Рабочие места и руководство прохождением практики на предприятии

Организации, в которых студенты проходят преддипломную практику, обеспечивают студентов-практикантов рабочими местами и необходимыми практическими материалами для написания отчета по преддипломной практике и выпускной квалификационной работы. Имея рабочее место в одном из подразделений предприятия, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.

Во время прохождения практики студенты соблюдают все требования, действующие на предприятии, и правила внутреннего трудового распорядка. На время практики студент может быть принят на вакантную штатную должность с выполнением конкретного производственного задания и оплатой труда. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и положения соответствующей должностной инструкции.

Для обеспечения ориентированного на специфику предприятия и его подразделений руководства практикой от предприятия назначаются руководители из числа квалифицированных и опытных специалистов.

Руководитель предприятия:

- организует практику студентов в полном соответствии с положением о практике и программой практики;

- обеспечивает студентов рабочими местами в соответствии со специализацией и создает необходимые условия для получения ими в период прохождения практики информации о технологии производства, организации производства и труда, экономике и управлении производством и т.д.;

- предоставляет студентам в пределах программы и полученного задания на преддипломную практику возможность ознакомиться с необходимыми документами и материалами;

- контролирует соблюдение практикантами дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия;

- рассматривает и утверждает составленные непосредственным руководителем практики отзывы (характеристики) на студентов за период прохождения ими практики.

Руководитель практики на предприятии:

- совместно с руководителем практики от кафедры при участии студента разрабатывает индивидуальный календарный план-график прохождения практики и осуществляет контроль за его выполнением;

- оказывает студентам содействие в уточнении тем ВКР, представляющих практический интерес для предприятия;

- оказывает помощь студентам в сборе, систематизации и анализе первичной технико-экономической информации, необходимой для выполнения ВКР;

- консультирует студентов по всем вопросам, входящим в задание по преддипломной практике и ВКР с привлечением специалистов предприятия;

- предоставляет студентам возможность пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации и оформления отчета;

- контролирует выполнение студентами заданий по практике и правил внутреннего распорядка;

- предоставляет возможность студентам обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов систематизации и анализа исходной информации и решения задач по теме ВКР.

- по окончании практики составляет отзыв о работе студента с характеристикой общепрофессиональной и специальной подготовки, отношения к выполнению программы практики; выставляет оценку.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ

При прохождении практики студенты имеют право:

- получать необходимую информацию для выполнения заданий на практику, а также для выполнения заданий по ВКР;

- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений – информационными фондами и техническими архивами предприятия;

- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным программой практики;

- с разрешения руководителя практики от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением заданий по практике и заданий по теме ВКР;

- пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортсооружениями и т.п.).

В период подготовки и прохождения практики студенты обязаны:

- участвовать в установочной конференции и получить задание на преддипломную практику по теме ВКР;

- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме ВКР;

- обеспечить необходимое качество работы и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителю практики от предприятия;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда и пожарной безопасности;

- представить в установленные сроки руководителю практики от кафедры дневник практики, рабочую тетрадь по практике, отчет о выполнении программы практики и заданий по теме ВКР (наличие требуемых подписей, печатей и штампов – обязательно);

- защитить отчет;

- присутствовать на итоговой конференции (выступить с докладом).

При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению директора предприятия и руководителя практики от предприятия студент может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается заведующему выпускающей кафедрой. На основании докладной заведующего кафедрой декан факультета может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.

По возвращении в вуз студент-практикант в указанные выпускающей кафедрой сроки докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку отчетные документы по практике.

Оформление результатов ПРАКТИКИ

По окончании практики студент должен представить руководителю отчет о выполнении программы практики. Все материалы по преддипломной практике должны быть подписаны студентом, руководителем практики от предприятия и заверены печатью организации, где проходила практика.

В отчете о преддипломной практике дается краткое содержание выполненной студентом работы в период прохождения практики в каком-либо подразделении учреждения.

Так как преддипломная практика является подготовительным этапом разработки дипломного проекта, то и отчет о преддипломной практике должен отражать содержание практической части дипломного проекта с учетом индивидуального задания.

В подготовленном отчете о преддипломной практике студенты должны показать умение самостоятельно анализировать практический материал, собранный в период практики, обобщать его, формулировать выводы и предложения. Именно выводы являются концентрацией основных положений работы, так как в них содержатся как отрицательные, так и положительные моменты практики, они являются обоснованием необходимости и целесообразности проведения рекомендуемых мероприятий.

Приложения в отчете являются необязательными, но желательными. Они могут быть вспомогательным материалом к основному содержанию отчета, подтверждать отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся промежуточные расчеты, таблицы, результаты проведенных расчетов, иллюстрации вспомогательного характера.

