Разработка системы целей развития предприятия и стратегии их достижения.
При подходе к разработке системы целей развития предприятия и стратегии их достижения необходимо выявить миссию предприятия, установить цели и ограничений по их достижению и после этого приступить к разработке стратегии достижения данных целей. При этом следует строго придерживаться логической последовательности построения дерева целей – от генеральной (на высшем уровне) до целей низового уровня (вплоть до рабочего места).
Например, если студент хочет в своей дипломной работе предлагать предприятию генеральную цель «Повышение эффективности бизнеса предприятия», то план мероприятий по разработке системы целей развития предприятия и стратегии их достижения должен иметь вид, представленный в табл. 4.44.
Таблица 4.44 – Предлагаемый план мероприятий по разработке системы целей развития предприятия и стратегии их достижения
1. Повышение эффективности бизнеса предприятия: |
1.1. Привлечение новых клиентов: |
1.1.1. Изучение потребностей клиентов; |
1.1.2. Совершенствование ассортимента производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг); |
1.1.3. Поиск и разработка новых вариантов доукомплектования; |
1.1.4. Разработка и организация системы логистического сервиса; |
1.2. Совершенствование цепочки поставок продукции: |
1.2.1. Выявление наиболее важных для предприятия поставщиков и потребителей, создание базы данных по поставщикам и потребителям; |
1.2.2. Установление долгосрочных партнерских отношений с поставщиками и потребителям; |
1.2.3. Создание альянса с ведущими предприятиями-производителями аналогичной продукции (заменителей) и подписание соглашений с ними о предоставлении ему статуса официального представителя на рынке; |
1.2.4. Превращение предприятия в координатора цепочки поставок до конечного потребителя; |
1.3. Использование новых финансовых инструментов: |
1.3.1. Развитие отношений с лизинговыми, страховыми, аутсорсинговыми организациями; |
1.3.2. Совершенствование и поиск новых вариантов предоставления технических ресурсов (оборудования, транспортных средств и т.п.) в лизинг; |
1.3.3. Развитие системы бонусов, различных условий оплаты для постоянных клиентов; |
1.3.4. Совершенствование системы контроля за поступлением денежных средств от дебиторов, тщательный анализ дебиторской и кредиторской задолженности; |
Окончание табл. 4.44
1.4. Совершенствование системы управления: |
1.4.1. Совершенствование системы управления поставками: |
1.4.1.1. Организация системы контроля в реальном времени за местом нахождения конкретного транспортного средства по конкретному заказу в цепочке поставок; |
1.4.1.2. Организация контроля в реальном времени за этапностью оплаты за реализуемую продукцию; |
1.4.1.3. Совершенствование системы поставок: контроль за соблюдением сроков, расходом горюче-смазочных материалов и т.п.; |
1.4.2. Совершенствование системы управления складом: |
1.4.2.1. Внедрение адресной системы учета; |
1.4.2.2. Организация контроля за складскими остатками в реальном времени; |
1.4.3. Оптимизация управленческих (накладных) расходов; |
1.4.4. Совершенствование системы документооборота: |
1.4.4.1. Четкое определение и регламентация функциональных обязанностей каждого сотрудника; |
1.4.4.2. Исключение дублирование документов при исполнении бизнес-процессов на предприятии; |
1.4.4.3. Выявление необходимой информации для работы каждого сотрудника, организация удобной системы поиска и ее использования, а также разграничение прав доступа; |
1.4.4.4. Повышение эффективности работы каждого сотрудника предприятия за счет точного разграничения обязанностей и установления персональной ответственности; |
1.4.5. Создание адекватной потребностям руководства предприятия системы отчетов; |
1.5. Оптимизация коммерческих и операционных расходов |
Примечание: собственная разработка.
2) совершенствование (разработка) логистической цепи поставок предприятия.
Совершенствование существующей логистической цепи поставок или разработка новой зависят от конкретных видов бизнес-процессов, представленных на предприятии.
Данный процесс может предусматривать, например:
- разработку структуры логистической цепи поставок предприятия;
- разработку структуры дистрибьютивных (распределительных) каналов предприятия;
- разработку структуры макрологистической системы предприятия.
Cхему логистической цепи поставок предприятия рекомендуется представить в виде рис. 4.8.
Cхему дистрибьютивных (распределительных) каналов предприятия предприятия рекомендуется представить в виде рис. 4.9.
Cхему микрологистической системы предприятия рекомендуется представить в виде рис. 4.10.
Рисунок 4.8 – Предлагаемая логистическая цепь поставок предприятия
Примечание: собственная разработка
Рисунок 4.9 – Предлагаемые каналы распределения продукции предприятия
Примечание: собственная разработка
Рисунок 4.10 – Предлагаемая структура микрологистической системы предприятия
Примечание: собственная разработка
3) совершенствование организационной структуры управления службой логистики предприятия.
Новая организационная структура управления службой логистики предприятия разрабатывается с целью четкого выделения ее организационно-структурных единиц и их взаимосвязей, а также распределения обязанностей между ними.
Пример схемы организационной структуры управления службой логистики предприятия представлен на рис. 4.11, а функции, подлежащие выполнению ею, оформлены в виде табл. 4.45.
После разработки организационной структуры управления службой логистики предприятия и распределения должностных обязанностей необходимо определить численность персонала, фонд заработной платы, рассчитать трудоемкость выполнения функций с последующим переходом к определению экономической эффективности предлагаемого мероприятия.
Пример схемы организационной структуры управления службой логистики предприятия представлен на рис. 4.11.
Описание функций службы логистики предприятия рекомендуется представить в виде табл. 4.45.
Рисунок 4.11 –Предлагаемая организационная структура управления службой логистики предприятия
Примечание: собственная разработка
Таблица 4.45 – Функции службы логистики предприятия по операциям и исполнителям
Виды функций по положениям и другим нормативным документам | Фактически выполняемые функции | Состав процедур (операций) по функциям | Основные документы | Подразделение | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Организация доставки | заказ транспорта; подготовка документов; передача заказа на склад | выбор перевозчика; составление сводной товарно-транспортной накладной (один экземпляр – на склад для комплектации, второй – водителю, третий – на весовую); передача от отдела сбыта товарно-транспортной накладной (один экземпляр – клиенту, два возвращает водитель с печатями о приемке); передача водителю от ветеринарного врача ветеринарных свидетельств, сертификатов на продукцию | договор сводная товарно-транспортная накладная; товарно-транспортная накладная; ветеринарное свидетельство; сертификат на продукцию | транспортный отдел; отдел сбыта; транспортный отдел; дистрибьютивный склад | транспортный диспетчер; ветеринарный врач; оператор отдела сбыта; водитель; кладовщик |
Окончание табл. 4.45
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2. Контроль за доставкой | проверка документов | проверка печати и подписи клиентов о получении товара; отметка склада при возврате товара; отметка о возврате тары; передача товарно-транспортной накладной операторам бухгалтерии; архивизация сводной товарно-транспортной накладной; отметки в путевых листах водителей о выполненной работе | сводная товарно-транспортная накладная; товарно-транспортная накладная; маршрутный (путевой) лист | отдел сбыта; транспортный отдел; дистрибьютивный склад | логистик-координатор; оператор отдела сбыта; водитель; кладовщик |
3. Координация работы склада | Составление графика работы склада | Составление сводной товарно-транспортной накладной; составление графика отгрузок на следующий день | сводная товарно-транспортная накладная; график отгрузки | дистрибьютивный склад | логистик-координатор; кладовщик |
Примечание: собственная разработка.