Менеджмент и предпринимательство

Важнейшей функцией современного менеджмента является предпринимательство.Роль этой функции в последние годы возрастает. Она становится одной из основных функций внутри­фирменного управления.

Предпринимательство принято рассматривать как инициа­тивную деятельность, направленную на насыщение рынка това­рами, услугами и на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени на свой риск и ответственность.

Существуют также другие, более узкие определения пред­принимательства. Так, в середине XX века сформировалось поня­тие предпринимательства как деятельности, которая направлена на осуществление смелых и трудных проектов, связанных со стремлением сделать что-то новое или улучшить существующее. В настоящее время его определяют как частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реали­зует нововведения, вкладывает собственные средства в новое де­ло, принимая на себя личный риск.

С учетом различных определений предпринимательства могут быть сформулированы следующие основные мотивы пред­принимательской деятельности:

• личное обогащение;

• желание стать хозяином своего дела, свободно прини­мать решения, самостоятельно владеть и распоряжаться доходом;

• самореализация, т. е. развитие и наилучшее применение своих способностей;

• желание рисковать, играть.

Согласно российскому законодательству сфера предприни­мательской деятельности охватывает все общественное произ­водство, включая военно-промышленный комплекс. Сюда отно­сится производственная, непроизводственная, торгово-посред-ническая, инновационная, кредитно-финансовая и другая дея­тельность. Ограничениями предпринимательской деятельности являются: требования экологии, сохранения здоровья населения, пожарная безопасность.

Занятие предпринимательской деятельностью не требует разрешения, т. е. действует не разрешительный, а регистрацион­ный принцип организации предпринимательского дела.

По отдельным видам деятельности необходимо получить лицензию. Это биржевая, банковская, экспортно-импортная дея­тельность, деятельность инвестиционных фондов, валютные опе­рации и др.

Предпринимательство может быть частным, коллективным, государственным и контрактным. Частное предпринимательство предусматривает единоличное владение, распоряжение, исполь­зование имущества и единоличную ответственность. В Россий­ской Федерации предметом частнопредпринимательской дея-




тельности не может быть производство оружия, наркотиков, ле­чение онкологических больных.

Коллективное предпринимательство осуществляется груп­пой лиц, связанных друг с другом солидарной или долевой ответ­ственностью.

Государственное предпринимательство осуществляется го­сударственными предприятиями, действующими на правах пол­ного хозяйственного ведения. На основе контракта, заключаемого с собственником предприятия, осуществляет предприниматель­скую деятельность профессиональный менеджер.

Занятие конкретной предпринимательской деятельностью предполагает наличие определенных условий:

• стартовый капитал для образования уставного фонда предприятия;

• свободный рынок, обеспечивающий движение всех фак­торов производства, открытость и доступность рынка для всех, свободное ценообразование;

• правовая защищенность и гарантии в отношении собст­венности, доходов, прав и свободы предпринимателей;

• знания, практические навыки, культурное развитие;

• благожелательное общественное мнение;

• подробная информация о конкурентах;

• правильный выбор организационно-правовых форм и географического расположения предприятий.

Предпринимательская деятельность может осуществляться юридическими и физическими лицами, с применением и без при­менения наемного труда. Количество наемных работников не ог­раничивается. Различие между юридическими и физическими лицами состоит в том, что юридическое лицо отвечает по долгам только активами своего баланса. Физические лица отвечают по долгам всем своим имуществом.

Предпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала организуется дело, затем его менеджмент. Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффектив­ного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов.




Менеджмент включает осуществление функций планиро­вания, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности фирмы, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Профессио­нальный менеджмент требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной куль­туры, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпри­нимательском поведении менеджера: в целях и путях их дости­жения, системе стимулирования, используемой информации, сти­ле и методах управления и т. д.

Целью подлинного предпринимательского поведения ме­неджера является не просто получение текущей прибыли, а опти­мизация потенциала прибыльности, т. е. обеспечение получения прибыли в течение достаточно длительного периода времени. Действительно, предпринимательское поведение не имеет ничего общего с хищническим использованием производственного и трудового потенциала. Оно обеспечивает длительное и устойчи­вое существование фирмы.

