования ОДП:
- американская, действующая в США, Германии и неко
торых других странах, исходит из принципа запрещения, т. е.
формального юридического запрета монополистической практи
ки как таковой, признания горизонтальных и некоторых верти
кальных соглашений незаконными независимо от оценки кон-
кретных результатов или эффекта их воздействия на рыночную экономику;
- европейская, принятая в ЕС, Японии и ряде других стран, в основу которой положен принцип контроля и регулирования. Здесь монополистическая деятельность, проявляющаяся в заключении горизонтальных и вертикальных соглашений, в принципе не исключается, но допускается, пока не нарушает установленных в законе условий.
В каждой стране законодательство определяет присущие ей черты ОДП.
В США антитрестовое законодательство опирается на закон Шермана, принятый Конгрессом в 1890 г. Он запрещает любые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между штатами, на монополизацию торговли. Однако, поскольку нередко весьма трудно или даже невозможно отделить эти действия от нормальных деловых контактов, федеральные суды США пришли к убеждению, что объединения или другие попытки установить монополию могут быть запрещены, только если они "неразумны" или представляют угрозу общественному благополучию. Конгресс США в 1914 г. принял дополнительные законы - Клэйтона и о федеральной торговой комиссии как экспертном органе, которому было предписано поддерживать конкуренцию, пресекая несправедливое поведение. Закон Клэйтона запрещает любые слияния фирм, которые могут значительно ослабить конкуренцию.
Антитрестовская политика в 80-е годы была пересмотрена, и в современных условиях для слияния любых видов практически не существует препятствий.
В Германии основополагающим принципом политики в области конкуренции является максимальное расширение сферы действия рыночного механизма и сокращение вмешательства государства в экономику. В связи с этим принципом правительство Германии:
проводит курс на разгосударствление экономики, приватизируя предприятия;
ослабляет воздействие административного механизма в целях стимулирования предпринимательской деятельности;
проводит работу по совершенствованию закона о конкуренции в направлении установления более эффективного контро-
ля за концентрацией производства в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;
следит за обеспечением добросовестной конкуренции в сфере услуг.
Во Франции законодательство о либерализации цен и конкуренции предусматривает:
ликвидацию государственного контроля над ценами;
приватизацию предприятий государственного сектора;
ослабление государственного контроля в некоторых отраслях экономики;
расширение функций государства в сфере контроля за недобросовестной конкуренцией.
В законе определен перечень запрещаемых согласованных действий фирм, имеющих антиконкурентную направленность, а именно:
ограничение доступа на рынки;
фиксирование цен;
ограничение или контроль за производством, сбытом и инвестициями;
распределение рынков и источников поставок;
злоупотребление своим доминирующим положением на рынке, отказ от продаж, ценовая дискриминация, навязывание партнерам дополнительных условий.
В Японии антимонопольное законодательство преследует следующие цели: недопущение монопольного положения на рынке одного из производителей или их узкого круга, предотвращение несправедливого ограничения деловых операций, запрещение несправедливой деловой практики.
Основные положения законодательства касаются следующих вопросов:
порядок образования компаний - запрещение холдинговых компаний, установление уровня владения акциями других компаний, чтобы такое приобретение не ограничивало конкуренцию на рынке;
установление контроля за деятельностью фирм, владеющих акциями других компаний;
запрещение приобретать одновременно более 10% акций в двух и более конкурирующих компаниях, если это ограничивает конкуренцию;
запрещение совмещения должностей в фирме-конкуренте;
ограничение повышения цен в отраслях, где доля первых трех производителей превышает 70%;
запрещение отраслевым предпринимательским организациям принимать меры, ограничивающие конкуренцию, или лимитировать число действующих в отраслях фирм и сферу их деятельности.
Законодательство не распространяется на объединения мелких предпринимателей и потребителей.
