Управление издержками предприятия.

Государственная пошлина: характеристика и область применения

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщики – организации и физ. лица. Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме, до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Характеристика гос.пошлин:

1. Судебная - Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд, Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды, Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям

2. Нотариальная - Нотариальные действия (26 видов)

3. Регистрационная - Государственная регистрация актов гражданского состояния, Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация

4. Административная - Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России, Осуществление федерального пробирного надзора

Не сделали

Оценка эффективности инвестиционных проектов – см. вопрос №17

Финансовые инвестиции: виды инвестиционных портфелей и их формирование

Инвести́ции— долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

Методы управления дебиторской задолженностью

Приемы управления дебиторской задолженностью на предприятии:

1) Нормирование величины дебиторской задолженности;

2) Оценка безнадежных долгов с помощью построения реестра старения дебиторской задолженности;

3) Предоставление скидок в контрактах при предварительной и своевременной оплате;

4) Продажа дебиторской задолженности (факторинг).

Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных приемов управления дебиторской задолженностью.

Методы управления запасами

Управление запасами осуществляется отдельно по каждой группе:

  1. производственные запасы (товарно-материальные);
  2. запасы готовой продукции;
  3. незавершенное производство.

Процесс управления запасами включает в себя:

1. Расчет необходимого объема финансовых средств для формирования запасов

2. Определение суммы денежных средств, которые можно высвободить из i-го вида запасов

3. Расчет показателей оборачиваемости запасов

4. Расчет оптимального размера партии поставки (производство запасов с учетом минимизации затрат по их обслуживанию)

5. Расчет максимального, минимального уровня запасов и уровня запасов, при котором делается заказ

СМИРНОВА

МОКИНА

18. Финансовый менеджмент: цели и содержание.

Финансовый менеджмент – это система управления, формирования, распределения и использования фин.ресурсов п/п, а также это наука и искусство управления движением капитала.

Основная цель ФМ: максимизация рыночной стоимости п/п или отдельно взятой его акции, что характеризует конечные материальные интересы собственников АО (акционеров).

Основные задачи ФМ:

1. обеспечение п/п достаточным объёмом фин.ресурсов для его нормального функционирования (формирование капитала п/п);

2. поддержание высокой финансовой устойчивости (т.е. способности платить по своим долговым обязательствам);

3. оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платёжеспособности п/п;

4. обеспечение максимизации прибыли за счёт эффективного использования активов;

5. минимизация уровня рисков в деятельности п/п.

Объекты ФМ: капитал, активы, налоги, денежные потоки, риски, инвестиции, ц/б и тд.

В зависимости от объектов управления в системе ФМ на практике подразделяют следующие направления:

- создание необходимого объёма капитала (собственного и заёмного) и оптимизация его структуры;

- формирование активов и оптимизация их состава;

- управление денежным оборотом п/п по различным сферам его деятельности;

- управление внеоборотными активами;

- управление оборотными активами вцелом и в разрезе отдельных их элементов (запасы, ДЗ, КФВ, денежные средства и т.д.);

- управление реальными (прямое вложение без фин.рынка) и финансовыми инвестициями;

- управление финансовыми рисками (риск потери своей финансовой устойчивости) и операционным риском (риск роста издержек и уйти в зону убытков).

СМИРНОВА

20. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства. ( бред из НК))))

Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

2. Деяния,, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.

Ответственность свидетеля

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

1. Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

2. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 настоящего Кодекса, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации.

2. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости

3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно

4. Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

5. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

6. Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества

1. Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения, имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе товарищества участником договора товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества, договора инвестиционного товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

2. Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

МОКИНА

СМИРНОВА

Оценка безнадежных долгов

Классификация дебиторов по срокам возникновения, дни Сумма дебиторской задолженности, т.р. Вероятность безнадежных долгов, % Сумма безнад.долгов (гр.2*гр.3) Реальная величина задолженности, (гр.2-гр.4)
0-30        
30-60        
       
360-720        
Свыше 720        
Итого        

На определенную величину безнадежных долгов на предприятии целесообразно создавать резерв (резерв по сомнительным долгам).

3. Предоставление скидок в контрактах при предварительной и своевременной оплате. В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции. Предоставление скидок в контрактах позволит ускорить процесс востребования долгов.

Предложение скидок клиентам оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли. Если компания испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным. При прочих равных условиях скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату: более высокая прибыль ведет к повышению налогов, в то время как скидки приведу к снижению налогооблагаемой базы. Кроме того, скидки обычно более целесообразны: поощрение всегда действует лучше, чем штраф.

При расчете варианта скидки необходимо учитывать следующие аспекты:

1) затраты предприятия, связанные с обслуживанием привлекаемого краткосрочного кредита в случае отказа от предоставления скидок;

2) инфляционные издержки, которые будет нести предприятие в случае отсрочки платежа;

3) реальные потери в связи с предоставлением скидки;

4) реальный доход, который могло бы получить предприятие от непрерывного производства и реализации продукции в случае предоставления скидок.

