Рабочие места и руководство прохождением практики на предприятии
Организации, в которых студенты проходят преддипломную практику, обеспечивают студентов-практикантов рабочими местами и необходимыми практическими материалами для написания отчета по преддипломной практике и выпускной квалификационной работы. Имея рабочее место в одном из подразделений предприятия, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.
Во время прохождения практики студенты соблюдают все требования, действующие на предприятии, и правила внутреннего трудового распорядка. На время практики студент может быть принят на вакантную штатную должность с выполнением конкретного производственного задания и оплатой труда. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и положения соответствующей должностной инструкции.
Для обеспечения ориентированного на специфику предприятия и его подразделений руководства практикой от предприятия назначаются руководители из числа квалифицированных и опытных специалистов.
Руководитель предприятия:
- организует практику студентов в полном соответствии с положением о практике и программой практики;
- обеспечивает студентов рабочими местами в соответствии со специализацией и создает необходимые условия для получения ими в период прохождения практики информации о технологии производства, организации производства и труда, экономике и управлении производством и т.д.;
- предоставляет студентам в пределах программы и полученного задания на преддипломную практику возможность ознакомиться с необходимыми документами и материалами;
- контролирует соблюдение практикантами дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия;
- рассматривает и утверждает составленные непосредственным руководителем практики отзывы (характеристики) на студентов за период прохождения ими практики.
Руководитель практики на предприятии:
- совместно с руководителем практики от кафедры при участии студента разрабатывает индивидуальный календарный план-график прохождения практики и осуществляет контроль за его выполнением;
- оказывает студентам содействие в уточнении тем ВКР, представляющих практический интерес для предприятия;
- оказывает помощь студентам в сборе, систематизации и анализе первичной технико-экономической информации, необходимой для выполнения ВКР;
- консультирует студентов по всем вопросам, входящим в задание по преддипломной практике и ВКР с привлечением специалистов предприятия;
- предоставляет студентам возможность пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации и оформления отчета;
- контролирует выполнение студентами заданий по практике и правил внутреннего распорядка;
- предоставляет возможность студентам обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов систематизации и анализа исходной информации и решения задач по теме ВКР.
- по окончании практики составляет отзыв о работе студента с характеристикой общепрофессиональной и специальной подготовки, отношения к выполнению программы практики; выставляет оценку.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
При прохождении практики студенты имеют право:
- получать необходимую информацию для выполнения заданий на практику, а также для выполнения заданий по ВКР;
- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений – информационными фондами и техническими архивами предприятия;
- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным программой практики;
- с разрешения руководителя практики от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением заданий по практике и заданий по теме ВКР;
- пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортсооружениями и т.п.).
В период подготовки и прохождения практики студенты обязаны:
- участвовать в установочной конференции и получить задание на преддипломную практику по теме ВКР;
- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме ВКР;
- обеспечить необходимое качество работы и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителю практики от предприятия;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда и пожарной безопасности;
- представить в установленные сроки руководителю практики от кафедры дневник практики, рабочую тетрадь по практике, отчет о выполнении программы практики и заданий по теме ВКР (наличие требуемых подписей, печатей и штампов – обязательно);
- защитить отчет;
- присутствовать на итоговой конференции (выступить с докладом).
При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению директора предприятия и руководителя практики от предприятия студент может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается заведующему выпускающей кафедрой. На основании докладной заведующего кафедрой декан факультета может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.
По возвращении в вуз студент-практикант в указанные выпускающей кафедрой сроки докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку отчетные документы по практике.
Оформление результатов ПРАКТИКИ
По окончании практики студент должен представить руководителю отчет о выполнении программы практики. Все материалы по преддипломной практике должны быть подписаны студентом, руководителем практики от предприятия и заверены печатью организации, где проходила практика.
В отчете о преддипломной практике дается краткое содержание выполненной студентом работы в период прохождения практики в каком-либо подразделении учреждения.
Так как преддипломная практика является подготовительным этапом разработки дипломного проекта, то и отчет о преддипломной практике должен отражать содержание практической части дипломного проекта с учетом индивидуального задания.
В подготовленном отчете о преддипломной практике студенты должны показать умение самостоятельно анализировать практический материал, собранный в период практики, обобщать его, формулировать выводы и предложения. Именно выводы являются концентрацией основных положений работы, так как в них содержатся как отрицательные, так и положительные моменты практики, они являются обоснованием необходимости и целесообразности проведения рекомендуемых мероприятий.