В Европейском союзе последовательно проводится единая согласованная политика в области конкуренции. Ее главная цель -обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирмами путем создания эффективного механизма наднационального контроля за ограничительной деловой практикой, гибкого и последовательного негосударственного регулирования.
Основными направлениями единой политики ЕС в области конкуренции являются:
поощрение развития малого и среднего бизнеса как наиболее распространенной формы предпринимательской деятельности в развитии рыночной конкуренции, стимулировании инновационных процессов, производстве высококонкурентной продукции;
содействие совместной предпринимательской деятельности, направленной на преодоление межстрановых барьеров и содействие транснациональному переплетению промышленного, торгового и банковского капитала внутри ЕС;
поощрение создания крупных, трансевропейских компаний, способных противостоять конкуренции американских и японских ТНК;
контроль за концентрацией производства, слиянием и поглощением фирм;
выработка антимонопольного законодательства, которое будет способствовать развитию свободной конкуренции на уровне фирм, свободному движению в рамках ЕС товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.
Законодательство ЕС касается следующих видов недобросовестной конкуренции: картели, злоупотребление господствующим положением на рынке, государственное субсидирование производства.
Законодательство ЕС в отношении конкуренции и картелей оказало существенное воздействие на национальное законодательство стран - членов ЕС, способствуя его гармонизации.
В России антимонопольная деятельность основывается на указанном Законе РФ (статья 5). Он запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Указывает, что такими действиями (злоупотреблениями) являются:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Законом (статья 6) запрещаются и признаются недействительными достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в сово-
купности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения направлены на ограничение конкуренции, в том числе на:
- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
При этом запрещаются и признаются недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Кроме того, запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществлять координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке такого объединения, общества или товарищества.
Мировая практика накопила и значительный опыт государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,который осуществляется в разных странах по-разному.
Так, в США, Японии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Канаде вопрос о нарушении законодательства возникает в случае обращения с иском заинтересованных фирм или государственных органов.
В Скандинавских странах, Австрии, Испании, в ЕС действует помимо вышеуказанного процедура обязательного оповеще-
ния (нотификации) самими сторонами о наличии в заключенных ими соглашениях или контрактах ограничительных условий или, более того, обязательна регистрация таких соглашений в специальном реестре соглашений или реестре картелей. Правда, такая обязанность не всегда соблюдается.
К числу санкций, согласно законодательству об ОДП, относятся:
запрещение осуществления определенных форм ограничительной практики;
предписание или рекомендация о мерах по восстановлению свободной конкуренции (по повышению цен, предоставлению лицензий);
признание заключенного соглашения или контракта купли-продажи юридически недействительным полностью или частично;
возмещение по частному иску причиненных убытков;
взыскание штрафа (в США - 1 млн долл., в Японии - 5 млн иен и т. д.);
уголовные санкции при открытии уголовной процедуры.
В странах, где предусмотрены судебные процедуры, административные органы, установив факт нарушения законодательства, рекомендуют определенные меры, при несоблюдении которых возбуждают дело в суде либо сразу подают судебный иск.
В России госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляют Министерство антимонопольной политики и его территориальные органы. Он направлен прежде всего на предотвращение злоупотреблений доминирующим положением коммерческими организациями и ограничение конкуренции. При этом контроль осуществляется (в соответствии со статьей 17 указанного Закона РФ) за:
- созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
- слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%.
Кроме того, предусмотрен госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций. А именно: лишь с согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
- приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);
- получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;
- приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
При этом предварительное согласие на осуществление сделок требуется, если балансовая стоимость активов указанных лиц превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, приводящие к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Законом предусматривается и принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Так, если такие организации занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении их из состава одной или не-
скольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение об этом принимается при наличии совокупности следующих условий:
- возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
- отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
- возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Законом предусмотрена ответственность (гражданско-правовая, административная либо уголовная) за нарушение антимонопольного законодательства.
