Основные направления регулирования деятельности хозяйствующих субъектов

Государственное регулирование функционирования хозяй­ствующих субъектов осуществляется во всех государствах, имеет подчас весьма существенные национальные особенности. При этом можно выделить несколько основных направлений их госу­дарственного регулирования.

Прежде всего правовое обеспечение образования хозяйст­вующих субъектов, их государственная регистрация.

В соответствии с международной практикой регистрация фирм осуществляется государственными административными органами и является обязательной. Она преследует цели:

- осуществление государственного контроля за предпри­нимательской деятельностью, возникновением и ликвидацией фирм, выполнением ими разрешенных видов деятельности, соот­ветствием фактической деятельности фирм видам, указанным при регистрации;

- получение от предпринимателей сведений бухгалтер­ского и финансового учета для ведения статистического учета и использования этих данных в целях регулирования предпринима­тельской деятельности;

- осуществление налогообложения;

- предоставление путем публикаций сведений об участни­ках предпринимательской деятельности в своей стране.

Порядок регистрации фирм основывается на принципах публичности, общеизвестности и достоверности.

Регистрация фирм осуществляется занесением их в ре­естр с указанием определенных данных о них. Любые измене­ния этих данных, а также прекращение деятельности фирмы вносятся в торговый реестр. Регистрация в большинстве стран предполагает представление фирмой ее устава и учредительно­го акта (меморандума). Регистрация фирмы предоставляет за­щиту исключительного права на фирму, ее наименование и то­варный знак.

Ведение предпринимательской деятельности становится возможным только на основе полученного от государственного органа разрешения (или патента), которое выдается лишь на ос­нове регистрации.

В Российской Федерации регистрация предприятий, орга­низаций, других юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 51) в уполномоченном государственном органе. Данные государственной регистрации включаются в Единый государст­венный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего озна­комления.

Согласно этому документу юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного документа и устава, либо

только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В учредительных документах юридического лица опреде­ляются его наименование, место нахождения, порядок управле­ния деятельностью юридического лица и другие сведения. В уч­редительных документах некоммерческих организаций и унитар­ных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и дру­гих коммерческих организаций определяются предмет и цели деятельности юридического лица.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом слу­чаях наименования коммерческих организаций должны содер­жать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь также фирменное наименование.

Место нахождения юридического лица определяется ме­стом его государственной регистрации. Государственная регист­рация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Государственной Думой РФ 13 июля 2001 г. принят За­кон "О государственной регистрации юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей", снижающий барьеры входа на рынок за счет упрощения процедуры регистрации юридиче­ских лиц. Данный закон основан на принципе единообразия и идее "одного окна". Им предусмотрен единый порядок регист­рации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регист­рация при образовании, реорганизации и ликвидации юриди­ческих лиц осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с международной практикой государство также определяет организационно-правовые формы, которые мо­гут принимать хозяйствующие субъекты и которые в связи с этим имеют некоторые национальные особенности. В России органи­зационно-правовые формы предприятий и организаций регламен­тированы Гражданским кодексом РФ.




Законодательством каждой страны определяются и орга­ны управления фирмой (организацией), их характер и компе­тенция.

Так, национальное законодательство обычно содержит по­ложения относительно наблюдательного совета и правления, на основе которых в уставе фирмы указывается: минимальный со­став правления, кто может быть членом правления, порядок вы­боров членов правления, срок их полномочий, функции правле­ния, представительство правления при заключении сделок с третьими сторонами. Примерно так же определяются состав и функции наблюдательного совета, осуществляющего контроль за деятельностью правления. Важным органом управления является и общее собрание акционеров, через которое реализуются их права контроля за деятельностью фирмы. Порядок проведения собраний акционеров устанавливается в уставе фирмы на основе национального законодательства о компаниях с учетом правового положения фирмы.

Государство в условиях перехода к рыночной экономике осуществляет приватизацию госсобственности в целях образо­вания эффективных собственников и решения бюджетных про­блем. В настоящее время приватизация в РФ проводится в основ­ном в отраслях ТЭК, АПК, транспорта в форме распродажи госу­дарственных пакетов акций. Предприятия как единые имущест­венные комплексы приватизируются в единичных случаях, так как многие из них были приватизированы ранее.

