Регулирование межфирменных отношений

Неотъемлемым элементом рыночной экономики является конкуренция,которую определяют как состязательность хозяй­ствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффек­тивно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответ­ствующем рынке товаров или услуг.

Конкуренция является эффективным координатором эко­номической деятельности. Она оказывает положительное влия­ние практически на все стороны деятельности организации, вы­нуждает ее:

- рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы;

- повышать экономическую и социальную эффективность ее хозяйственной деятельности;

- осуществлять концентрацию капитала;

- развивать инновационные процессы, создавать и произ­водить новую высококачественную продукцию.

В связи с этим государственным и муниципальным органам следует способствовать созданию конкурентной среды, развитию конкуренции, образованию новых организаций, в том числе ма­лых, созданию конкурирующих структур, особенно в процессе разгосударствления, коммерциализации и приватизации государ­ственной собственности.

Следует заметить, что в каждом государстве существует своя законодательная система, направленная на развитие конку­ренции и ограничение монополистической деятельности на рын­ках товаров и услуг. В России это Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках".

В практике хозяйственной деятельности весьма распростра­нены случаи недобросовестной конкуренции,которую можно определить как любые направленные на приобретение преиму­ществ в предпринимательской деятельности действия хозяйст­вующих субъектов, которые противоречат положениям действую­щего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причи-

нить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Указанным Законом РФ (статья 10) недобросовестная кон­куренция не допускается. При этом приводятся возможные про­явления такой конкуренции, а именно:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующе­му субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно ха­рактера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа товара с незаконным использованием результа­тов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализа­ции продукции, выполнения работ, услуг;

- получение, использование, разглашение научно-техни­ческой, производственной или торговой информации без согла­сия ее владельца.

Кроме того, мировая практика показывает на следующие проявления недобросовестной конкуренции:

- картельные соглашения о ценах и условиях их установ­ления;

- ограничение или установление контроля за производст­вом, сбытом, техническим развитием, капиталовложениями;

- картели, деятельность которых ограничена строго опре­деленной территорией;

- дискриминация торговых партнеров;

- навязывание партнерам дополнительных условий, не связанных по своему характеру с предметом контракта.

Некоторые хозяйствующие субъекты на том или ином рын­ке товаров (услуг) являются монополиями (монополистами),или, иными словами, занимают на нем доминирующее положе­ние. Термин "монополия" в переводе с греческого означает "единственный продавец". Он появился в США, когда образова­ние фирмы сопровождалось получением от законодательных на-

циональных властей или штатов специальных "патентов" - офи­циальных документов, которые давали фирме права и привиле­гии, не доступные другим фирмам. Поэтому указы о создании корпораций назывались "дарованиями монополии".

Термин "монополия" приобрел широкое толкование в предпринимательской практике. Им обозначается:

• господствующее (исключительное, доминирующее) по­ложение на рынке одной фирмы, которую часто называют "мо­нополия", "монополист";

• объединение нескольких фирм, доминирующих на рын­ке, т. е. монополистическое объединение, или олигополия;

• предоставление государством права одной или не­скольким фирмам на осуществление конкретных видов деятель­ности на рынке, а также оказание им поддержки или предостав­ление налоговых льгот или других преимуществ. В таких случа­ях термин "монополия" приобретает значение исключительной привилегии;

• фирмы, которые назначают или диктуют рыночную це­ну своим конкурентам, в отличие от фирм, которые ориентиру­ются на свободные рыночные цены.

Мировая практика выработала формализованный подход к определению монопольного, доминирующего положения органи­зации (организаций) на соответствующем рынке, его критерии. Под монополизацией обычно понимается положение, при кото­ром:

доля одного производителя составляет 50% и более, двух -75% и более;

затруднено проникновение в отрасль новых производите­лей;

происходит резкое повышение цен на продукцию опреде­ленного производителя (производителей), не соответствующее соотношению на рынке спроса и предложения;

происходит снижение цен, непропорционально малое по сравнению с результатами научно-технического прогресса и снижением себестоимости;

норма прибыли определенного производителя, его из­держки значительно превышают сложившийся в отрасли уро­вень.

Данные критерии конкретизированы в национальном зако­нодательстве государства.