Предпринимательское поведение характеризуется творче­ским нестандартным подходом к решению производственных задач. Этим оно отличается от так называемого приростного по­ведения, ориентирующегося на планирование от доступного уровня и экстраполяцию закономерностей прошлого на будущий период.

Предпринимательская система стимулирования преду­сматривает вознаграждение за творчество и инициативу в от­личие от других систем стимулирования, предусматривающих поощрение за прошлую деятельность и стабильность резуль­татов.

Как и всякая другая деятельность, предпринимательская деятельность менеджера опирается на определенную систему ин­формации. При этом основное внимание уделяется информации о возможностях производства и сбыта, о рыночной конъюнктуре, а не о самой текущей деятельности.

В соответствии со своими целями и путями их достижения предприниматель-менеджер использует гибкие и изменяющиеся организационные структуры и формы управления. Гибкость - это способность изменяться и адаптироваться к новым условиям. Она обеспечивается сочетанием специализации и интеграции, верти­кальных и горизонтальных связей в системе управления. Измене­ние организационных структур опирается на критический анализ сложившихся структур и преодоление традиционных стереотипов мышления.

В отличие от консервативного поведения, использующего метод реакции на уже возникшую проблему, предприниматель­ское поведение ориентируется на предвидение проблем и разра­ботку упреждающих решений.

Стиль предпринимательского поведения проявляется в спо­собности пойти на обоснованный риск, в умении убедить коллек­тив в необходимости изменений. Этим предпринимательское по­ведение отличается от популизма, ставящего на первый план обеспечение популярности деятельности, и фундаментализма, характеризующегося стремлением обеспечить единство действий коллектива на базе традиционных, незыблемых принципов.

Наряду с собственником, предпринимателем и менеджером в управлении организацией принимает участие трудовой коллек­тив. Им совместно с администрацией предприятия устанавлива­ются продолжительность и распорядок рабочего дня, планируют­ся отпуска, разрабатывается и совершенствуется система стиму­лирования, безопасности труда, обеспечения качества продукции и труда.

Рассредоточение собственности и соответственно функций давления между различными субъектами рыночных отношений составляет важнейшую тенденцию ее развития на современном этапе. Степень распределения управленческих функций между субъектами рыночных отношений может быть различной. В каж­дом конкретном случае она зависит от ряда факторов: уровня развития социального партнерства, образования, квалификации, личных качеств каждого из субъектов рыночных отношений, сложности, многообразия видов, объема управленческих работ и других факторов.

Предпринимательскую деятельность осуществляет пред­приниматель,т. е. лицо, предпринимающее что-то по собствен­ной инициативе, действующее под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающее на собственные силы и средства, занимающееся какой-либо экономической деятельностью, прино­сящей ему прибыль (доход).

Термин "предприниматель" ввел в научный оборот француз Р. Кантиллон, живший в начале XVIII в. Он охарактеризовал предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести продукцию и продать ее в целях получения дохода, и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществляться реализация. В таком определении предпринима­тельство понимают как функцию с элементом риска.

Считается, что функциями, имманентно присущими пред­принимателю, являются:

• соединение ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс;

• принятие решений в процессе бизнеса;

• новаторство в коммерции, технологии, организации;

• риск своими и заемными средствами, временем, трудом, деловой репутацией.

Любой предприниматель одновременно (в той или иной мере) является и менеджером. Для него характерно профессио­нальнее знание сферы деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производствен­но-сбытовой и маркетинговой деятельностью.

Право собственника - это право владения, пользования и распоряжения имуществом. Предприниматель сам использует это имущество в качестве средств производства для выпуска продук­ции и получения предпринимательского дохода. Таким образом он превращается в управляющего, менеджера. Отношения собст­венности здесь выступают как управленческие отношения.

Современная экономическая наука выделяет следующие черты предпринимателя: решения принимает самостоятельно; восприимчив к новому; привержен к риску; поглощен результа­тами своей деятельности; крайне требователен к себе и способно­стям своих компаньонов.

Предприниматель не всегда может быть хорошим менед­жером (разработчиком стратегии), имеющим навыки управления людьми. Слишком большая уверенность в себе мешает ему деле­гировать свои полномочия.

Часто это незаурядная личность, всегда устремленная на достижение поставленной цели, получение запланированных ре­зультатов.