Государство осуществляет лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов, т. е. предоставляет право предпри­ятиям всех организационно-правовых форм, а также физиче­ским лицам, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица на занятие отдель­ными видами деятельности, перечень которых определяется законом, на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность осуществляют федераль­ные органы исполнительной власти, иные специально уполно­моченные на это органы.

Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течение установ­ленного срока.

В целях расширения прав субъектов РФ, повышения их от­ветственности порядок лицензирования отдельных видов дея­тельности на территориях краев, областей, автономных образова­ний, городов федерального значения устанавливается соответст­вующими органами исполнительной власти. Лицензии выдаются органами территориально-отраслевого управления и их админи­страциями.

Владелец лицензии на определенные виды деятельности, выполняющий муниципальный заказ, который имеет особо важ­ное значение для жизнеобеспечения региона, получает право на льготные условия лицензирования.

По отдельным видам деятельности, связанным с использо­ванием ограниченных ресурсов, экологическими требованиями, местоположением и другими факторами, администрации могут выдавать лицензии на конкурсной основе.

Лицензии выдаются на пять лет и более, а по некоторым видам деятельности - бессрочно. Действие лицензии может быть приостановлено при выявлении неоднократных нарушений ли­цензионных требований. Аннулирование лицензии возможно только по решению суда.

8 августа 2001 г. принят Федеральный закон № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях соз­дания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса. Он не только ограничил полномочия и функции контро­лирующих органов, упорядочил и упростил порядок лицензиро­вания, но и установил единый закрытый перечень видов деятель­ности, подлежащих лицензированию.

Государство в целях воздействия на воспроизводственные процессы поддерживает отдельные предприятия, в том числе финансово, в соответствии с избранными приоритетами развития.

Министерство экономического развития и торговли РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

Предоставление средств осуществляется при условиях:

• более высокого уровня отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравне­нию с другими инвестиционными проектами;

• наличия у заемщика собственных средств в объеме не менее 20% объема финансирования проекта, а по крупным проек­там (не менее 50 млн долл.) - не менее 10%;

• разделения риска государства с частным капиталом (на­личия у инвестора средств, не покрытых государственной гаран­тией, соинвесторов и кредиторов).

Выделение средств осуществляется в двух формах: а) кре­дитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государств в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатыва­ется индивидуальная схема его финансирования.

Перспективной также является капитализация бюджет­ных долгов в уставные капиталы предприятий. Это позволяет сосредоточить в руках государства акции крупных предпри­ятий. Впоследствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости.

Местные органы могут влиять на развитие предприятий предоставлением им налоговых льгот в пределах своей компе­тенции.

Используются также полномочия органов власти субъектов РФ по управлению федеральной собственностью, предприятиями ТЭК через владение пакетами акций и "золотой" акцией.

Государство в определенных случаях для возрождения и финансового оздоровления предприятия, повышения его плате­жеспособности предпринимает реорганизационные процедуры на основании законодательства о банкротстве. При этом исполь­зуется механизм смены владельца собственности: отстранения собственника от управления, отчуждения его имущества, перево­да активов в другие компании.

Банкротству может предшествовать досудебная санация, т. е. меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые учредителями, кредиторами и другими лицами. Должник может избежать процедуры судебного разбирательства,

если сможет за месяц погасить долг или иначе урегулировать от­ношения с кредитором.

При наличии у должника имущества, превышающего об­щую сумму кредиторской задолженности, имеется реальная воз­можность восстановить его платежеспособность, применить к должнику процедуры внешнего управления, а не ликвидации. К неплатежеспособным предприятиям (организациям) в зависи­мости от размера и состояния имущества могут применяться раз­личные процедуры - как ликвидационные, так и реабилитацион­ные (направленные на восстановление платежеспособности).

Непосредственно процесс банкротства должника - юриди­ческого лица включает процедуры:

• наблюдения;

• финансового оздоровления;

• внешнего управления;

• конкурсного производства;

• мирового соглашения.

Участниками банкротства являются: арбитражный суд, ар­битражный управляющий (назначается арбитражным судом), ФСФО России, кредиторы. Решающую роль играет судебная власть. ФСФО осуществляет государственный контроль за банкротством и на собрании кредиторов отстаивает бюджетные требования.

В случае рассмотрения дела по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды применяется ускоренная процедура банкротства арбитражным управляющим на основании соответствующего решения креди­торов и под контролем ФСФО России.