В России в соответствии с указанным Законом РФ домини­рующим признается положение, когда доля хозяйствующего субъекта на рынке составляет:

• 65% и более, если он не докажет, что, несмотря на пре­вышение, его положение не является доминирующим;

• менее 65%, если это установлено антимонопольным ор­ганом исходя из критериев товарного рынка (стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.).

При этом положение не может быть признано доминирую­щим, если доля на рынке определенного товара не превышает 35%.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъектов) дает ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствую­щем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хо­зяйствующим субъектам.

Такой субъект имеет возможность устанавливать моно­польные цены для компенсации необоснованных затрат, получе­ния дополнительный прибыли за счет снижения качества това­ров. Монопольно низкая цена товара устанавливается на рынке покупателем в целях получения дополнительной прибыли и ком­пенсации необоснованных затрат за счет продавцов, а также про­давцом - на уровне, приносящем убытки от продажи данного то­вара, в результате чего может быть ограничена конкуренция по­средством вытеснения конкурента с рынка.

При этом отдельные хозяйствующие субъекты, органы управления или должностные лица, используя это монопольное положение, осуществляют монополистическую деятельность,состоящую в недопущении, ограничении или устранении конку­ренции и причиняющую ущерб потребителю.

Это требует соответствующего государственного регулиро­вания.

Антимонопольная деятельность государствосуществля­ется по следующим основным направлениям:

- либерализация рыночных отношений, осуществляемая путем создания такой экономической ситуации на рынке, когда монополизация рынка становится невыгодной. Это достигается в

результате отмены или снижения таможенных пошлин и импорт­ных ограничений, улучшения инвестиционного климата для ино­странных инвесторов, содействия диверсификации производства, поддержки малого бизнеса и венчурных фирм, оказания содейст­вия фирмам в разработке и освоении новых технологий, помо­гающих заменять товары фирм-монополистов;

- разрушение монопольных структур путем проведения
жесткого государственного контроля за процессом централиза­
ции капитала, применения финансовых санкций (в основном
штрафов), расформирования (ликвидации фирм-монополистов).

Следует заметить, что монополизм не всегда оказывает не­гативное воздействие на рынок, поэтому антимонопольная поли­тика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах.

В западных странах антимонопольное законодательство направлено на предотвращение негативных последствий процес­сов концентрации производства и капитала и образования фирм-монополистов, против проведения фирмами групповой неспра­ведливой деловой практики и т. д.

К настоящему времени мировая практика накопила весьма богатый опыт государственной антимонопольной деятельности или регулирования так называемой "ограничительной деловой практики (ОДП)" хозяйствующих субъектов.

Законодательство, относящееся к ОДП, именуется по-разному в разных странах. В США это антитрестовское законода­тельство, в Японии - антимонопольное, в большинстве стран -членах ЕС - борьба с ограничительной практикой, в Германии, Австрии, Швейцарии - картельное законодательство.

Во всех национальных системах права к ОДП применяется комбинация разных принципов: обычно устанавливается общий принцип, который дополняется другими для некоторых специ­ально вьщеляемых актов ОДП. К настоящему времени сложились две системы регулирования ОДП:

- американская, действующая в США, Германии и неко­
торых других странах, исходит из принципа запрещения, т. е.
формального юридического запрета монополистической практи­
ки как таковой, признания горизонтальных и некоторых верти­
кальных соглашений незаконными независимо от оценки кон-

кретных результатов или эффекта их воздействия на рыночную экономику;

- европейская, принятая в ЕС, Японии и ряде других стран, в основу которой положен принцип контроля и регулиро­вания. Здесь монополистическая деятельность, проявляющаяся в заключении горизонтальных и вертикальных соглашений, в принципе не исключается, но допускается, пока не нарушает ус­тановленных в законе условий.

В каждой стране законодательство определяет присущие ей черты ОДП.

В США антитрестовое законодательство опирается на за­кон Шермана, принятый Конгрессом в 1890 г. Он запрещает лю­бые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между штатами, на монополизацию тор­говли. Однако, поскольку нередко весьма трудно или даже не­возможно отделить эти действия от нормальных деловых контак­тов, федеральные суды США пришли к убеждению, что объеди­нения или другие попытки установить монополию могут быть запрещены, только если они "неразумны" или представляют уг­розу общественному благополучию. Конгресс США в 1914 г. принял дополнительные законы - Клэйтона и о федеральной тор­говой комиссии как экспертном органе, которому было предпи­сано поддерживать конкуренцию, пресекая несправедливое пове­дение. Закон Клэйтона запрещает любые слияния фирм, которые могут значительно ослабить конкуренцию.

