Менеджмент и предпринимательство
Важнейшей функцией современного менеджмента является предпринимательство.Роль этой функции в последние годы возрастает. Она становится одной из основных функций внутрифирменного управления.
Предпринимательство принято рассматривать как инициативную деятельность, направленную на насыщение рынка товарами, услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени на свой риск и ответственность.
Существуют также другие, более узкие определения предпринимательства. Так, в середине XX века сформировалось понятие предпринимательства как деятельности, которая направлена на осуществление смелых и трудных проектов, связанных со стремлением сделать что-то новое или улучшить существующее. В настоящее время его определяют как частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск.
С учетом различных определений предпринимательства могут быть сформулированы следующие основные мотивы предпринимательской деятельности:
• личное обогащение;
• желание стать хозяином своего дела, свободно принимать решения, самостоятельно владеть и распоряжаться доходом;
• самореализация, т. е. развитие и наилучшее применение своих способностей;
• желание рисковать, играть.
Согласно российскому законодательству сфера предпринимательской деятельности охватывает все общественное производство, включая военно-промышленный комплекс. Сюда относится производственная, непроизводственная, торгово-посред-ническая, инновационная, кредитно-финансовая и другая деятельность. Ограничениями предпринимательской деятельности являются: требования экологии, сохранения здоровья населения, пожарная безопасность.
Занятие предпринимательской деятельностью не требует разрешения, т. е. действует не разрешительный, а регистрационный принцип организации предпринимательского дела.
По отдельным видам деятельности необходимо получить лицензию. Это биржевая, банковская, экспортно-импортная деятельность, деятельность инвестиционных фондов, валютные операции и др.
Предпринимательство может быть частным, коллективным, государственным и контрактным. Частное предпринимательство предусматривает единоличное владение, распоряжение, использование имущества и единоличную ответственность. В Российской Федерации предметом частнопредпринимательской дея-
тельности не может быть производство оружия, наркотиков, лечение онкологических больных.
Коллективное предпринимательство осуществляется группой лиц, связанных друг с другом солидарной или долевой ответственностью.
Государственное предпринимательство осуществляется государственными предприятиями, действующими на правах полного хозяйственного ведения. На основе контракта, заключаемого с собственником предприятия, осуществляет предпринимательскую деятельность профессиональный менеджер.
Занятие конкретной предпринимательской деятельностью предполагает наличие определенных условий:
• стартовый капитал для образования уставного фонда предприятия;
• свободный рынок, обеспечивающий движение всех факторов производства, открытость и доступность рынка для всех, свободное ценообразование;
• правовая защищенность и гарантии в отношении собственности, доходов, прав и свободы предпринимателей;
• знания, практические навыки, культурное развитие;
• благожелательное общественное мнение;
• подробная информация о конкурентах;
• правильный выбор организационно-правовых форм и географического расположения предприятий.
Предпринимательская деятельность может осуществляться юридическими и физическими лицами, с применением и без применения наемного труда. Количество наемных работников не ограничивается. Различие между юридическими и физическими лицами состоит в том, что юридическое лицо отвечает по долгам только активами своего баланса. Физические лица отвечают по долгам всем своим имуществом.
Предпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала организуется дело, затем его менеджмент. Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов.
Менеджмент включает осуществление функций планирования, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности фирмы, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Профессиональный менеджмент требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т. д.
Целью подлинного предпринимательского поведения менеджера является не просто получение текущей прибыли, а оптимизация потенциала прибыльности, т. е. обеспечение получения прибыли в течение достаточно длительного периода времени. Действительно, предпринимательское поведение не имеет ничего общего с хищническим использованием производственного и трудового потенциала. Оно обеспечивает длительное и устойчивое существование фирмы.
Предпринимательское поведение характеризуется творческим нестандартным подходом к решению производственных задач. Этим оно отличается от так называемого приростного поведения, ориентирующегося на планирование от доступного уровня и экстраполяцию закономерностей прошлого на будущий период.
Предпринимательская система стимулирования предусматривает вознаграждение за творчество и инициативу в отличие от других систем стимулирования, предусматривающих поощрение за прошлую деятельность и стабильность результатов.
Как и всякая другая деятельность, предпринимательская деятельность менеджера опирается на определенную систему информации. При этом основное внимание уделяется информации о возможностях производства и сбыта, о рыночной конъюнктуре, а не о самой текущей деятельности.