Государство стремится сохранить предприятия, имеющие стратегические производства, связанные с обороной и фундамен­тальными научно-техническими разработками, обеспечить рынки сбыта продукции казенных предприятий. В этих целях введены ограничения на банкротство предприятий топливно-энергети­ческого комплекса (ТЭК), выпускающих стратегическую продук­цию, градообразующих, унитарных.

Интересы государства и организации при банкротстве со­блюдаются лишь при надлежащем госконтроле за проведением судебных процедур. При его отсутствии возрастает риск возобла­дания интересов олигархических групп, недобросовестных бан-

кротств с финансовыми потерями для государства. Кроме того, закон пока неэффективно защищает собственника организации от злого умысла кредитора, что позволяет проводить лжебанкротст­ва с целью передела и захвата собственности.

Государство осуществляет также ценовое воздействие на экономику и хозяйствующие субъекты. Воздействие это может быть прямым и косвенным, носить законодательный, админист­ративный и судебный характер.

Регулирование цен государственными органами носит ог­раничительный характер, охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жизненно важное для общества зна­чение (топливо, энергия, потребительские товары первой необхо­димости, жилищно-коммунальные услуги и т. д.).

Исходя из сложившейся практики выделяют следующие методы ценового регулирования:

• установление потолка цен для отдельных видов продук­ции в социальных целях или недопущение их перепроизводства;

• определение верхней и нижней границ колебаний цен (ценовой коридор) в рыночном секторе;

• установление фиксированных цен в государственном секторе;

• государственные закупки товаров стратегического на­значения по выгодным для производителя ценам;

• государственные целевые субсидии (доплата производи­телю или потребителю);

• санкционированное правительством завышение издер­жек производства, ведущее к повышению цен.

Следует заметить, что к настоящему времени в США регу­лируется от 5 до 10% цен, в основном на продукцию сельского хозяйства. Министерство сельского хозяйства определяет уро­вень залоговых цен для фермеров, следит за паритетным соотно­шением между ценами на фермерскую продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. В европейском сообществе сущест­вует наднациональное регулирование цен в сельском хозяйстве и черной металлургии, охватывающее до 15% цен. По ценам в сельском хозяйстве устанавливают минимальные и максималь­ные фермерские цены, а в черной металлургии определяют ба­зисные цены на продукцию.

В настоящее время в России воздействие государства на уровень и динамику цен весьма незначительно, в том числе на продукцию естественных монополий. Преобладают косвенные методы ценового регулирования посредством денежной, кредит­ной, налоговой, таможенной политики, созданием соответствую­щих условий для формирования конкурентной среды. Политика цен находится еще в процессе становления.

Государство осуществляет налогообложение хозяйствую­щих субъектов, формируя государственный бюджет, стараясь не угнетать при этом предпринимательскую деятельность указанных субъектов.

В настоящее время налоговая система России формируется практически заново: разрабатываются принципы налоговой по­литики, создается законодательство о налогах, происходит ста­новление налоговой службы, начата подготовка соответствую­щих кадров.

Положения о налоговой системе РФ на современном этапе сформированы в Налоговом кодексе РФ, где установлена система налогов России, определены виды налогов и сборов, порядок их начисления, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков (юридических и физических лиц), формы и методы налогового контроля.

Система налогов в России строится по типу западной. Пре­обладают в качестве основных те же виды налогов. Так, взимает­ся пять видов основных налогов: налог на прибыль, подоходный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. Недостатком дейст­вующей налоговой системы является ее сложность, значительное количество видов собираемых налогов, неудовлетворительная их структура.

Непосредственную связь с налоговой политикой государст­ва имеет его амортизационная политика, направленная на уско­ренное амортизационное списание основного капитала. В совре­менных условиях ускоренная амортизация является важным средством стимулирования накопления. Суть ее состоит в отрыве физического процесса изнашивания машин, оборудования от калькулируемого в издержках производства переноса их стоимо­сти на производимые товары и услуги.

Изменяя ставки и порядок амортизации, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая освобож-

дается от налогов и включается в издержки производства. Пере­численные в амортизационный фонд средства идут на финанси­рование обновления действующих основных фондов и новые ка­питальные вложения. Варьирование норм ускоренной амортиза­ции основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство структурной политики государства, способ воздействия на хозяйственный цикл, занятость в НИОКР.

