Экономическая сущность местных налогов и сборов.
Налоговым Кодексом РФ определено, что:
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Согласно части первой Налогового кодекса в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:
· федеральные налоги и сборы;
· региональные налоги и сборы;
· местные налоги и сборы.
Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.
Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов:
1. Налог на имущество с физических лиц
2. Земельный налог.
По местным налогам нормативными актами органов местного самоуправления могут быть изменены:
- налоговые ставки, в пределах, допустимых НК;
- расширен список льготников;
- изменен срок уплаты.
Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
Местные налоги гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание полиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.
Земельный налог обеспечивает стабильное поступление средств в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России.
Объект налогообложения: земельные участки.
Исключения:
- земли культурного наследия
- земли водного и лесного фонда
- зем.участки для ведения военной деятельности и обороны.
Налоговая база: кадастровая стоимость.
На фед.уровне max ставка – 1,5%
Земельный налог носит целевой характер, и средства от данного платежа могут быть использованы только на конкретные мероприятия.
Налог на имущество физ.лиц.
Налогоплательщиками признаются ф/л собственники имущ-ва признаваемого объектом налогообложения. Объектом налогообложения явл-ся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Налоговым периодом признается календарный год, налоговые ставки устанавливаются местными органами власти в след-щих пределах:
- при стоимости имущ-ва до 300 т.руб ставка налога до 0,1%
- при стоимости имущ-ва от 300 до 500 т.руб ставка налога от 0,1% до 0,3%
- при стоимости имущ-ва свыше 500тыс руб ставка налога от 0,3% до 2%.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по этому налогу.
Сборы: Сбор за рекламу, Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, Курортный сбор, Сбор за право торговли, Сбор за право использования местной символики, Сбор за выигрыш на бегах и т.д.
Сбор за рекламу является одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг.
Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).
Система Местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Реформирование системы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов.
Имея стабильную муниципальную налоговую систему, местные органы самоуправления смогли бы уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в том числе субсидиям, кредитам, муниципальным займам.