Управление издержками на предприятии торговли и питания

Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида - текущие и долговременные.

Текущие затраты торгового предприятия представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия. Издержки обращения торгового предприятия характеризуются следующими основными показателями:

а)абсолютной суммой издержек обращения. Этот показатель дает представление об объеме текущих затрат торгового предприятия, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;

б) уровнем издержкоемкости торговой деятельности. Он определяется как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота, выраженное в процентах. Уровень издержкоемкости является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия, отражая долю его текущих затрат в цене реализуемых товаров;

в) уровнем издержкоотдачи. Этот показатель является обратным по отношению к уровню издержкоемкости. Он характеризует объем товарооборота, приходящийся на единицу издержек обращения предприятия, т.е. свидетельствует результативности его текущих затрат;

г) уровнем рентабельности издержек обращения. Он определяется как отношение суммы прибыли к сумме издержек обращения, выраженное в процентах. Уровень рентабельности издержек обращения является одним из важных показателей эффективности текущих затрат торгового предприятия.

Основной целью управления издержками обращения на торговом предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.

Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения - их анализе, поиске резервов экономии и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы: 1) зависящие от деятельности торгового предприятия ( внутренние факторы ); 2) не зависящие от деятельности предприятия (внешние факторы).

1.В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:

· объем товарооборота

· состав товарооборота

· групповая структура товарооборота

· скорость обращения товаров

· уровень производительности труда работников

· состояние используемых основных фондов

· обеспеченность собственными оборотными активами

2.В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:

· темпы инфляции в стране

· уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка

· изменение уровня государственных арендных ставок

· изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения.

Основу управления издержками обращения на торговом предприятии составляет их планирование. Оно подчинено основной цели управления издержками обращения на предприятии и осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ издержек обращения предприятия в предплановом периоде. Основными задачами проведения этого анализа является выявление основных тенденций изменения суммы и уровня издержек обращения в предплановом периоде, размеров отклонения фактических и плановых их показателей, а также выяснение основных причин, вызвавших эти отклонения.

2.Обоснование основных направлений экономии издержек обращения в планируемом периоде. В процессе обоснования таких направлений основное внимание должно быть уделено поиску и реализации таких резервов, которые связаны со сферой действия факторов, зависящих от деятельности данного торгового предприятия. Поиск таких резервов осуществляется обычно в разрезе отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия.

3.Расчет плановых сумм издержек обращения в разрезе отдельных их статей. Особенностью планирования издержек обращения на предприятии является то, что вначале определяется плановая их сумма в разрезе отдельных статей а лишь затем - общая их сумма. В процессе плановых расчетов по каждой статье определяется сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения плана товарооборота и нормального осуществления хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.

4.Распределение общей плановой суммой издержек обращения по этапам реализации товаров. Такое распределение осуществляется в разрезе запланированного объема реализации товаров и планируемой суммы запасов товаров на конец периода. Сумма издержек обращения, относимая на запасы товаров на конец планового периода, определяется по следующей формуле:

Зк х Уи

ИОзк = 100 ,

где Иозк - сумма издержек обращения, относимая на запасы товаров на конец планового периода;

Зк- сумма товарных запасов на конец планового периода;

Уи- средний уровень затрат на перевозку, хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров, а также процентов за кредит.

5.Распределение плановой суммы издержек обращения между отдельными центрами затрат и центрами ответственности. Этот этап завершает процесс планирования издержек обращения на предприятии. Распределение суммы издержек обращения в разрезе этих центров (структурных подразделений и структурных единиц) осуществляется в соответствии с видами и запланированными объемами их деятельности в рамках общей суммы затрат предприятия по отдельным статьям. Плановые суммы издержек обращения доводятся отдельным центрам затрат или центрам ответственности торгового предприятия в виде нормативов расходования средств или плановых бюджетов (смет).

Наши рекомендации