Федеральная налоговая служба и ее подразделения осуще­ствляют также налоговый контроль деятельности хозяйствую­щих субъектов, используя при этом формы:

• налоговых проверок;

• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

• проверок данных учета и отчетности;

• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

• иных форм, предусмотренных Кодексом.

При этом налоговые проверки могут иметь следующие виды:

- камеральная налоговая проверка (проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком;

- выездная налоговая проверка (проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа).

Государство осуществляет также контроль финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с помощью бухгалтер­ского и статистического учета и отчетности, предоставления ин­формации предприятием о своей деятельности в налоговые орга­ны, учредителям.

Органы, которым предоставлено право регулирования бух­галтерского учета, утверждают обязательные для всех организа­ций планы счетов, положения, нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета.

Организации обязаны составлять на основе данных синте­тического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность о своем имущественном и финансовом положении и о результатах хозяйственной деятельности. Годовая бухгалтерская отчетность представляется учредителям организации, собственникам ее

имущества, территориальным органам государственной стати­стики по месту регистрации в установленном порядке, публику­ется в газетах, журналах и других изданиях.

Юридические лица должны предоставлять также с уста­новленной периодичностью формы государственного стати­стического наблюдения.

Государственное регулирование экономики и хозяйствую­щих субъектов включает также систему стандартизации и сер­тификации товаров и услуг. Однако в соответствии с Федераль­ным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" данная система меняется коренным образом по­степенно на протяжении семи лет. Вместо множества норм и пра­вил вводится около 1000 обязательных технических регламентов, они устанавливают минимальные требования, в основном по уровню безопасности. Эти требования обязательны для примене­ния и исполнения применительно к объектам технического регу­лирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и соору­жениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации). Остальные стандарты становят­ся добровольными. Ужесточаются правила декларирования каче­ства продукции.

Государственные и муниципальные органы устанавли­вают основные (рамочные) правила торгового, бытового и иного обслуживания населения, обязательные для соблюдения хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм.

Государство регламентирует рекламную деятельность хозяйствующих субъектов. Так, в России отношения, возникаю­щие в процессе производства, размещения и распространения рекламы товаров и услуг, регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе", а также иными норма­тивно-правовыми актами.

Данный закон определяет:

• условия рекламы фирмы, если для ее деятельности не­обходима лицензия;

• особенности рекламы товаров, подлежащих обязатель­ной сертификации;

• требования к организации рекламы в местах продаж;

• ограничения для местоположения рекламы;

• правовые основы взаимоотношений рекламодателей с рекламопроизводителями и рекламораспространителями;

• перечень документов, необходимых для размещения на­ружной рекламы;

• размеры платы за распространение наружной рекламы;

• понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы товаров;

• требования, предъявляемые к рекламе отдельных групп товаров (алкогольных напитков, табака, табачных изделий, меди­каментов, изделий медицинского назначения, медицинской тех­ники, оружия);

• случаи наступления ответственности за нарушение за­конодательства РФ о рекламе.

Государство создает систему регулирования трудовых от­ношений (для предотвращения негативных воздействий рынка).

Главными звеньями этой системы служат Кодекс о труде и договорные отношения по вопросам оплаты труда между проф­союзами, министерствами, предприятиями и работниками.

Кодексом определено правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отноше­ний по вопросам:

• организации труда и управления трудом;

• трудоустройства у данного работодателя;

• профессиональной подготовки, переподготовки и повы­шения квалификации работников непосредственно у данного ра­ботодателя;

• социального партнерства ведения коллективных перего­воров, заключения коллективных договоров и соглашений;

• участия работников и профессиональных союзов в уста­новлении условий труда и применения трудового законодатель­ства в предусмотренных законом случаях;

• материальной ответственности работодателей и работ­ников в сфере труда;

• надзора и контроля за соблюдением трудового законо­дательства (в том числе по охране труда);

• разрешения трудовых споров.

Используя свой регулирующий потенциал, государство вторгается в область занятости. Оно контролирует состояние рынка рабочей силы, финансирует профессиональное обучение и переквалификацию, налаживает работу бирж труда. Разрабаты­ваются и применяются программы трудоустройства населения, стимулирования роста занятости, создания рабочих мест в госу­дарственном секторе.