Требования к отчету о прохождении преддипломной практики

· Отчет студента по преддипломной практике должен включать текстовой, графический и другой иллюстрационный материал:

· Объем отчета – 20-30 страниц текста (без приложений);

· Отчет должен быть представлен в напечатанном виде объемом 20-30 страниц текста на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (шрифт Times New Roman; размер – 14; интервал – от 1,0 до 1,5);

· Введение, разделы отчета, заключение, приложения, список источников начинаются с новой страницы;

· Нумерация страниц, начиная с титульного листа, сплошная и представляется арабскими цифрами. Титульный лист при этом не нумеруется. Иллюстрации, таблицы, формулы, расположенные на отдельных страницах работы, включаются в нумерацию страниц.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:

Титульный лист

Содержание

I. Дневник практики

II. Основные разделы отчета по практике:

Раздел 1. Сведения о работе на предприятии

1.1. Общая характеристика предприятия:

· месторасположение;

· организационно-правовая форма предприятия;

· миссия, цели и задачи деятельности предприятия;

· стратегия и тактика управления предприятием;

· тип организационной структуры предприятия, наличие филиалов и подчиненность вышестоящим организациям, производственная кооперация;

· численность и состав работников

· уровень организационной (корпоративной) культуры;

· применяемые технологии управления;

· степень механизации и автоматизации производства;

· стиль руководства на предприятии;

· задачи и функции отделов/подразделений предприятия и их взаимосвязь.

1.2. Управление производством:

· краткая характеристика продукции/услуг;

· конкурентные преимущества и отличительные особенности выпускаемой продукции/оказываемых услуг;

· SWOT-анализ предприятия;

· производственная структура и характеристика типа производства;

· анализ планово-экономической деятельности;

· принципы организации производственного процесса и степень их реализации;

· порядок и формы доведения производственных заданий до работников, оперативный учёт их выполнения;

· основные показатели эффективности деятельности предприятия;

· характеристика системы менеджмента качества предприятия (СМК);

· алгоритм контроля и оценки уровня качества продукции /услуг

1.3. Управление персоналом:

· профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень персонала (по категориям);

· документы, нормирующие деятельность персонала предприятия;

· планирование и прогнозирование потребности в персонале (по категориям);

· процесс подбора кадров всех уровней;

· система мотивации и стимулирования труда (надбавки, премии, бонусы, участие в прибылях и др.);

· система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

· методы повышения эффективности труда.

1.4. Информационная система управления:

· состав и структура информационной системы предприятия;

· связи и коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

· коммуникации между предприятием и элементами внешней среды;

· информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

· документооборот предприятия и его характеристика;

· уровень автоматизации плановых расчётов и процессов управления;

· меры по совершенствованию коммуникационных процессов в предприятии.

1.5. Управление маркетингом:

· задачи службы маркетинга;

· организационная структура службы маркетинга;

· задачи и механизм реализации маркетинговых исследований предприятия;

· характеристика маркетинговой стратегии предприятия;

· конкурентные преимущества и позиционирование компании на рынке;

· управление качеством продукции и сервиса;

· инновационная политика предприятия;

· ценовая политика предприятия;

· план продвижения услуг на рынок;

· инструменты стимулирования сбыта;

· система оценки эффективности деятельности маркетинговой службы;

· предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

1.6. Оборудование и технические средства

· использование компьютерной и оргтехники.

· применяемые программные средства и их основные возможности.

· инженерные системы: электропитания, горячего и холодного водоснабжения, холодильного оборудования, вентиляции и т.д., их эксплуатация.

· транспортное обслуживание.

1.7. Анализ внешней среды предприятия

· анализ рынка услуг, характеристика основных конкурентов;

· характеристика потребителей, сегментация основных потребителей предприятия;

· анализ поставщиков;

· анализ коммуникационной политики предприятия;

· стратегии воздействия на посредников;

· характеристика механизмов государственного регулирования деятельности предприятия.

1.8. Общие выводы, предложения и замечания:

· по работе подразделения (отдела);

· по работе предприятия в целом.

Раздел 2. Индивидуальное задание по теме выпускной квалификационной работы

III. Итоги практики

· полнота выполнения программы практики;

· приобретенные умения и навыки;

· случаи нарушения взаимных обязательств, возникновения спорных ситуаций и предложения по их разрешению;

· несчастные случаи, их причины и способы предупреждения в будущем;

· общее впечатление и выводы по итогам практики.

Список использованных источников

Приложения

Наши рекомендации