Разработка стратегии развития предприятия

Понятие стратегии

Стратегия – образ действий руководителей, стремящихся достичь целей организации. Фактическая стратегия компании – это сочетание запланированных действий и тех действий, которые она предпринимает в ответ на изменение условий.

Разработка стратегии организации является составной частью общего процесса стратегического управления, включающего три взаимоувязанных этапа:

-планирование стратегии (стратегическое планирование), позволяющее учитывать множество факторов и сложнейшую комбинацию их взаимовлияния, оно заменяет интуитивный подход к определению направления развития организации и долгосрочное планирование, базирующееся на сохранении в будущем тенденций, проявившихся в прошлом

-разработку программ, форм и методов реализации стратегии, определение необходимых изменений в структуре, культуре и ресурсах организации

-оценку и контроль выполнения запланированных действий, обеспечение соответствия между прогнозируемыми и реальными факторами и условиями, выявленные отключения являются сигналом для регулирования и корректировки системы планов организации.

Стратегия организации состоит из действий, предпринимаемых руководством для достижения поставленных целей, и деловых подходов, используемых при этом, и формируется на четырех организационных уровнях.

Корпоративная стратегия – стратегия для компании и всех входящих в нее бизнесов в целом.

· Действия, направленные на осуществление диверсификации.

· Инициирование действий, направленных на усиление суммарной производительности тех бизнесов, в которых компания диверсифицировалась.

· Поиск путей достижения взаимосвязи родственных видов бизнеса для повышения конкурентоспособности.

· Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные виды бизнеса.

Стратегия бизнеса – стратегия для каждого отдельного бизнеса, сделавшего компанию диверсифицированной.

Центральным моментом в стратегии бизнеса является ответ на вопрос, как создать и укрепить конкурентную позицию компании на рынке. Стратегия бизнеса становится мощной, когда она создает значительное и устойчивое конкурентное преимущество. Она является слабой, когда результатом ее реализации становится отсутствие конкурентного преимущества.

Функциональная стратегия – стратегия для каждой функциональной службы внутри бизнеса: научных исследований и разработок, производства, отдела маркетинга, сервисной службы, финансов, отдела кадров и т.д. Бизнес должен иметь столько функциональных стратегий, сколько и основных функциональных служб.  

Создание скоординированных, взаимно укрепляющих друг друга функциональных стратегий – важнейшее условие максимальной поддержки общей стратегии бизнеса.

Оперативная стратегия – стратегии для основных рабочих подразделений: производств, торговых участков и регионов, отделов в функциональных службах, - определяет, как ими управлять и как решать стратегически важные оперативные задачи.

Определение стратегического видения и миссии

1.Формулирование стратегического видения (“Куда мы направляемся”).

Жизнь любой организации начинается с определения ее предназначения, или, по англо-язычной терминологии, видения того, чем она должна стать для потребителей ее продукции или услуг, для региона, в пределах которого она действует, и для общества в целом в ближайшие 10-20 лет. Обычно формулировку видения осуществляют высшее руководство или учредители компании, ставя перед собой такие вопросы:

-Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем?

-В чем состоит наш бизнес сейчас и каким он будет в будущем?

-Кто является потребителем нашей продукции (услуг) и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем?

-Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей?

Ответы на эти вопросы должны быть тщательно продуманы, так как на них базируется последующая работа по формулированию миссии и целей организации.

Стратегическое видение - видение будущего направления развития организации и ее делового курса, важное понятие, определяющее, что организация стремится сделать и какой стать.

Хорошо осмысленное стратегическое видение готовит компанию к будущему, помогает установить долгосрочные направления развития и указывает на намерение компании занять определенные позиции в бизнесе.

2. Формирование миссии (“Чем мы занимаемся”)

Миссия конкретизирует видение организации, давая представление о философии, концепции и смысле ее существования. Она содержит информацию о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации, что должно заинтересовать другие организации, поставщиков, потребителей, простых людей, вызывать доверие и мотивировать их поступки по отношению к данной организации. Миссия мобилизует людей на действия по достижению поставленных целей, объединяет их. Она должна быть жизненно важной для сотрудников. Поэтому определение миссии имеет не только идеологический смысл, но и носит сугубо прагматический характер. Миссия помогает компаниям добиваться успеха. Она формулируется вне временных рамок и по существу представляет собой обоснование высшим руководством необходимости существования данной организации для общества. Поэтому ее основные положения должны соответствовать концепции общественного развития.