Антитрестовская политика в 80-е годы была пересмотрена, и в современных условиях для слияния любых видов практически не существует препятствий.

В Германии основополагающим принципом политики в об­ласти конкуренции является максимальное расширение сферы действия рыночного механизма и сокращение вмешательства го­сударства в экономику. В связи с этим принципом правительство Германии:

проводит курс на разгосударствление экономики, привати­зируя предприятия;

ослабляет воздействие административного механизма в це­лях стимулирования предпринимательской деятельности;

проводит работу по совершенствованию закона о конку­ренции в направлении установления более эффективного контро-

ля за концентрацией производства в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;

следит за обеспечением добросовестной конкуренции в сфере услуг.

Во Франции законодательство о либерализации цен и кон­куренции предусматривает:

ликвидацию государственного контроля над ценами;

приватизацию предприятий государственного сектора;

ослабление государственного контроля в некоторых отрас­лях экономики;

расширение функций государства в сфере контроля за не­добросовестной конкуренцией.

В законе определен перечень запрещаемых согласованных действий фирм, имеющих антиконкурентную направленность, а именно:

ограничение доступа на рынки;

фиксирование цен;

ограничение или контроль за производством, сбытом и ин­вестициями;

распределение рынков и источников поставок;

злоупотребление своим доминирующим положением на рынке, отказ от продаж, ценовая дискриминация, навязывание партнерам дополнительных условий.

В Японии антимонопольное законодательство преследует следующие цели: недопущение монопольного положения на рынке одного из производителей или их узкого круга, предот­вращение несправедливого ограничения деловых операций, за­прещение несправедливой деловой практики.

Основные положения законодательства касаются следую­щих вопросов:

порядок образования компаний - запрещение холдинговых компаний, установление уровня владения акциями других компа­ний, чтобы такое приобретение не ограничивало конкуренцию на рынке;

установление контроля за деятельностью фирм, владеющих акциями других компаний;

запрещение приобретать одновременно более 10% акций в двух и более конкурирующих компаниях, если это ограничивает конкуренцию;

запрещение совмещения должностей в фирме-конкуренте;

ограничение повышения цен в отраслях, где доля первых трех производителей превышает 70%;

запрещение отраслевым предпринимательским организаци­ям принимать меры, ограничивающие конкуренцию, или лими­тировать число действующих в отраслях фирм и сферу их дея­тельности.

Законодательство не распространяется на объединения мелких предпринимателей и потребителей.

В Европейском союзе последовательно проводится единая согласованная политика в области конкуренции. Ее главная цель -обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирмами путем создания эффективного механизма наднационального кон­троля за ограничительной деловой практикой, гибкого и последо­вательного негосударственного регулирования.

Основными направлениями единой политики ЕС в области конкуренции являются:

поощрение развития малого и среднего бизнеса как наибо­лее распространенной формы предпринимательской деятельно­сти в развитии рыночной конкуренции, стимулировании иннова­ционных процессов, производстве высококонкурентной продук­ции;

содействие совместной предпринимательской деятельно­сти, направленной на преодоление межстрановых барьеров и со­действие транснациональному переплетению промышленного, торгового и банковского капитала внутри ЕС;

поощрение создания крупных, трансевропейских компаний, способных противостоять конкуренции американских и японских ТНК;

контроль за концентрацией производства, слиянием и по­глощением фирм;

выработка антимонопольного законодательства, которое будет способствовать развитию свободной конкуренции на уров­не фирм, свободному движению в рамках ЕС товаров, услуг, ка­питалов, рабочей силы.

Законодательство ЕС касается следующих видов недобро­совестной конкуренции: картели, злоупотребление господствую­щим положением на рынке, государственное субсидирование производства.

Законодательство ЕС в отношении конкуренции и картелей оказало существенное воздействие на национальное законода­тельство стран - членов ЕС, способствуя его гармонизации.

