Разработка сбалансированной системы целей коммерческого предприятия.

Расширение диапазона целей означает признание того факта, что «совершенство» нельзя выразить единственным показателем. Неудивительно, что компании, выдержавшие испытание временем, такие как Unilever, Marks & Spencer, Procter & Gamble, Mercedes-Benz, 3M и Nestle, понимают, что максимально высокие прибыли не сегодня-завтра обернутся ослаблением позиций на рынке, максимально высокий объём продаж означает уменьшение стоимости акционерного капитала. Руководители компаний ставят задачу достижения удовлетворительного уровня эффективности, оцениваемого по системе критериев. Наибольшее распространение и известность получили три процедуры разработки системы целей и задач компании.

Сбалансированное представительство заинтересованных групп. Чтобы предотвратить «захват» фирмы одной из заинтересованных групп, необходимо представительство на самом высоком уровне всех участников бизнеса. Данный подход был успешно реализован в Японии посредством создания кейрецу. Большинство ведущих японских компаний включено в систему прочных и стабильных взаимоотношений с основными кредиторами, поставщиками, потребителями и другими участниками бизнеса. Внутренние и внешние заинтересованные группы связаны между собой узами взаимной выгоды и коммерческих интересов. Все стороны – потребители, поставщики, сотрудники – понимают, что каждая из них получает выгоду от эффективной работы фирмы. Как считает современный исследователь Ивао Накатами, «первой целью деятельности группировок, именуемых «кейрецу», является распределение между всеми членами данной группировки как риска так и прибыли». Преимущество хорошо продуманной и согласованной системы отношений заключается в том, что все заинтересованные группы осознают необходимость долгосрочных инвестиций и согласны на возможные кратковременные экономические жертвы, неизбежные в постоянно изменяющейся и развивающейся рыночной среде. Неудивительно, что такие западные крупнейшие фирмы, как Ford, IBM, Marks & Spencer, начинают создавать свои собственные структуры по типу кейрецу.

Несколько отличный подход принят в Германии, Швейцарии и некоторых других европейских странах. В немецких компаниях функционируют наблюдательные советы, куда входят представители акционеров, высшего руководства, профсоюзов, кредитных организаций и других заинтересованных групп, контролирующих работу правления и следящих за тем, чтобы стратегия фирмы соответствовала целям всех участников бизнеса. Эта структура резко отличается от практики американских и британских компаний, в которых доминирует единственная заинтересованная группа – высшие менеджеры. Неудивительно, что в этих двух странах корпорации склонны ставить свои интересы над потребностями других заинтересованных групп, что выражается в перманентных кризисах компаний. Двухуровневая система правления, согласно немецкой модели, где все основные заинтересованные группы входят в наблюдательный совет, является наилучшим способом представления их законных интересов.

Определение миссии компании. Ещё одну возможность обеспечить соблюдение интересов основных заинтересованных групп представляет заявление о миссии компании. Большинство современных фирм имеет своё «корпоративное кредо», в котором сформулирована их основная цель и система ценностей компании. Например, в заявлении о миссии компании Марриот указывается: «Предназначение Марриот Отель – предоставление услуг по размещению и обслуживанию, с целью создания прочного, длительного и взаимовыгодного сотрудничества с клиентами, сотрудниками, владельцами, акционерами и обществом».

Как видно из примера, главная задача заявления о миссии компании – определение основных заинтересованных групп, потребности которых стремится удовлетворить корпорация, и изложение основных направлений стратегии достижения поставленных целей. Достижение указанных в корпоративном кредо целей должно обеспечить создание и поддержание лояльного отношения к компании всех заинтересованных групп, от которых зависит успех предприятия, а также побуждать руководство оценивать свою политику в свете ожиданий участников бизнеса.

Ниже приведено заявление о миссии компании Marks & Spencer, которую выдающийся исследователь менеджмента Питер Друкер оценивает как лучшее в мире предприятие по стилю управления.

Заявление о миссии компании Marks & Spencer

К нашим ценнейшим активам относятся:

Наши рекомендации