Миссия организации - управленческий ответ на вопрос: “Каким является наш бизнес и что мы хотим сделать для наших потребителей?”

В заявлении о миссии подробно описывается деятельность организации и ее состав. Хорошо сформулированная миссия рождает энтузиазм по поводу будущего курса развития, намеченного руководством. Мотивационной целью распространения содержания миссии является привлечение к ее реализации всех работников организации.

Миссия - это очень важное, заявление, отражающее общественно значимые намерения организации.

Хорошо продуманная и грамотно сформулированная миссия обладает реальной управленческой ценностью:

· в ней выкристаллизовывается общее мнение старшего руководства относительно долгосрочного направления деятельности компании и ее характера,

· она снижает риск “слепого” управления и бесконтрольного принятия решений,

· она выражает цели организации и определяет, что мотивированные работники должны стараться изо всех сил и делать свою работу наилучшим образом,

· она указывает ориентиры для руководителей более низкого звена, которые могут быть использованы для формирования миссии подразделений, определения их целей, профессиональных функций и стратегий подразделений, соответствующих направлению деятельности и стратегии компании,

· она помогает организации подготовиться к будущему.

3. Проведение SWOT-анализа

1. Анализ внешних угроз и возможностей.

2. Анализ сильных и слабых сторон организации.

3. Формирование дерева целей.

“Если вы хотите получить посредственные результаты, то установите посредственные цели” (Митчелл Лейбовиц).

4. Формирование целей

1.Содержание и структура понятия “Цели”

Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Цели – это ориентиры, по которым прослеживаются качество работы и прогресс организации.

Наукой и практикой наработаны требования, которые необходимо учитывать при разработке целей организации. Это:

-четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (стратегические, долгосрочные, и краткосрочные)

-конкретность содержания и реальная достижимость целей

-непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения

-адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Компании, руководители которых устанавливают цели по каждой группе ключевых показателей, а затем предпринимают агрессивные действия, направленные на достижения этих целей, обычно обгоняют те компании, руководители которых имеют благие намерения, много работают и надеются на успех.

С точки зрения всей компании, существуют два основных критерия работы: финансовые и стратегические цели.

Финансовые цели- цели, которые руководство устанавливает для финансовой деятельности организации.

Финансовые цели обычно выражаются в росте прибылей, дохода на инвестиции, кредитоспособности, потоке денежных средств и доходах акционеров.

Стратегические цели указывают, что руководители должны также увеличить конкурентную силу компании и улучшить долгосрочные перспективы.

Стратегические цели- цели, которые руководство устанавливает для укрепления деловых позиций организации и ее конкурентоспособности.

Стратегические цели должны быть сконцентрированы на конкурентах. Обычно они направлены на свержение того конкурента, который считается лучшим в отрасли по какой-то конкретной категории.

Одним из важнейших критериев является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей: стратегические, долгосрочные и краткосрочные

-стратегические, устанавливаемые на длительный период (его продолжительность колеблется в зависимости от состояния и устойчивости развития экономики от одного года до 5-10 лет)

-долгосрочные, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 5 лет для условий стабильного развития)

-краткосрочные, представляющие собой конкретизацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе. Краткосрочные цели – ближайшие цели организации. Величина краткосрочных улучшений сигнализирует о том, насколько быстро руководство стремится достичь долгосрочных целей.

2. Формирование дерева целей

Для того чтобы стратегическое мышление и принятие стратегических решений стали неотъемлемой частью организационного поведения, основные цели должны устанавливаться не только для организации в целом, но и для каждого отдельного филиала, частей ассортимента, функциональных служб и подразделений.