В России антимонопольная деятельность основывается на указанном Законе РФ (статья 5). Он запрещает действия хозяйст­вующего субъекта, занимающего доминирующее положение, ко­торые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Указывает, что такими действия­ми (злоупотреблениями) являются:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгод­ных для него или не относящихся к предмету договора (необос­нованные требования передачи финансовых средств, иного иму­щества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

- включение в договор дискриминирующих условий, ко­торые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рын­ка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными актами по­рядка ценообразования;

- установление монопольно высоких (низких) цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с от­дельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Законом (статья 6) запрещаются и признаются недействи­тельными достигнутые в любой форме соглашения (согласован­ные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (по­тенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в сово-

купности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения направлены на ограничение конкуренции, в том числе на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение или поддержание цен на аукцио­нах и торгах;

- раздел рынка по территориальному принципу, по объе­му продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов опреде­ленных товаров или их покупателей (заказчиков);

- отказ от заключения договоров с определенными про­давцами или покупателями (заказчиками).

При этом запрещаются и признаются недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, один из которых занима­ет доминирующее положение, а другой является его поставщи­ком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Кроме того, запрещается объединениям коммерческих ор­ганизаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществлять координацию предприниматель­ской деятельности коммерческих организаций, которая имеет ли­бо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанных требований является основанием для лик­видации в судебном порядке такого объединения, общества или товарищества.

Мировая практика накопила и значительный опыт государ­ственного контроля за соблюдением антимонопольного зако­нодательства,который осуществляется в разных странах по-разному.

Так, в США, Японии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Ка­наде вопрос о нарушении законодательства возникает в случае обращения с иском заинтересованных фирм или государственных органов.

В Скандинавских странах, Австрии, Испании, в ЕС дейст­вует помимо вышеуказанного процедура обязательного оповеще-

ния (нотификации) самими сторонами о наличии в заключенных ими соглашениях или контрактах ограничительных условий или, более того, обязательна регистрация таких соглашений в специ­альном реестре соглашений или реестре картелей. Правда, такая обязанность не всегда соблюдается.

К числу санкций, согласно законодательству об ОДП, отно­сятся:

запрещение осуществления определенных форм ограничи­тельной практики;

предписание или рекомендация о мерах по восстановлению свободной конкуренции (по повышению цен, предоставлению лицензий);

признание заключенного соглашения или контракта купли-продажи юридически недействительным полностью или частично;

возмещение по частному иску причиненных убытков;

взыскание штрафа (в США - 1 млн долл., в Японии - 5 млн иен и т. д.);

уголовные санкции при открытии уголовной процедуры.

В странах, где предусмотрены судебные процедуры, адми­нистративные органы, установив факт нарушения законодатель­ства, рекомендуют определенные меры, при несоблюдении кото­рых возбуждают дело в суде либо сразу подают судебный иск.

В России госконтроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляют Министерство антимонопольной политики и его территориальные органы. Он направлен прежде всего на предотвращение злоупотреблений доминирующим по­ложением коммерческими организациями и ограничение конку­ренции. При этом контроль осуществляется (в соответствии со статьей 17 указанного Закона РФ) за:

- созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

- слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

- ликвидацией и разделением (выделением) государствен­ных и муниципальных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля кото­рого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%.

Кроме того, предусмотрен госконтроль за соблюдением ан­тимонопольного законодательства при приобретении акций. А именно: лишь с согласия федерального антимонопольного ор­гана на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

- приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с пра­вом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);

- получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производ­ственных средств или нематериальных активов другого хозяй­ствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематери­альных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

- приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

При этом предварительное согласие на осуществление сде­лок требуется, если балансовая стоимость активов указанных лиц превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Ре­естр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке опре­деленного товара более 35%.

Сделки, совершенные в нарушение установленного поряд­ка, приводящие к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недей­ствительными в судебном порядке.

Законом предусматривается и принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций, занимающихся пред­принимательской деятельностью. Так, если такие организации занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принуди­тельном разделении или выделении их из состава одной или не-

скольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение об этом принимается при наличии совокупности следующих условий:

- возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

- отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

- возможности юридических лиц в результате реорганиза­ции самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Законом предусмотрена ответственность (гражданско-правовая, административная либо уголовная) за нарушение анти­монопольного законодательства.

Так, коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа за:

- неисполнение в срок предписания федерального или территориального антимонопольного органа - до 100 минималь­ных размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполне­ния предписания, но не более 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

- неисполнение законных требований федерального или территориального антимонопольного органа - до 8 тысяч мини­мальных размеров оплаты труда;

- предоставление федеральному или территориальному антимонопольному органу недостоверных сведений - до 1 тыся­чи минимальных размеров оплаты труда;

- нарушение порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на осно­вании ходатайств и уведомлений - до 5 тысяч минимальных раз­меров оплаты труда.