Оценить целесообразность предоставления скидки можно путем построения табл.

Мокина

Мокина

Налог на имущество физ.лиц.

Налогоплательщиками признаются ф/л собственники имущ-ва признаваемого объектом налогообложения. Объектом налогообложения явл-ся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налоговым периодом признается календарный год, налоговые ставки устанавливаются местными органами власти в след-щих пределах:

- при стоимости имущ-ва до 300 т.руб ставка налога до 0,1%

- при стоимости имущ-ва от 300 до 500 т.руб ставка налога от 0,1% до 0,3%

- при стоимости имущ-ва свыше 500тыс руб ставка налога от 0,3% до 2%.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по этому налогу.

Сборы: Сбор за рекламу, Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, Курортный сбор, Сбор за право торговли, Сбор за право использования местной символики, Сбор за выигрыш на бегах и т.д.

Сбор за рекламу является одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг.

Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).

Система Местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

Реформирование системы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов.

Имея стабильную муниципальную налоговую систему, местные органы самоуправления смогли бы уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в том числе субсидиям, кредитам, муниципальным займам.

Управление издержками предприятия.

Существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль и в последствии превращать ее в деньги. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек, т.е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. деятельность начинает приносить убытки.

Анализ издержек начинается с построения их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках издержек. Следует подчеркнуть, что издержки как исключительно сложное явление не могут быть представлены с помощью некоторой одной классификации.

Согласно 1-й классификации все издержки подразделяются на производственные и непроизводственные. В свою очередь производственные издержки состоят из:

- издержек, связанных с использованием прямых материалов,

- затрат на оплату прямого труда,

- производственных накладных издержек.

Издержки на прямые материалы включают сумму затрат, понесенных предприятием на приобретение сырья и комплектующих материалов, т.е. тех физических субстанций, которые непосредственно используются в производстве и переходят в готовую продукцию.

Издержки прямого труда представляют собой оплату основного производственного персонала (рабочих), усилия которых непосредственно (физически) связаны с производством готового продукта. Труд наладчиков оборудования, цеховых мастеров и менеджеров в смысле издержек относится на производственные накладные издержки.

Производственные накладные издержки включают остальные виды издержек, которые обеспечивают стадию производства на предприятии. Структура этих издержек может быть очень сложной, а их количество велико. Наиболее характерными видами производственных накладных издержек являются непрямые материалы, непрямой труд, электрическая и тепловая энергия, ремонт и содержание оборудования, коммунальные услуги, амортизация производственных оборудования и помещений, определенная часть налогов, включаемых в число так называемых валовых издержек, и все прочие издержки, которые имманентно связаны с производственным процессом на предприятии.

Издержки, связанные с продажей продукции, включают в себя все затраты предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю.

Административные издержки включают в себя общую сумму затрат, связанных с общим управлением предприятия, т.е. содержанием «аппарата» управления, в том числе бухгалтерии, планово-финансового отдела и других управляющих подразделений.

Гаврилова А.Н. Попов А.А.: расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы.

Ковалев В.В. делит расходы на две группы: расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы. В свою очередь, в состав прочих расходов он включает операционные расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные расходы. К расходам по обычным видам деятельности относит расходы, связанные с изготовлением (или приобретением) и продажей продукции, а также возмещение стоимости амортизируемых активов в виде амортизационных отчислений. К операционным расходам относятся расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте; проценты, уплаченные по полученным кредитам и займам. К группе внереализационных расходов относит штрафы, пени, неустойки, начисленные за нарушение условий договоров; расходы от безвозмездной передачи либо получения активов; выплаты в возмещение причиненных организации убытков; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов); иные расходы, непосредственно не связанные с реализацией продукции, работ, услуг. В состав чрезвычайных расходов относит расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии).

Шеремет А.Д. расходы организации делит на расходы по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные расходы [16; с.183].

По отношению к объему производства затраты делят на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объема производства. Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие.

Переменные затраты — это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, зарплата основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Эти затраты зависят от выпуска продукции: увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются со снижением выпуска продукции.

По порядку отнесения затрат на период генерирования прибыли — на затраты на продукт и на период. Затраты на продукт непосредственно связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг). Это прямые расходы, обусловленные технологией производства. Затраты на период зависят не от количества выпущенной продукции, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляются платежи.

По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делят на прямые и косвенные (накладные). В системе бухгалтерского учета к прямым относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным (накладным) расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих, или прямым материальным затратам).

В целях обложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе РФ также предусмотрена классификация расходов на прямые и косвенные. К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифицируются как косвенные. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного (налогового) периода.

Классификация затрат позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и экономические. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование.