Дерево целей позволяет описать упорядоченную иерархию целей и задач, полученную в результате декомпозиции главной цели организации. При этом используются следующие принципы:

- главная цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата

- при развертывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня

- количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в организации структуры, иерархии ее менеджмента

- при формулировании целей разных уровней описывать желаемые результаты, а не способы их достижения

- подцели каждого уровня должны быть взаимонезависимы и не выводимы одна из другой

- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки

Планирование, учет и контроль на предприятии

Планирование.

Понятие и содержание планирования.

Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

В плане четко увязываются:

- цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);

- средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

- правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

- этапы и сроки выполнения работ;

- исполнители плана по срокам и видам работ;

- методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Планирование связывает все этапы производственного процесса.

Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия объединяются одним понятием - менеджмент.

Предположение, что рынок исключает планирование, ничем не обосновано. Наоборот, в условиях конкурентной борьбы за потребителей поставщики вынуждены тщательно планировать свою деятельность. Несвоевременность поставок продукции или оказания услуг отталкивает потребителей.

Высокая эффективность производства в ведущих капиталистических странах обусловлена высокой квалификацией руководителей и отработанной системой управления, направленной на получение максимально возможного дохода. Использование планирования, передовых методов разработки и контроля выполнения плана - основной путь развития современного производственного менеджмента.

Планирование производства на предприятии - это точное предвидение и программирование на текущий период и на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам.

В плане устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому подразделению, цеху, бригаде, рабочему месту. В плане предусматривается последовательность выполнения связанных между собой работ. План всегда устремлен вперед, в будущее. С его помощью по часам и датам, начиная с текущего момента и на перспективу, распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, природные).

Таким образом, план - это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором постадийно от начального этапа и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта.

С помощью обратной связи (ведение учета и отчетности, информационные сигналы и потоки в иерархии управления снизу вверх) ведется контроль исполнения плана, при необходимости в него вносятся коррективы.

Задачи планирования:

- проектирование ближайшей и отдаленной перспективы по датам (дням, часам) исполнения;

- организация исполнения;

- контроль исполнения.

Особое место в разработке планов любого уровня занимает маркетинг.

Основные направления маркетинговой деятельности:

- анализ рыночной возможности по реализации товаров;

- отбор целевых рынков: прогнозирование спроса, позиционирование товара на рынке, т.е. проникновение в определенный сегмент рынка;

- разработка комплекса маркетинга: товар, цена, методы распространения, т.е. комплекс мероприятий, которые позволяют завоевать и удерживать рынок;

- маркетинговый контроль на предприятии.

Принципы и методы планирования.

Принципы - основные теоретические положения, которыми руководствуется предприятие, его работники в процессе планирования:

- принцип необходимости - означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности, его отсутствие сопровождается ошибочными маневрами;

- принцип непрерывности - планирование на предприятии должно осуществляться постоянно без перерывов, разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг другу;

- принцип единства - планирование на предприятии должно иметь системный характер, т.е. взаимосвязь между совокупными элементами плана должна определять единое направление развития элементов системы;

- принцип гибкости - связан с непрерывностью планирования и состоит в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внешнего или внутреннего характера (колебание спроса, изменение цен, тарифов и т.д.);

- принцип точности - разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна предприятию на данный момент и которая достаточна для решения возникающих проблем;

- принцип участия - каждый элемент производственной деятельности, каждое подразделение предприятия становится участником планирования независимо от выполняемой им функции;

- принцип обоснованности целей и нацеленности на конечный результат деятельности.