Предприниматель создает организацию и управляет хозяй­ственным процессом независимо от вида и сферы деятельности. Сфера хозяйственной деятельности включает в себя финансовые, расчетные, правовые отношения, отношения, связанные с товаро­движением, страхованием, рекламой продукции и услуг и др.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами. Их деятельность называется индивидуальной предпринимательской деятельно­стью, регулируемой законами государства, которые разрешают заключать сделки и обязывают к ответственности.

Юридические лица осуществляют коллективное предпри­нимательство и являются носителями имущественных прав и обязанностей. В хозяйственном обороте юридические лица вы­ступают от своего имени и существуют независимо от лиц, вхо­дящих в их состав; по обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность. В обеих формах предпринима­тельской деятельности может применяться или не применяться наемный труд работников.

Индивидуальный предприниматель может пускать в обо­рот свой, заемный капитал или использовать арендованное имущество для организации хозяйственной деятельности, при­носящей предпринимательский доход и прибыль. Предпринима­тель пользуется правом создавать любые организации, прини­мать и увольнять работников на предусмотренных законом ус­ловиях, открывать счета в банках, производить расчетные и кас­совые операции.

Предпринимательская деятельность осуществляется на по­стоянной основе, т. е. как систематическая хозяйственная дея­тельность, а рыночные отношения позволяют получать прибыль, которая идет на личное потребление и вкладывается в дальней­шее развитие хозяйственной деятельности.

Суть предпринимательства заключается в том, чтобы в ус­ловиях неопределенности рынка находить способы наиболее эф­фективного использования собственности в виде капитала, иму­щества, патентных прав и других ресурсов и добиваться исполь­зования этих возможностей в целях осуществления хозяйствен­ной деятельности.

Предприниматель без статуса юридического лица отвечает по обязательствам, связанным с его деятельностью, всем своим имуществом. В статусе юридического лица - он несет ответст­венность в зависимости от правового положения предприятия: либо всем капиталом и личным имуществом, либо только капита­лом.

Предпринимательство обоих видов предполагает персо­нальную экономическую ответственность.

Предприниматель имеет взаимовыгодные отношения с соб­ственником, потребителями своей продукции, услуг, трудовым коллективом и другими предпринимателями. Он периодически меняет сферу деятельности, формы ответственности, осваивая новые сферы бизнеса и применения капитала. Оба они могут не иметь в своих фирмах никаких должностей или присутствовать в них номинально в качестве членов совета управляющих, т. е. не иметь подчиненных.

Свои функции, права и обязанности предприниматель реализует непосредственно или с помощью менеджеров,кото­рые занимают соответствующие должности и имеют подчи­ненных им сотрудников, специалистов. Менеджер может руко­водить ими или как администратор (бюрократически), или де­мократически. В любом случае менеджер управляет поручен­ным ему делом в рамках договорных отношений с владельцем бизнеса.

В современных условиях управление предприниматель­ской, коммерческой организацией должно меньше опираться на тейлоризм, приобретая все более предпринимательский характер. Это обусловлено и связано прежде всего с фактора­ми внешнего окружения. Быстрое развитие технологий, ус­ложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, со­кращение их жизненного цикла, появление большого количе­ства конкурентоспособных организаций, возросшие требова-

ния покупателей, увеличение объемов и скорости получения информации, новых знаний - все эти и другие изменения, происходящие во внешней среде, вынуждают организации искать иные подходы для лучшей адаптации к сложившимся условиям.

Неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды, скорость происходящих в ней изменений будут возрастать и дальше. Следовательно, организациям необходимо адаптироваться не только к настоящим условиям, но и обеспечить такую способность на будущее.

Несмотря на то что в предпринимательстве много непред­виденного, неожиданного и непривычного, предприниматель­ское управлениепредполагает систематическую целенаправлен­ную деятельность по реализации управленческих функций. Вме­сте с тем предпринимательское управление требует существенно­го изменения роли этих функций. Так, возрастает роль предвиде­ния, стратегического представления, снижается роль системати­ческого планирования.

Важную роль в предпринимательском управлении играет руководитель. Руководитель-предприниматель ведет организа­цию благодаря своей активной позиции. Он может эффективно управлять, либо концентрируя власть в своих руках, либо исполь­зуя врожденное умение вести за собой, личное обаяние, харизму. Воодушевляющее лидерство направлено на развитие творчества у людей.