Планирование затрат на производство и реализацию осуществляется разными методами, выбор которых зависит от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, учетных возможностей.

В планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработки и планируются затраты исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости. Совокупность затрат по элементам формирует валовые затраты (всего затраты на производство). Из этих затрат исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции. На себестоимость оказывают влияние разные факторы. Если в структуре себестоимости большой удельный вес имеют материальные затраты, значит производство материалоемкое и в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материальных затрат. Если оплата труда с начислением социального налога занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это — трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство —

фондоемкое. Следует изучить степень эффективности использования основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов. Тогда доля амортизации на единицу продукции уменьшится и себестоимость снизится. На себестоимость готовой продукции оказывает влияние изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов, а также создание резервов предстоящих расходов и платежей.

1. Незавершенное производство (НП) — это продукция, процесс изготовления которой еще не закончен. Когда планируется себестоимость выпуска продукции в планируемом периоде, то учитывается, что на начало планируемого года на предприятии есть остатки незавершенного производства (входные остатки). Поэтому накопившиеся в

незавершенном производстве затраты, которые еще не стали готовой продукцией, переходят на следующий год, чтобы в новом периоде превратиться в готовую продукцию (выходные остатки). Но и на конец планируемого периода следует предусмотреть так называемый задел, когда часть затрат перейдет уже на следующий период в качестве незавершенного производства, чтобы вскоре стать готовой продукцией. Таким образом, сохраняется непрерывность производства и отгрузки готовой продукции.

Аналогично влияет на себестоимость готовой продукции изменение остатков расходов будущих периодов.

2. Расходы будущих периодов (РБП) — это расходы, которые несет организация в данном периоде, но будет включать в себестоимость в следующих периодах — в тех, к которым они относятся по своему отношению к производственному процессу. Например,

арендная плата, уплаченная в декабре за I квартал следующего года, должна включаться в себестоимость в следующем году, а в том периоде, когда оплата аренды произведена на предприятии, увеличится сальдо по счету «Расходы будущих периодов». Зато в I квартале следующего года сальдо по счету «Расходы будущих периодов» уменьшится и затраты будут включены в себестоимость продукции, выпущенной в I квартале. Если входные остатки РБП больше выходных остатков РБП, то увеличится сальдо по счету «Расходы будущих периодов» и затраты останутся на этом счете, не будут включаться в себестоимость готовой продукции. Если входные остатки РБП меньше выходных остатков РБП, то сальдо по счету «Расходы будущих периодов» уменьшится и затраты, списанные с этого счета, будут включены в себестоимость готовой продукции.

3. Создание резервов предстоящих расходов и платежей увеличивает себестоимость, поскольку эти резервы создаются для осуществления расходов, обычно включаемых в себестоимость. Так, резервы создаются под предстоящий крупный ремонт основных средств, под оплату предстоящих отпусков рабочим, под сезонную закупку товаров и сезонные затраты. В планировании затрат в целом на год и на период больше года, создание резервов предстоящих расходов и платежей практически не влияют на величину себестоимости, поскольку эти резервы должны быть использованы в течение одного финансового года. Но при планировании поквартально или помесячно их создание и использование может повлиять на себестоимость готовой продукции внутри каждого из кварталов или месяцев.

Себестоимость — денежное выражение затрат организации (предприятия) на производство продукции (работ, услуг), включающее в себя прямые затраты труда (заработная плата), сырья, материалов, а также накладные затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию. Различают производственную себестоимость и полную себестоимость. Производственная себестоимость включает в себя валовые затраты с учетом изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости,

внепроизводственных (коммерческих расходов) и управленческих расходов. В соответствии с выбранным методом учетной политики управленческие расходы могут включаться в производственную себестоимость. Тем не менее предпочтительнее формировать производственную себестоимость только из переменных затрат, раздельно ведя учет постоянных расходов.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, например управленческому учету. С его помощью осуществляется контроль над издержками организации (предприятия). Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальных запланированных издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Бюджет — это план деятельности компании, представляющий собой набор экономических, финансовых и имущественных показателей. Всесторонний (полный) бюджет — это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций. Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты); типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.

В общем случае можно выделить следующие этапы постановки системы бюджетирования:

• формирование финансовой структуры. Цель этого этапа — разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность и контролировать источники возникновения доходов и расходов;

• создание структуры бюджетов. На этом этапе определяется общая схема формирования основного бюджета компании;

• разработка методик и процедур управленческого учета. На этом этапе устанавливается учетно-финансовая политика компании, т.е. правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и мониторинге выполнения бюджетов;

• разработка регламента планирования. Регламент планирования определяет процедуры планирования, процедуры мониторинга и анализа причин невыполнения планов, а также текущей корректировки планов;

• внедрение системы бюджетирования. Этот этап включает работы по составлению операционных и финансовых бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям компании.

Наши рекомендации