Существует также система страхования безработицы. В пе­риод ухудшения экономической конъюнктуры работников пере­водят на сокращенный рабочий день. Часть заработной платы за неотработанное время выплачивает государство.

Государственные акты устанавливают основные социаль­ные гарантии трудящимся:

• бюджет прожиточного минимума;

• минимальный уровень заработной платы;

• условия назначения пособий по безработице;

• размер пенсии и необходимый трудовой стаж для ее по­лучения;

• продолжительность оплачиваемого отпуска;

• принципы найма на работу;

• оплату временной нетрудоспособности и др.
Регулирование заработной платы включает следующие

элементы:

• законодательное установление и изменение минималь­ного размера оплаты труда в РФ;

• налоговое регулирование средств, направленных на оп­лату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;

• дифференциацию оплаты труда как через тарифную сис­тему, так и на основе коллективных договоров, соглашений пу­тем надбавок и доплат;

• организацию оплаты на каждом предприятии путем ис­пользования конкретных форм, систем и тарифов оплаты труда и размеров ее для каждого работника, а также на основе установле­ния норм и сдельных расценок;

• обоснование порядка определения нормируемой вели­чины расходов на оплату труда;

• установление государственных гарантий по оплате труда.

Государство также осуществляет косвенное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов посредством:

- проведения денежно-кредитной политики;

- проведения экспортной и импортной политики;

- профессиональной подготовки и воспитания специали­стов средней и высшей квалификации и кадров массовых про­фессий и т. д.

Видное место в государственном регулировании деятель­ности хозяйствующих субъектов принадлежит поддержке малого предпринимательства. Она существует во многих государствах.

В России данная деятельность осуществляется прежде все­го на основе Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийский Федерации".

В соответствии с ним государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Эти программы включают меры:

по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

по вовлечению в предпринимательскую деятельность соци­ально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужа­щих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

по установлению налоговых льгот и ежегодному выделе­нию средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

по передаче субъектам малого предпринимательства ре­зультатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

по передаче субъектам малого предпринимательства не за­вершенных строительством и пустующих объектов, а равно не­рентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объ­ектов недвижимости и т. д.

В соответствии с законом государственная поддержка ма­лого предпринимательства осуществляется по следующим на­правлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития ма­лого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами ма­лого предпринимательства государственных финансовых, мате­риально-технических и информационных ресурсов, а также науч­но-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, содержащей в ос­новном информацию, необходимую для решения вопросов нало­гообложения;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информаци­онных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. При этом органи­зации, осуществляющие данную деятельность, пользуются льго­тами.

Законом предусмотрено участие субъектов малого пред­принимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд, резервирование с этой целью определен­ной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. При этом государственные заказчики при формировании и размеще­нии заказов и заключении государственных контрактов на закуп­ку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд дан­ного вида продукции (на основе конкурсов).

Предусмотрены меры по производственно-технической под­держке субъектов малого предпринимательства, состоящие в со­действии в обеспечении данных субъектов современным оборудо­ванием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых

фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры. Кроме того, осущест­вление органами государственного управления и местного само­управления мер по размещению заказов на производство и постав­ки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействию в созда­нии и организации деятельности субъектов малого предпринима­тельства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продук­ции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производст­венных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом предприятия, осуществляющие производственно-техническую поддержку указанных субъектов, пользуются льготами.

Законом предусмотрено также создание информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпри­нимательства экономической, правовой, статистической, произ­водственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития и в целях обмена между ними ука­занной информацией. Информационное обслуживание указанных субъектов осуществляется на льготных условиях. При этом орга­низации, осуществляющие данную деятельность, пользуются льготами.

Законом предусматривается кредитование субъектов мало­го предпринимательства на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Кроме того, льготное страхование субъектов малого предприниматель­ства. При этом страховые организации пользуются льготами.

Законом предусмотрена поддержка со стороны соответст­вующих органов в организации и обеспечении деятельности сою­зов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства как об­щественных объединений в целях обеспечения наиболее благо­приятных условий для развития малого предпринимательства, повышения ответственности и компетентности этих субъектов, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти. Предусмотрено содействие союзам (ассоциациям) в обес­печении их на льготных условиях помещениями, средствами свя­зи и др.


Наши рекомендации