В соответствии со своими целями и путями их достижения предприниматель-менеджер использует гибкие и изменяющиеся организационные структуры и формы управления. Гибкость - это способность изменяться и адаптироваться к новым условиям. Она обеспечивается сочетанием специализации и интеграции, вертикальных и горизонтальных связей в системе управления. Изменение организационных структур опирается на критический анализ сложившихся структур и преодоление традиционных стереотипов мышления.
В отличие от консервативного поведения, использующего метод реакции на уже возникшую проблему, предпринимательское поведение ориентируется на предвидение проблем и разработку упреждающих решений.
Стиль предпринимательского поведения проявляется в способности пойти на обоснованный риск, в умении убедить коллектив в необходимости изменений. Этим предпринимательское поведение отличается от популизма, ставящего на первый план обеспечение популярности деятельности, и фундаментализма, характеризующегося стремлением обеспечить единство действий коллектива на базе традиционных, незыблемых принципов.
Наряду с собственником, предпринимателем и менеджером в управлении организацией принимает участие трудовой коллектив. Им совместно с администрацией предприятия устанавливаются продолжительность и распорядок рабочего дня, планируются отпуска, разрабатывается и совершенствуется система стимулирования, безопасности труда, обеспечения качества продукции и труда.
Рассредоточение собственности и соответственно функций давления между различными субъектами рыночных отношений составляет важнейшую тенденцию ее развития на современном этапе. Степень распределения управленческих функций между субъектами рыночных отношений может быть различной. В каждом конкретном случае она зависит от ряда факторов: уровня развития социального партнерства, образования, квалификации, личных качеств каждого из субъектов рыночных отношений, сложности, многообразия видов, объема управленческих работ и других факторов.
Предпринимательскую деятельность осуществляет предприниматель,т. е. лицо, предпринимающее что-то по собственной инициативе, действующее под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающее на собственные силы и средства, занимающееся какой-либо экономической деятельностью, приносящей ему прибыль (доход).
Термин "предприниматель" ввел в научный оборот француз Р. Кантиллон, живший в начале XVIII в. Он охарактеризовал предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести продукцию и продать ее в целях получения дохода, и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществляться реализация. В таком определении предпринимательство понимают как функцию с элементом риска.
Считается, что функциями, имманентно присущими предпринимателю, являются:
• соединение ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс;
• принятие решений в процессе бизнеса;
• новаторство в коммерции, технологии, организации;
• риск своими и заемными средствами, временем, трудом, деловой репутацией.
Любой предприниматель одновременно (в той или иной мере) является и менеджером. Для него характерно профессиональнее знание сферы деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью.
Право собственника - это право владения, пользования и распоряжения имуществом. Предприниматель сам использует это имущество в качестве средств производства для выпуска продукции и получения предпринимательского дохода. Таким образом он превращается в управляющего, менеджера. Отношения собственности здесь выступают как управленческие отношения.
Современная экономическая наука выделяет следующие черты предпринимателя: решения принимает самостоятельно; восприимчив к новому; привержен к риску; поглощен результатами своей деятельности; крайне требователен к себе и способностям своих компаньонов.
Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером (разработчиком стратегии), имеющим навыки управления людьми. Слишком большая уверенность в себе мешает ему делегировать свои полномочия.
Часто это незаурядная личность, всегда устремленная на достижение поставленной цели, получение запланированных результатов.
Предприниматель создает организацию и управляет хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности. Сфера хозяйственной деятельности включает в себя финансовые, расчетные, правовые отношения, отношения, связанные с товародвижением, страхованием, рекламой продукции и услуг и др.
Предпринимательская деятельность может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами. Их деятельность называется индивидуальной предпринимательской деятельностью, регулируемой законами государства, которые разрешают заключать сделки и обязывают к ответственности.
Юридические лица осуществляют коллективное предпринимательство и являются носителями имущественных прав и обязанностей. В хозяйственном обороте юридические лица выступают от своего имени и существуют независимо от лиц, входящих в их состав; по обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность. В обеих формах предпринимательской деятельности может применяться или не применяться наемный труд работников.
Индивидуальный предприниматель может пускать в оборот свой, заемный капитал или использовать арендованное имущество для организации хозяйственной деятельности, приносящей предпринимательский доход и прибыль. Предприниматель пользуется правом создавать любые организации, принимать и увольнять работников на предусмотренных законом условиях, открывать счета в банках, производить расчетные и кассовые операции.
Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, т. е. как систематическая хозяйственная деятельность, а рыночные отношения позволяют получать прибыль, которая идет на личное потребление и вкладывается в дальнейшее развитие хозяйственной деятельности.
Суть предпринимательства заключается в том, чтобы в условиях неопределенности рынка находить способы наиболее эффективного использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и добиваться использования этих возможностей в целях осуществления хозяйственной деятельности.
Предприниматель без статуса юридического лица отвечает по обязательствам, связанным с его деятельностью, всем своим имуществом. В статусе юридического лица - он несет ответственность в зависимости от правового положения предприятия: либо всем капиталом и личным имуществом, либо только капиталом.
Предпринимательство обоих видов предполагает персональную экономическую ответственность.
Предприниматель имеет взаимовыгодные отношения с собственником, потребителями своей продукции, услуг, трудовым коллективом и другими предпринимателями. Он периодически меняет сферу деятельности, формы ответственности, осваивая новые сферы бизнеса и применения капитала. Оба они могут не иметь в своих фирмах никаких должностей или присутствовать в них номинально в качестве членов совета управляющих, т. е. не иметь подчиненных.
Свои функции, права и обязанности предприниматель реализует непосредственно или с помощью менеджеров,которые занимают соответствующие должности и имеют подчиненных им сотрудников, специалистов. Менеджер может руководить ими или как администратор (бюрократически), или демократически. В любом случае менеджер управляет порученным ему делом в рамках договорных отношений с владельцем бизнеса.
В современных условиях управление предпринимательской, коммерческой организацией должно меньше опираться на тейлоризм, приобретая все более предпринимательский характер. Это обусловлено и связано прежде всего с факторами внешнего окружения. Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных организаций, возросшие требова-
ния покупателей, увеличение объемов и скорости получения информации, новых знаний - все эти и другие изменения, происходящие во внешней среде, вынуждают организации искать иные подходы для лучшей адаптации к сложившимся условиям.
Неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды, скорость происходящих в ней изменений будут возрастать и дальше. Следовательно, организациям необходимо адаптироваться не только к настоящим условиям, но и обеспечить такую способность на будущее.
Несмотря на то что в предпринимательстве много непредвиденного, неожиданного и непривычного, предпринимательское управлениепредполагает систематическую целенаправленную деятельность по реализации управленческих функций. Вместе с тем предпринимательское управление требует существенного изменения роли этих функций. Так, возрастает роль предвидения, стратегического представления, снижается роль систематического планирования.
Важную роль в предпринимательском управлении играет руководитель. Руководитель-предприниматель ведет организацию благодаря своей активной позиции. Он может эффективно управлять, либо концентрируя власть в своих руках, либо используя врожденное умение вести за собой, личное обаяние, харизму. Воодушевляющее лидерство направлено на развитие творчества у людей.
Лидер-предприниматель должен обладать способностью не только видеть вещи с новой, нетрадиционной точки зрения, но и сделать так, чтобы и другие увидели их с этой стороны. Ему нужно уметь распознавать перспективу и возможности. Для него важно найти, распределить и удержать под контролем ресурсы. Руководителю необходимо создать команду высшего руководства, которая дополнила бы его собственные навыки и способности.
Предпринимательство всегда связано с риском, а следовательно, с ошибками и неудачами. Поэтому в предпринимательских организациях доверие и уважение к людям должно подкрепляться терпимостью к неудачам. Неудача не должна угрожать членству в организации.
Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпринимательского управления, требует самоуправления. Суть его состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления, участии работников в управлении, а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каждому работающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности.
Чтобы выявить новую возможность, необходимо располагать своевременной соответствующей информацией, новизна, скорость получения и достоверность которой играют ключевую роль в предпринимательском управлении. Развитие самоуправления означает возможность получения и интенсивного обмена информацией между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руководством и другими членами организации.
Поскольку в предпринимательском управлении решения часто принимаются на том уровне, на котором они и осуществляются, то самоуправление предполагает перемещение ресурсов внутри организации, обеспечение ими разработчиков решений для самостоятельного использования.
Контрольные вопросы
1. Что такое менеджмент?
2. Где прежде всего следует использовать понятие "менеджмент"?
3. В чем состоит сущность управления?
4. Какие подсистемы можно выделить в системе менеджмента?