Методы планирования:

- нормативный метод - в процессе планирования применяется единая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, финансовые нормативы и т.д.). Норма - предельно допустимая величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции. Норматив - расчетные величины, выражаются в %, коэффициентах, в стоимостных значениях;

- балансовый метод - обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия. Составляют балансы:

¦ материальные - балансы основных и оборотных средств предприятия. Балансы ОС увязывают производственную программу с производственной мощностью предприятия. Балансы оборотных средств увязывают потребности в этих средствах (сырье, материалы и т.д.) с источниками их покрытия. Единицы измерения материальных балансов - натуральные и стоимостные;

¦ балансы трудовых ресурсов - определяют потребность в квалифицированных кадрах;

¦ финансовые балансы - определяют структуру и размер бюджета, расходы и доходы предприятия;

- экономико-математический метод - позволяет использовать экономико-математические модели взаимозависимостей различных показателей плана. Сущность метода - проработка различных вариантов плана (с использованием переменных величин) и выборе оптимального;

- факторный метод - применяется для расчета обобщающих экономических показателей: себестоимости, прибыли, фондоотдачи, трудоемкости, материалоемкости. Определяется перечень основных техникоэкономических факторов, по которым проводятся расчеты их влияния на изменение планируемого показателя: технический уровень производства, специализация, кооперирование, уровень организации труда и управления производством;

- програмно-целевой метод - план разрабатывается в виде программы, нацеленной на достижение конечных результатов. Программа определяет приоритеты развития предприятия, а также комплекс задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

При планировании на предприятии одновременно применяется не один какой-либо метод, а весь их комплекс.

Виды планирования в зависимости от периода охвата планом подразделяются на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. В зависимости от значения и содержания планирования различают:

- стратегическое планирование (долгосрочное) - набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижения целей его функционирования. Процесс стратегического планирования включает определение миссии предприятия, формулирование целей и задач функционирования предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды предприятия, разработку и анализ стратегических альтернатив (как предприятие будет достигать своих целей), выбор оптимального варианта стратегического плана;

- перспективное планирование (долгосрочное, среднесрочное планирование) по сути своей - технико-экономическое планирование хозяйственной деятельности предприятия, задача которого - конкретизация стратегического плана. Период перспективного планирования - 3-5 лет. Основой служит определенный по годам объем продаж (программа сбыта) или план реализации. Перспективный план предприятия состоит из разделов:

¦ план производства (производственная программа) - план выпуска основных видов продукции на основе производственной мощности;

¦ план технического развития и организации производства - включает: освоение новых видов продукции, внедрение прогрессивных технологий, повышение уровня автоматизации производства, совершенствование системы управления, планирования, организации труда, приводятся расчеты по ожидаемому эффекту от инновационной деятельности, определяются приоритеты инновационной активности, а следовательно, сосредоточение инвестиций на наиболее значимых направлениях;

¦ капитальное строительство - определяются объемы вводимых в действие ОС, производственных мощностей, уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций;

¦ план закупок (материально-техническое снабжение) - определяется потребность в материальных ресурсах и источниках их получения (основные поставщики, долгосрочные договоры поставки и т.п.);

¦ план по труду и кадрам - содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз, на этом основании определяется потребность в трудовых ресурсах, намечаются источники набора дополнительных трудовых ресурсов, методы повышения квалификации, рассчитывается фонд оплаты труда;

¦ план по себестоимости, прибыли и рентабельности - содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность, приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности;

¦ финансовый план (бюджет) - баланс поступления и использования денежных средств, платежный баланс (баланс доходов и расходов) -расчет предстоящих платежей во взаимосвязи с предстоящими поступлениями;

¦ охрана окружающей среды - мероприятия, имеющие экологическую направленность;

- текущее планирование (краткосрочное) - расчет годового плана, составляется с разбивкой по кварталам, разрабатывается по тем же разделам, что и перспективное планирование. Исходными материалами для составления плана служат:

¦ перспективный план развития предприятия;

¦ законодательная база, изменения которой влияют на результаты производственно-хозяйственной деятельности;

¦ уточненные данные маркетинговых исследований в области спроса на продукцию и динамика цен за предшествующий период;

¦ отчеты предприятия за истекший год по производству, реализации и основным финансовым показателям;

¦ планы-графики погашения инвестиционных затрат и кредиторской задолженности.

На основании анализа результатов предшествующего года производятся предварительные расчеты использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов с допущением аналогичного их использования. Цель предварительного расчета - составление ориентировочной производственной программы, на основе которой будет осуществлен расчет затрат и прибыли предприятия.