Лидер-предприниматель должен обладать способностью не только видеть вещи с новой, нетрадиционной точки зрения, но и сделать так, чтобы и другие увидели их с этой стороны. Ему нуж­но уметь распознавать перспективу и возможности. Для него важно найти, распределить и удержать под контролем ресурсы. Руководителю необходимо создать команду высшего руково­дства, которая дополнила бы его собственные навыки и способ­ности.

Предпринимательство всегда связано с риском, а следова­тельно, с ошибками и неудачами. Поэтому в предприниматель­ских организациях доверие и уважение к людям должно подкреп­ляться терпимостью к неудачам. Неудача не должна угрожать членству в организации.

Поиск новых возможностей, который лежит в основе пред­принимательского управления, требует самоуправления. Суть его состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления, участии работников в управлении, а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каждому ра­ботающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности.

Чтобы выявить новую возможность, необходимо распола­гать своевременной соответствующей информацией, новизна, скорость получения и достоверность которой играют ключевую роль в предпринимательском управлении. Развитие самоуправле­ния означает возможность получения и интенсивного обмена ин­формацией между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руко­водством и другими членами организации.

Поскольку в предпринимательском управлении решения часто принимаются на том уровне, на котором они и осуществ­ляются, то самоуправление предполагает перемещение ресурсов внутри организации, обеспечение ими разработчиков решений для самостоятельного использования.

Контрольные вопросы

1. Что такое менеджмент?

2. Где прежде всего следует использовать понятие "ме­неджмент"?

3. В чем состоит сущность управления?

4. Какие подсистемы можно выделить в системе менедж­мента?

5. Каково соотношение понятий "управление" и "менедж­мент"?

6. Что включает в себя система управления в элементар­ном виде?

7. Что такое субъект управления?

8. Почему в менеджменте сочетаются наука и искусство?

9. Какова роль творческого фактора в новых концепциях управления?

10. Какие принципиальные изменения происходят в систе­ме менеджмента в условиях растущей непредсказуемости, новиз­ны и сложности окружения?

11. Что такое принципы управления?

12. Кто впервые ввел понятие "принципы менеджмента"?

13. В чем состоит сущность системного подхода к управле­нию?

14. Что явилось причиной появления системного подхода в менеджменте?

15. Какой основной принцип определяет содержание новых концепций управления?

16. В чем состоят принципиальные различия в развитии формальных и поведенческих подходов в менеджменте?

17. Что означает принцип "социального партнерства" в управлении?

18. Перечислите подходы к управлению и поясните их.

19. В чем состоит отличие основных принципов управления от частных?

20. Какие существуют частные принципы управления? До­кажите, что они также имеют право на существование.

21. Докажите, что принципы в практике управления стано­вятся критериями оценки качества управления.

22. В каком соотношении находятся принцип эффективно­сти и принцип экономичности управления?

23. Приведите доказательства необходимости осуществле­ния принципа соответствия способов, средств и воздействий за­кономерностям, присущим объектам управления, по опыту кон­кретной системы управления.

24. Что такое методы управления?

25. На чем основываются административные методы управления?

26. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?

27. Каковы общие методы управления?

28. Каково значение экономических методов управления в современных российских условиях?

29. На чем основываются экономические методы управле­ния?

30. На чем основываются социально-психологические ме­тоды управления?

31. На каких уровнях управления преимущественно ис­пользуются административные методы?

Литература

1. Анализ и обоснования хозяйственных решений / Б. И. Май-данчик, М. Г. Корпунин, Я. Г. Любинецкий и др. - М: Финансы и ста­тистика, 1991.

2. Бажин И. И. Информационные системы менеджмента. -М.: ГУ-ВЖЭ, 2000.

3. Бачурин А. В. Экономические методы в системе управ­ления. - М.: Мысль, 1998.

4. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. - 2-е изд. -М.: Триада, ЛТД, 1997.

6. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Гар-дарика, 2000.

7. Герчикова И. К Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Глухое В. В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.

9. Корицкий Э. Б., Лавриков Ю. А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов. - М., 1990.

10. Менар К. Экономика организаций: Пер. с франц./ Под ред. А. Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 1996.