5. Каково соотношение понятий "управление" и "менеджмент"?
6. Что включает в себя система управления в элементарном виде?
7. Что такое субъект управления?
8. Почему в менеджменте сочетаются наука и искусство?
9. Какова роль творческого фактора в новых концепциях управления?
10. Какие принципиальные изменения происходят в системе менеджмента в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения?
11. Что такое принципы управления?
12. Кто впервые ввел понятие "принципы менеджмента"?
13. В чем состоит сущность системного подхода к управлению?
14. Что явилось причиной появления системного подхода в менеджменте?
15. Какой основной принцип определяет содержание новых концепций управления?
16. В чем состоят принципиальные различия в развитии формальных и поведенческих подходов в менеджменте?
17. Что означает принцип "социального партнерства" в управлении?
18. Перечислите подходы к управлению и поясните их.
19. В чем состоит отличие основных принципов управления от частных?
20. Какие существуют частные принципы управления? Докажите, что они также имеют право на существование.
21. Докажите, что принципы в практике управления становятся критериями оценки качества управления.
22. В каком соотношении находятся принцип эффективности и принцип экономичности управления?
23. Приведите доказательства необходимости осуществления принципа соответствия способов, средств и воздействий закономерностям, присущим объектам управления, по опыту конкретной системы управления.
24. Что такое методы управления?
25. На чем основываются административные методы управления?
26. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?
27. Каковы общие методы управления?
28. Каково значение экономических методов управления в современных российских условиях?
29. На чем основываются экономические методы управления?
30. На чем основываются социально-психологические методы управления?
31. На каких уровнях управления преимущественно используются административные методы?
Литература
1. Анализ и обоснования хозяйственных решений / Б. И. Май-данчик, М. Г. Корпунин, Я. Г. Любинецкий и др. - М: Финансы и статистика, 1991.
2. Бажин И. И. Информационные системы менеджмента. -М.: ГУ-ВЖЭ, 2000.
3. Бачурин А. В. Экономические методы в системе управления. - М.: Мысль, 1998.
4. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. - 2-е изд. -М.: Триада, ЛТД, 1997.
6. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Гар-дарика, 2000.
7. Герчикова И. К Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Глухое В. В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.
9. Корицкий Э. Б., Лавриков Ю. А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов. - М., 1990.
10. Менар К. Экономика организаций: Пер. с франц./ Под ред. А. Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 1996.
11. Менеджмент организации: Учеб. пособие. / 3. П. Румянцева, Н. А. Соломатин, Р. 3. Акбердин и др. - М.: ИНФРА-М, 1996.
12. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. М. Максимцова, проф. М. А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
13. Пирожков В. А. Менеджмент современной организации: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. унта, 1998.
14. Питер Л. Док. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось / Пер. с англ. Сост. предисл. и пер. Л. В. Степанова. - М.: Прогресс, 1990.
15. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
16. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Исследование систем управления: Учебник. - М.: Экзамен, 2005.
17. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
18. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2003.
19. Семенов А. К. Современный менеджмент: Курс лекций. -Волгоград: Изд-во Волгоградского кооперативного учебно-производственного коммерческого комплекса, 1996.
20. Словарь-справочник менеджера / Под. ред. М. Г. Лапус-ты.-М.:ИНФРА-М, 1996.
21. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. Н. Ушвицского. - 2-е изд., доп. - М., 2005.
22. ФайольА., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Т. Управление-это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.
23. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. - М.: ВИПК Энерго, 1992.
24. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997.
25. Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
26. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н, Эриашвили Н Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Глава 3. Технология менеджмента
В главе 3 рассматриваются: процесс и общие функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация); содержательные и процессуальные теории мотивации; информация и коммуникации в управлении, коммуникационные сети, невербальная информация; управленческое решение: понятие, классификация, стадии и этапы принятия и реализации.
3.1. Процесс и функции управления
Управление следует рассматривать как процесс. Процесс управления- это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.
Функции управления- это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.
Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т. д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.
Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. Так, почти сто лет назад А. Файоль выделил шесть основных видов деятельности, или операций, в организации производства и управления предприятием, которые приходится выполнять управленческому персоналу:
- технические;
- коммерческие;
- финансовые;
- защитные (по охране);
- бухгалтерские (счетные);
- административные.