Практика показывает, что разумно осуществляемое госу­дарственное регулирование межфирменных отношений позволя­ет в значительной мере согласовать интересы населения и хозяй­ствующих субъектов.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность государственного регулирова­ния экономики?

2. Каковы цели государственного регулирования деятель­ности хозяйствующих субъектов?

3. В чем состоит объективная необходимость госрегули­рования хозяйственных субъектов?

4. Какие существуют методы государственного регулиро­вания экономики?

5. В чем состоит отличие госрегулирования от государст­венного управления?

6. Каковы отрицательные факторы, сопутствующие госу­дарственному регулированию?

7. Каково соотношение самоуправления хозяйствующих субъектов и госрегулирования ими?

8. Каковы основные направления государственного регу­лирования деятельности хозяйствующих субъектов?

9. Какова роль государства в образовании хозяйствующих субъектов?

10. В чем состоит господдержка малого предприниматель­ства?

11. Что такое конкуренция?

12. Какова роль государства в развитии конкуренции на по­требительском рынке?

13. В чем состоит доминирующее положение отдельных хозяйствующих субъектов на рынке товаров?

14. В чем выражается недобросовестная конкуренция от­дельных хозяйствующих субъектов?

15. Каковы основные положения ограничительной деловой практики за рубежом?

16. Какова сущность контроля за соблюдением антимоно­польного законодательства в России и за рубежом?

17. Что понимается под монополией по российскому зако­нодательству?

18. В чем состоит сущность антитрестового законодатель­ства в США?

19. Каковы основные направления единой политики Евро­пейского союза в области конкуренции?

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья.

2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации".

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Антонов В. А. Система государственного управления: Учеб. пособие. - М.: ГУУ, 2000.

5. Атаманчук Г. В. Государственное управление. - М., 2000.

6. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.

7. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Гар-дарика, 2000.

8. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

9. Гилмор Р. Прикладная теория катастроф. Кн. 1,2.- М.: Мир, 1984.

10. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2002.

11. Государственное регулирование экономики: Учеб. по­собие / Под ред. д.э.н., проф. В. Н. Кириченко. - М.: ЗАО "Фин-статинформ", 1999.

12. Лужков Ю. М. Путь к эффективному государству. - М., 2002.

13. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Мак­симова, А. В. Игнатьевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

14. Мескон М. X, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менедж­мента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2000.

15. Набоков В. И. Регулирование деятельности торговли. -М.: Акалис, 1996.

16. Парсаданов Г. А., Егоров В. В. Прогнозирование нацио­нальной экономики: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002.

17. Пикулькин А. В, Система государственного управления: Учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

18. Пирожков В. А., Набоков В. И. Активные методы в биз­нес-образовании: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.

19. Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администриро­вания. Краткий курс: Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2002.

20. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ, 2003.

21. Прохоров А. П. и др. Русская модель управления // Экс­перт. - М., 2002.

22. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление эконо­микой: Учебник. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.

23. Семенов А. К. Современный менеджмент: Курс лек­ций. - Волгоград: Изд-во Волгоград, кооп. учеб.-произв. ком­плекса, 1996.

24. Серегина С. Ф. Роль государства в экономике. - М.: Де­ло и Сервис, 2002.

25. Социальный менеджмент / Под ред. Д. В. Валового. -М.: Бизнес-школа, 2000.

26. Теория переходной экономики. Т. 2. Учеб. пособие / Под ред. к.э.н. Е. В. Красниковой. - М.: ТЕИС, 1998.

27. Управление фирмой. - М.: Акалис, 1996.

28. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. - М.: ВИПК Энерго, 1992.

29. Файоль А., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Т. Управление -это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.

30. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Ин­тел-Синтез", 1999.

31. Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента. - М: ИНФРА-М, 1996.

32. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Ме­неджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

33. Чиркин Е. В. Государственное управление. - М: Юрист, 2001.

Глава 7. Современный менеджер

В главе 7 рассматриваются: менеджер, уровни ме­неджеров; выполняемые менеджерами функции; требо­вания, предъявляемые к менеджеру, профессионализм и организаторские способности, лидерство менеджера; стиль и имидж менеджера; деловая этика и этикет менеджера.

Наши рекомендации