11. Менеджмент организации: Учеб. пособие. / 3. П. Ру­мянцева, Н. А. Соломатин, Р. 3. Акбердин и др. - М.: ИНФРА-М, 1996.

12. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. М. Максимцова, проф. М. А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

13. Пирожков В. А. Менеджмент современной организа­ции: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун­та, 1998.

14. Питер Л. Док. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось / Пер. с англ. Сост. предисл. и пер. Л. В. Степано­ва. - М.: Прогресс, 1990.

15. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

16. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Исследование систем управления: Учебник. - М.: Экзамен, 2005.

17. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менедж­мент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.

18. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2003.

19. Семенов А. К. Современный менеджмент: Курс лекций. -Волгоград: Изд-во Волгоградского кооперативного учебно-производственного коммерческого комплекса, 1996.

20. Словарь-справочник менеджера / Под. ред. М. Г. Лапус-ты.-М.:ИНФРА-М, 1996.

21. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Василье­ва, В. Н. Парахиной, Л. Н. Ушвицского. - 2-е изд., доп. - М., 2005.

22. ФайольА., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Т. Управление-это наука и искусство. - М.: Республика, 1992.

23. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. - М.: ВИПК Энерго, 1992.

24. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997.

25. Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.

26. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н, Эриашвили Н Д. Ме­неджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Глава 3. Технология менеджмента

В главе 3 рассматриваются: процесс и общие функ­ции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация); содержательные и процессу­альные теории мотивации; информация и коммуника­ции в управлении, коммуникационные сети, невербаль­ная информация; управленческое решение: понятие, классификация, стадии и этапы принятия и реализа­ции.

3.1. Процесс и функции управления

Управление следует рассматривать как процесс. Процесс управления- это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, на­зываются управленческими функциями. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции управления- это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управ­ленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обо­собление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

Содержание действий и функций, осуществляемых в про­цессе управления, зависит от типа организации (административ­ная, общественная, образовательная и т. д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руковод­ства, средний или нижний), от роли внутри организации (произ­водство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других фак­торов.

Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. Так, почти сто лет назад А. Файоль выделил шесть основных видов деятельности, или операций, в организации производства и управления предприятием, которые приходится выполнять управленческому персоналу:

- технические;

- коммерческие;

- финансовые;

- защитные (по охране);

- бухгалтерские (счетные);

- административные.

К числу административных операций, по А. Файолю, отно­сятся следующие пять:

- предвидение (прогноз и составление программы дейст­вий);

- организация (создание двойного организма фирмы - ма­териального и социального);

- распорядительство (приведение в действие персонала фирмы и устранение обнаруживаемых отклонений от заданной программы действий);

- согласование (или координация, т. е. правильное сочета­ние всех действий и усилий);

- контроль исполнения.

В современных работах по теории менеджмента вместо ус­таревшего понятия "административные операции" предпочитают говорить о функциях управления.

Современные исследователи разработали несколько иной перечень управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, прогнозирование, информирование, коопери­рование, воспитание, несение ответственности, управление пер­соналом, "паблик рилейшнз", представительство, ведение перего­воров или заключение сделок и другие. Практически в каждой работе по управлению содержится свой перечень управленческих функций, отличающийся от других.

Многие авторы выделяют из всей совокупности функций управления те функции, которые:

- являются составными частями любого процесса управ­ления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации;

- не зависят от объекта, так как применимы к любым со­циально-экономическим системам и процессам.

В связи с этим данные функции управления называют об­щими.

Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления:

• планирование (выбор целей и план действий по их дос­тижении);

• организация (распределение задач между подразделе­ниями или работниками и установление взаимодействия между ними);

• мотивация (стимулирование исполнителей к осуществ­лению запланированных действий и достижению поставленных целей);

• контроль (соотнесение реально достигаемых или дос­тигнутых результатов с запланированными);

• координация (обеспечивает соответствие и согласован­ность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).

Следует заметить, что перечисленные общие функции управ­ления весьма близки к административным операциям А. Файоля.

Указанные общие функции управления объединены связую­щими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диа­граммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 3.1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от пла­нирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работаю­щих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспе­чивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Рассмотрим последовательно содержание каждой из основ­ных функций управления.

Менеджмент и предпринимательство - student2.ru

Рис. 3.1. Схема процесса управления

Планирование

Планирование- это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими мето­дами, сообразуясь со временем и пространством.

Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулирован­ных планов в значительной мере зависит качество управления.

Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

- где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в ос­новных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;

- куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оцени­вая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;

- как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают,
что должны делать члены организации для достижения целей.

Планирование можно классифицировать по следующим признакам:

- по степени охвата;

- по предмету планирования;

- по сфере функционирования;

- по срокам;

- по содержанию планирования и т. д.

Основные задачи планирования деятельности организации:

- выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов;

- обеспечение устойчивости функционирования и разви­тия организации;

- формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;

- комплексное обеспечение выполнения планов;

- формирование организационно-технических и социаль­но-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;

- координация выполнения планов по заданиям, исполни­телям, ресурсам, срокам и качеству;

- стимулирование выполнения планов.

К главным принципам планирования относятся все науч­ные подходы к менеджменту: системный, комплексный, интегра­ционный, маркетинговый, функциональный, динамический, вос­производственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Их соблюде­ние является обязательным условием разработки обоснованного плана.

К дополнительным принципам планирования относятся:

- ранжирование объектов по их важности;

- точность;

- сбалансированность плана;

- гибкость;

- вариантность плана;

- непрерывность;

- экономическая обоснованность показателей;

- преемственность стратегического и текущего планов;

- единство (означает связь планируемого звена с органи­зацией в целом);

- автоматизация планирования;

- согласованность плана с параметрами внешней среды;

- участие (тех, кого план непосредственно затрагивает);

- социальная ориентация плана;

- обеспечение обратной связи системы планирования при управлении.

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соот­ветственно, планирование включает:

• анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;

• установление целей и задач;

• разработку стратегий, программ и планов для достиже­ния целей;

• оценку альтернативных вариантов плана;

• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В целом функция планирования осуществляется в совре­менных организациях на двух уровнях: стратегическом и опера­тивном. Стратегическое управление и планирование будет рас­смотрено в 4-й главе.

Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направле­нию деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капиталь­ных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детали­зирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.

Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана. В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в сегодняшних российских условиях нестабильности россий­ской экономики горизонт бизнес-планирования может снижаться до 1-3 месяцев).

Бизнес-план разрабатывается в следующих основных слу­чаях:

- при освоении новых сфер деятельности организации;

- при создании новых видов бизнеса;

- при решении вопросов выхода организации из кризиса неплатежей;

- при приватизации государственных и муниципальных предприятий (для обоснования предложений по приватизации и определения круга задач по санированию (оздоровлению) прива­тизируемых предприятий);

- при открытии организаций;

- при внедрении новых продуктов;

- при разработке концепции ведения бизнеса в перспективе.

Кроме того, заимодавцы или инвесторы, прежде чем вкла­дывать деньги в бизнес, должны знакомиться с бизнес-планом. При этом им следует обращать внимание на деловую репутацию предпринимателя, денежный поток по обслуживанию долга, обеспечение гарантий и долю собственного капитала.

Бизнес-план также, по существу, является эталоном, с ко­торым можно сравнивать фактические результаты деятельности организации.

Таким образом, бизнес-план всегда является важнейшим документом. В нем следует:

• ставить реальные цели;

• показывать пути их достижения;

• определять необходимые ресурсы. Разделами бизнес-плана являются:

1) краткое содержание;

2) историческая справка;

3) основные продукты и/или услуги;

4) анализ рынка и маркетинг;

5) производство;

6) управление;

7) организация и персонал; 8)собственность;

9) финансовый анализ; 10)риски и доходы;

11) задачи и основные этапы;

12) приложения.

Размеры бизнес-плана определяются его целью и предпола­гаемыми адресатами. Он должен быть настолько лаконичным, насколько это позволяет необходимость полно и точно изложить предмет.

Организация

Следующей функцией процесса управления является орга­низация1.Задачи ее:

- деление организации на части и делегирование выпол­нения общей управленческой задачи путем распределения ответ­ственности и полномочий;

- формирование организационной структуры организа­ции, налаживание взаимодействия ее элементов;

- создание условий для формирования определенной ор­ганизационной культуры организации;

- организация выполнения принятых решений;

- текущая организация производственного, торгового и иных процессов;

- обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;

- преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организова<

Наши рекомендации