К числу административных операций, по А. Файолю, относятся следующие пять:
- предвидение (прогноз и составление программы действий);
- организация (создание двойного организма фирмы - материального и социального);
- распорядительство (приведение в действие персонала фирмы и устранение обнаруживаемых отклонений от заданной программы действий);
- согласование (или координация, т. е. правильное сочетание всех действий и усилий);
- контроль исполнения.
В современных работах по теории менеджмента вместо устаревшего понятия "административные операции" предпочитают говорить о функциях управления.
Современные исследователи разработали несколько иной перечень управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, прогнозирование, информирование, кооперирование, воспитание, несение ответственности, управление персоналом, "паблик рилейшнз", представительство, ведение переговоров или заключение сделок и другие. Практически в каждой работе по управлению содержится свой перечень управленческих функций, отличающийся от других.
Многие авторы выделяют из всей совокупности функций управления те функции, которые:
- являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации;
- не зависят от объекта, так как применимы к любым социально-экономическим системам и процессам.
В связи с этим данные функции управления называют общими.
Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления:
• планирование (выбор целей и план действий по их достижении);
• организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);
• мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);
• контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);
• координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Следует заметить, что перечисленные общие функции управления весьма близки к административным операциям А. Файоля.
Указанные общие функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 3.1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рассмотрим последовательно содержание каждой из основных функций управления.
Рис. 3.1. Схема процесса управления
Планирование
Планирование- это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.
Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления.
Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:
- где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;
- куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;
- как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают,
что должны делать члены организации для достижения целей.
Планирование можно классифицировать по следующим признакам:
- по степени охвата;
- по предмету планирования;
- по сфере функционирования;
- по срокам;
- по содержанию планирования и т. д.
Основные задачи планирования деятельности организации:
- выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов;
- обеспечение устойчивости функционирования и развития организации;
- формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;
- комплексное обеспечение выполнения планов;
- формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
- координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству;
- стимулирование выполнения планов.
К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана.
К дополнительным принципам планирования относятся:
- ранжирование объектов по их важности;
- точность;
- сбалансированность плана;
- гибкость;
- вариантность плана;
- непрерывность;
- экономическая обоснованность показателей;
- преемственность стратегического и текущего планов;
- единство (означает связь планируемого звена с организацией в целом);
- автоматизация планирования;
- согласованность плана с параметрами внешней среды;
- участие (тех, кого план непосредственно затрагивает);
- социальная ориентация плана;
- обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.
Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:
• анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;
• установление целей и задач;
• разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
• оценку альтернативных вариантов плана;
• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Стратегическое управление и планирование будет рассмотрено в 4-й главе.
Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.
Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана. В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности российской экономики горизонт бизнес-планирования может снижаться до 1-3 месяцев).
Бизнес-план разрабатывается в следующих основных случаях:
- при освоении новых сфер деятельности организации;
- при создании новых видов бизнеса;
- при решении вопросов выхода организации из кризиса неплатежей;
- при приватизации государственных и муниципальных предприятий (для обоснования предложений по приватизации и определения круга задач по санированию (оздоровлению) приватизируемых предприятий);
- при открытии организаций;
- при внедрении новых продуктов;
- при разработке концепции ведения бизнеса в перспективе.
Кроме того, заимодавцы или инвесторы, прежде чем вкладывать деньги в бизнес, должны знакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обращать внимание на деловую репутацию предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала.
Бизнес-план также, по существу, является эталоном, с которым можно сравнивать фактические результаты деятельности организации.
Таким образом, бизнес-план всегда является важнейшим документом. В нем следует:
• ставить реальные цели;
• показывать пути их достижения;
• определять необходимые ресурсы. Разделами бизнес-плана являются:
1) краткое содержание;
2) историческая справка;
3) основные продукты и/или услуги;
4) анализ рынка и маркетинг;
5) производство;
6) управление;
7) организация и персонал; 8)собственность;
9) финансовый анализ; 10)риски и доходы;
11) задачи и основные этапы;
12) приложения.
Размеры бизнес-плана определяются его целью и предполагаемыми адресатами. Он должен быть настолько лаконичным, насколько это позволяет необходимость полно и точно изложить предмет.
Организация
Следующей функцией процесса управления является организация1.Задачи ее:
- деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;
- формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов;
- создание условий для формирования определенной организационной культуры организации;
- организация выполнения принятых решений;
- текущая организация производственного, торгового и иных процессов;
- обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;
- преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организова<