Приложения в отчете являются необязательными, но желательными. Они могут быть вспомогательным материалом к основному содержанию отчета, подтверждать отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся промежуточные расчеты, таблицы, результаты проведенных расчетов, иллюстрации вспомогательного характера.
Требования к отчету о прохождении преддипломной практики
· Отчет студента по преддипломной практике должен включать текстовой, графический и другой иллюстрационный материал:
· Объем отчета – 20-30 страниц текста (без приложений);
· Отчет должен быть представлен в напечатанном виде объемом 20-30 страниц текста на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (шрифт Times New Roman; размер – 14; интервал – от 1,0 до 1,5);
· Введение, разделы отчета, заключение, приложения, список источников начинаются с новой страницы;
· Нумерация страниц, начиная с титульного листа, сплошная и представляется арабскими цифрами. Титульный лист при этом не нумеруется. Иллюстрации, таблицы, формулы, расположенные на отдельных страницах работы, включаются в нумерацию страниц.
Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:
Титульный лист
Содержание
I. Дневник практики
II. Основные разделы отчета по практике:
Раздел 1. Сведения о работе на предприятии
1.1. Общая характеристика предприятия:
· месторасположение;
· организационно-правовая форма предприятия;
· миссия, цели и задачи деятельности предприятия;
· стратегия и тактика управления предприятием;
· тип организационной структуры предприятия, наличие филиалов и подчиненность вышестоящим организациям, производственная кооперация;
· численность и состав работников
· уровень организационной (корпоративной) культуры;
· применяемые технологии управления;
· степень механизации и автоматизации производства;
· стиль руководства на предприятии;
· задачи и функции отделов/подразделений предприятия и их взаимосвязь.
1.2. Управление производством:
· краткая характеристика продукции/услуг;
· конкурентные преимущества и отличительные особенности выпускаемой продукции/оказываемых услуг;
· SWOT-анализ предприятия;
· производственная структура и характеристика типа производства;
· анализ планово-экономической деятельности;
· принципы организации производственного процесса и степень их реализации;
· порядок и формы доведения производственных заданий до работников, оперативный учёт их выполнения;
· основные показатели эффективности деятельности предприятия;
· характеристика системы менеджмента качества предприятия (СМК);
· алгоритм контроля и оценки уровня качества продукции /услуг
1.3. Управление персоналом:
· профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень персонала (по категориям);
· документы, нормирующие деятельность персонала предприятия;
· планирование и прогнозирование потребности в персонале (по категориям);
· процесс подбора кадров всех уровней;
· система мотивации и стимулирования труда (надбавки, премии, бонусы, участие в прибылях и др.);
· система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
· методы повышения эффективности труда.
1.4. Информационная система управления:
· состав и структура информационной системы предприятия;
· связи и коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
· коммуникации между предприятием и элементами внешней среды;
· информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
· документооборот предприятия и его характеристика;
· уровень автоматизации плановых расчётов и процессов управления;
· меры по совершенствованию коммуникационных процессов в предприятии.
1.5. Управление маркетингом:
· задачи службы маркетинга;
· организационная структура службы маркетинга;
· задачи и механизм реализации маркетинговых исследований предприятия;
· характеристика маркетинговой стратегии предприятия;
· конкурентные преимущества и позиционирование компании на рынке;
· управление качеством продукции и сервиса;
· инновационная политика предприятия;
· ценовая политика предприятия;
· план продвижения услуг на рынок;
· инструменты стимулирования сбыта;
· система оценки эффективности деятельности маркетинговой службы;
· предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
1.6. Оборудование и технические средства
· использование компьютерной и оргтехники.
· применяемые программные средства и их основные возможности.
· инженерные системы: электропитания, горячего и холодного водоснабжения, холодильного оборудования, вентиляции и т.д., их эксплуатация.
· транспортное обслуживание.
1.7. Анализ внешней среды предприятия
· анализ рынка услуг, характеристика основных конкурентов;
· характеристика потребителей, сегментация основных потребителей предприятия;
· анализ поставщиков;
· анализ коммуникационной политики предприятия;
· стратегии воздействия на посредников;
· характеристика механизмов государственного регулирования деятельности предприятия.
1.8. Общие выводы, предложения и замечания:
· по работе подразделения (отдела);
· по работе предприятия в целом.
Раздел 2. Индивидуальное задание по теме выпускной квалификационной работы
III. Итоги практики
· полнота выполнения программы практики;
· приобретенные умения и навыки;
· случаи нарушения взаимных обязательств, возникновения спорных ситуаций и предложения по их разрешению;
· несчастные случаи, их причины и способы предупреждения в будущем;
· общее впечатление и выводы по итогам практики.
Список использованных источников
Приложения