Далее осуществляются корректировочные расчеты, учитывающие влияние внешних и внутренних факторов: инфляция, изменение законодательной базы, изменение технологий изготовления, изменение качественного и количественного состава работников и т.д.

После соответствующих корректировок план приобретает вид документа, регламентирующего деятельность предприятия на планируемый год:

- оперативно-календарное планирование (краткосрочное) - является развернутым продолжением текущего планирования, обеспечивает равномерное, бесперебойное производство продукции, включает:

¦ детализацию текущего плана предприятия и доведение его заданий до каждого цеха, участка, рабочего;

¦ организацию доставки на рабочие места материалов, вывоз готовой продукции, обеспечение исправности оборудования и т.д.;

¦ обеспечение контроля за исполнением и ходом производственного процесса, оперативное устранение неполадок, сбоев.

Оперативно-календарное планирование осуществляется в 2 этапа:

1) на основе годовой программы производится разработка оперативных планов производства;

2) диспетчирование - производится непрерывный оперативнопроизводственный учет, контроль и регулирование выполнения планов, выявление отклонений от заданного режима.

Все виды планирования образуют единую систему, которая осуществляется по схеме: стратегическое планирование - перспективное планирование - текущее планирование - оперативно - календарное планирование. Такая схема обеспечивает непрерывность планирования.

Учет и контроль на предприятии.

Учет - это вид деятельности, предметом которой является информация. Учет предполагает сбор, обработку, классификацию, систематизацию и отражение информации в специальных регистрах на каких-либо носителях. Виды учета:

- финансовый (бухгалтерский):

¦ по российским стандартам (ПБУ);

¦ по международным стандартам (МСФО, ГААП);

- управленческий (оперативный);

- статистический;

- налоговый и др.

Цель всех видов учета - упорядочение информационных потоков для эффективного использования в управленческих решениях и сохранение информации для архива.

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Жестко регламентирован. Фиксирует результаты прошедшей деятельности организации в форме финансовой отчетности.

Основная задача бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении и обязательствах. Эта информация необходима внутренним пользователям (руководители, собственники и т.п.), внешним пользователям (инвесторы, кредиторы и т.п.).

Обеспечение информацией необходимо для:

- контроля за соблюдением законодательства РФ;

- контроля за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов;

- предотвращения отрицательных результатов деятельности, выявления внутрихозяйственных резервов, обеспечения финансовой устойчивости;

- принятия управленческих решений.

Учет ведется на основании первичных документов - оправдательных документов всех хозяйственных операций, проводимых организацией. Первичный документ содержит ряд обязательных реквизитов: дату составления документа, наименование операции, стоимостные показатели, подписи сторон и т.д. Отсутствие какого - либо обязательного реквизита - недействительность документа и финансовые санкции.

Создание первичных документов, определение порядка и сроков их передачи для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с графиком документооборота - это схема или перечень работ, документов и требования к движению этих документов. Правильное составление графика документооборота и его соблюдение обеспечивают рациональное распределение должностных обязанностей между работниками, а своевременность усиливает контрольные функции бухгалтера.

Учет ведется в бухгалтерских регистрах. Существуют: журнальноордерная форма счетоводства, мемориально-ордерная форма счетоводства, автоматизированная и упрощенная формы. В настоящее время предприятиями нефтегазовой отрасли используется автоматизированная форма бухгалтерского учета.

Основные законодательные документы:

- Закон «О бухгалтерском учете»;

- Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ), регламентирующее порядок организации и ведения бухгалтерского учета по тем или иным операциям;

- методические указания по организации и ведению бухгалтерского учета различных операций, утвержденные Минфином РФ.

На предприятии основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского учета, - «Положение по учетной политике».

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Кроме того, начиная с 2002 года, после введения в действие 25 главы НК РФ «Налог на прибыль», предприятия разрабатывают и утверждают учетную политику для целей налогообложения, где регламентируют совокупность способов ведения налогового учета.

Управленческий учет - ведется в произвольной форме, характеризует экономическое состояние организации в реальном времени. Ведение управленческого учета - внутреннее дело каждой организации. Конфиденциальность.