Так, коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа за:
- неисполнение в срок предписания федерального или территориального антимонопольного органа - до 100 минимальных размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- неисполнение законных требований федерального или территориального антимонопольного органа - до 8 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- предоставление федеральному или территориальному антимонопольному органу недостоверных сведений - до 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда;
- нарушение порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на основании ходатайств и уведомлений - до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Практика показывает, что разумно осуществляемое государственное регулирование межфирменных отношений позволяет в значительной мере согласовать интересы населения и хозяйствующих субъектов.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит сущность государственного регулирования экономики?
2. Каковы цели государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов?
3. В чем состоит объективная необходимость госрегулирования хозяйственных субъектов?
4. Какие существуют методы государственного регулирования экономики?
5. В чем состоит отличие госрегулирования от государственного управления?
6. Каковы отрицательные факторы, сопутствующие государственному регулированию?
7. Каково соотношение самоуправления хозяйствующих субъектов и госрегулирования ими?
8. Каковы основные направления государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов?
9. Какова роль государства в образовании хозяйствующих субъектов?
10. В чем состоит господдержка малого предпринимательства?
11. Что такое конкуренция?
12. Какова роль государства в развитии конкуренции на потребительском рынке?
13. В чем состоит доминирующее положение отдельных хозяйствующих субъектов на рынке товаров?
14. В чем выражается недобросовестная конкуренция отдельных хозяйствующих субъектов?
15. Каковы основные положения ограничительной деловой практики за рубежом?
16. Какова сущность контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в России и за рубежом?
17. Что понимается под монополией по российскому законодательству?
18. В чем состоит сущность антитрестового законодательства в США?
19. Каковы основные направления единой политики Европейского союза в области конкуренции?
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья.
2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Антонов В. А. Система государственного управления: Учеб. пособие. - М.: ГУУ, 2000.
5. Атаманчук Г. В. Государственное управление. - М., 2000.
6. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.
7. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Гар-дарика, 2000.
8. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
9. Гилмор Р. Прикладная теория катастроф. Кн. 1,2.- М.: Мир, 1984.
10. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2002.
11. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В. Н. Кириченко. - М.: ЗАО "Фин-статинформ", 1999.
12. Лужков Ю. М. Путь к эффективному государству. - М., 2002.
13. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимова, А. В. Игнатьевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
14. Мескон М. X, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2000.
15. Набоков В. И. Регулирование деятельности торговли. -М.: Акалис, 1996.
16. Парсаданов Г. А., Егоров В. В. Прогнозирование национальной экономики: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002.
17. Пикулькин А. В, Система государственного управления: Учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
18. Пирожков В. А., Набоков В. И. Активные методы в бизнес-образовании: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.
19. Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс: Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2002.
20. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ, 2003.
21. Прохоров А. П. и др. Русская модель управления // Эксперт. - М., 2002.
22. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой: Учебник. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
23. Семенов А. К. Современный менеджмент: Курс лекций. - Волгоград: Изд-во Волгоград, кооп. учеб.-произв. комплекса, 1996.
24. Серегина С. Ф. Роль государства в экономике. - М.: Дело и Сервис, 2002.
25. Социальный менеджмент / Под ред. Д. В. Валового. -М.: Бизнес-школа, 2000.
26. Теория переходной экономики. Т. 2. Учеб. пособие / Под ред. к.э.н. Е. В. Красниковой. - М.: ТЕИС, 1998.
27. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1996.
28. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. - М.: ВИПК Энерго, 1992.
29. Файоль А., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Т. Управление -это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.
30. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
31. Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента. - М: ИНФРА-М, 1996.
32. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
33. Чиркин Е. В. Государственное управление. - М: Юрист, 2001.
Глава 7. Современный менеджер
В главе 7 рассматриваются: менеджер, уровни менеджеров; выполняемые менеджерами функции; требования, предъявляемые к менеджеру, профессионализм и организаторские способности, лидерство менеджера; стиль и имидж менеджера; деловая этика и этикет менеджера.