Оперативная информация используется в целях принятия управленческих решений. Различия бухгалтерского учета и управленческого учета (табл. 6.2)

Различия финансового и управленческого учета

Таблица 6.2
Классификационные признаки Финансовый учет (Бухгалтерский учет) Управленческий учет
Г лавные потребители Г лавным образом, внешние пользователи Менеджеры предприятия
Цели ведения учета Составление финансовой отчетности для внешних пользователей Обеспечение процессов управления внутри предприятия
Свобода выбора методов ведения учета Ограничена общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета Никаких ограничений, кроме стоимости, сопоставляемой с доходами от принятия более эффективных управленческих решений
Учетная система Двойная запись Любая полезная система
Временной аспект Нацеленность в прошлое Нацеленность на будущее
Временной интервал Обычно год или квартал Любой
Измерители Денежные Любые
Набор показателей Определен точно. Относительные показатели используются незначительно Набор до конца не определен
Степень открытости информации Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами Является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер
Основные требования к информации В большей степени точность В большей степени скорость предоставлений
Связь с другими дисциплинами Основан, главным образом, на собственном методе Тесно связан с другими дисциплинами -микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

Контроль. Внутренний контроль на предприятии.

На уровне управления предприятием различают внешний и внутренний контроль.

Внешний контроль - это контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами: органами государства, общественностью, потребителями и т.д.

Внутренний контроль - это контроль, осуществляемый субъектами самой организации: собственниками, администрацией, персоналом.

Внутренний контроль, как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

- устойчивое положение предприятия на рынках;

- своевременную адаптацию систем производства и управления предприятием к динамичной внешней среде;

- признание предприятия субъектами рынка и общественностью.

Объекты внутреннего контроля:

- человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы;

- средства и системы информатизации;

- технические средства, системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;

- управленческие решения;

- процессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней какое-либо отношение;

- результаты деятельности предприятия.

Предметом внутреннего контроля является наличие, состояние или действие объекта контроля. Например: какие-либо материальные ресурсы

- это объект внутреннего контроля, а фактическое наличие данных ресурсов, их состояние - это предмет внутреннего контроля.

Формы внутреннего контроля на предприятии:

- внутренний аудит;

- структурно-функциональный контроль.

Внутренний аудит осуществляется специально созданным для этих целей отделом либо структурным подразделением внутреннего аудита.

Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние аудиторы могут решать задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования.

Структурно - функциональный контроль - это первичная ступень внутреннего контроля, подразумевает контроль со стороны руководителей всех звеньев в иерархии подчиненности, а также контроль в соответствии с должностными обязанностями соответствующих работников и специалистов на своих рабочих местах. Например, бухгалтер осуществляет функцию контроля, обрабатывая первичные документы, представленные производственно-техническими службами. Бухгалтер контролирует:

- соответствие документального оформления сделки предмету договора;

- сроки исполнения обязательств в соответствии с условиями договора и моментом представления документов в бухгалтерию;

- корректность оформления первичных документов в соответствии с требованиями законодательства.

Работники плановых служб контролируют фактическое исполнение плановых показателей деятельности предприятия, финансовую дисциплину и т.д.

Предприятия нефтегазового комплекса имеют усложненную организационную структуру, множество филиалов, дочерних и зависимых обществ. Контроль на таких предприятиях осуществляется как внутренними аудиторскими структурами, так и используется форма структурнофункционального контроля.

Управление предприятием

Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ.

Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.

Управление, в строгом смысле слова, есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его членами. Оно базируется, содной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины, статистика, а с другой – на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности.

Система управления включает следующие компоненты:

• принципы и задачи управления;

• организационную структуру органов управления и его персонала;

• экономические и юридические методы и ограничения;

• информацию и технические средства ее обработки.

Управление предприятием состоит из ряда функциональных подсистем.

Ими являются:

• стратегическое и текущее управление (предприятием);

• планирование;

• управление персоналом;

• управление производством;

• управление маркетингом;

• управление финансами;

• управление инвестициями.

Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности. В своей осн

Наши рекомендации