Управление издержками предприятия и понятие безубыточности

ВВЕДЕНИЕ

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль,

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

1) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

2) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при котором финансовый результат будет равен нулю;

3) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

4) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении затраты - объем - прибыль, требует соблюдения ряда условий, таких, как:

- необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточностью на предприятии.

Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов методика маржинального анализа прибыли; методика маржинального анализа показателей рентабельности; определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия; определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия; определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Методика маржинального анализа показателей рентабельности

И прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной (табл. 1).

Таблица 1

Рис. 1. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.�

. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Аналитический способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобный по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

,

где

А - постоянные затраты;

ДМД - доля маржинального дохода в выручке.

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

,

где

р - цена изделия;

b - переменные затраты на единицу продукции.

Для расчета критического объема продаж в процентах к максимальному общему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

,

где

МД - маржинальный доход (определяется как разность выручки-нетто и переменных расходов на весь выпуск продукции).

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:

,

где

П - прибыль от реализации продукции.

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

.

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

.

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

.

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Проанализируем безубыточность на примере условного предприятия.

Создано предприятие ООО Гамма по производству шариковых ручек.

Таблица 1

Данные о планируемом объеме производства и издержках предприятия

Плановые показателиОбъем производства, ед.Средняя цена, руб.Переменные затраты, руб./ед.Постоянные расходы, руб.Коэффициент прироста объема, %Осн. вариант800095,5450005Доп. вариант12000107,0450005

На основе исходных данных составим таблицы, в которых разобьем интервал планирования на 24 периода. Таблица 2 отражает расчеты расходов и прибыли за 12 месяцев 2006 года, таблица 3 - за 12 месяцев 2007 года.

Таблица 2

Месяцы (период)Объем, шт.Цена, руб.Расходы, руб.Себесто-имостьДоходы, руб.Прибыль, руб.Постоян.Перемен.ИтогоЯнварь8000945000440008900011,1372000-17000Февраль8400945000462009120010,8675600-15600Март8820945000485109351010,6079380-14130Апрель9261945000509369593610,3683349-12587Май9724945000534829848210,1387516-10966Июнь10210945000561551011559,9191890-9265Июль10721945000589661039669,7096489-7477Август11257945000619141069149,50101313-5601Сентябрь11820945000650101100109,31106380-3630Октябрь12411945000682611132619,13111699-1562Ноябрь13032945000716761166768,95117288612Декабрь13684945000752621202628,791231562894ИТОГО12734095400007003721240372--1146060-94312

Таблица 3

Месяцы(период)Объем, шт.Цена, руб.Расходы, руб.СебестоимостьДоходыруб.Прибыль руб.ПостоянПеременИтогоЯнварь1200010450008400012900010,75120000-9000Февраль1260010450008820013320010,57126000-7200Март1323010450009261013761010,40132300-5310Апрель1389210450009724414224410,24138920-3324Май14587104500010210914710910,08145870-1239Июнь1531610450001072121522129,94153160948Июль1608210450001125741575749,801608203246Август1688610450001182021632029,661688605658Сентябрь1773010450001241101691109,541773008190Октябрь1861710450001303191753199,4218617010851Ноябрь1954810450001368361818369,3019548013644Декабрь2052510450001436751886759,1920525016575ИТОГО1910131054000013370911877091--191013033039

Для осуществления расчетов введем некоторые обозначения:

- Ц - цена единицы продукции;

- К - количество единиц продукции (объем);

- Д - доход от реализации продукции;

- А - постоянные затраты;

- В - переменные расходы на единицу продукции;

- Вк - переменные затраты на выпуск всей продукции;

- З - общие суммарные расходы на выпуск всего объема продукции;

- П - прибыль от реализации продукции;

- МД - маржинальный доход;

- Дмд - доля маржинального дохода в выручке;

- С - себестоимость единицы продукции.

Расчет переменных затрат для всего объема продукции осуществим по формуле:

Вк = В Кi

Расчет общих суммарных расходов на выпуск всего объема продукции помесячно осуществляем по формуле:

Зi = Аi + Вкi ,

где

i - рассматриваемый период (месяц).

Себестоимость единицы продукции рассчитаем следующим образом:

Сi = Зi / Кi

Доходы от реализации продукции определим по формуле:

Д = Кi Ц

Для определения прибыли от реализации продукции воспользуемся формулой:

П = Д - Зi

На основании полученных данных построим графики доходов, расходов и определения точки безубыточности для 2006 и 2007 года.

Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.

Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.
Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.

К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также прочие затраты, т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату труда.

Рис. 2. График доходов, 2006 год

Рис. 3. График доходов, 2006 год

Из рис. 2 и 3 видно, что рост доходов происходит прямо пропорционально увеличению объема

производства. По данному показателю наиболее эффективным является вариант 2, т.к. при большем объеме производства предприятие получает большую сумму доходов.

Производство и движение товара в сфере предпринимательской деятельности можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения затрат и с позиции результата. Создание продукции и оказание услуг связано с определенными расходами. Современные исследователи издержек производства рассматривают их под углом зрения хозяйственника, предпринимателя. Для ведения хозяйства, будь то индивидуальный производитель или предприятие, приобретаются необходимые компоненты: машины, оборудование, сырьевые и топливные ресурсы, электроэнергия и др. Определенная часть средств идет на оплату труда. Совокупность затрат прошлого и живого труда, расходуемого на создание блага или выработку услуги образует издержки производства.

Общая сумма затрат на производство продукции зависит от изменений:

- объема производства продукции;

- структуры продукции;

- уровня переменных затрат на единицу продукции;

- суммы постоянных расходов.

Постоянные издержки - это издержки, которые не зависят от объема производства.

Переменные издержки - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности.

Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы.

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.

Рис. 4. График расходов, 2006 год

Рис. 5. График расходов, 2007 год

Как видно из рисунков 4 и 4 переменные издержки варианта 2 выше, чем 1, но это не является отрицательной чертой, т.к. связано не с увеличением стоимости продукции, а с увеличением объема производства, что не влияет на изменение цены товара, а приводит к уменьшению валовых издержек предприятия.

Ниже приведены оба способа расчета точки безубыточности (графический и аналитический), для 2006 и 2007 г.

Рис. 6. Определение точки безубыточности, 2006 год

Рис. 7. Определение точки безубыточности, 2007 год

На рисунках 6 и 7 показано, что точка безубыточности для варианта 2 меньше, чем для варианта 1, но ее точное значение определено по аналитическим способом по представленным ниже формулам.

Произведем расчет точки безубыточного объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.

Для расчета точки безубыточности в стоимостном выражении воспользуемся формулами:

МД = Д - Вк

Дмд = МД / Д

Дкр = А / Дмд

Произведем расчет данных показателей для 2006 года:

МД = 123156 - 75262 = 47894

Дмд = 47894 / 123156 = 0,39

Дкр = 45000 / 0,39 = 115384,62

И для 2007 года:

МД = 205250 - 143675 = 61575

Дмд = 61575 / 205250 = 0,3

Дкр = 45000 / 0,3 = 150000

Таким образом, критический доход (Дкр), или точка безубыточности в стоимостном выражении составит 115384,62 руб. в 2003 году и 150000 руб. в 2006 году.

Для расчета точки безубыточности в натуральном выражении воспользуемся формулами:

Ккр = А / (Ц - В)

Произведем расчет точки безубыточности в натуральном выражении для 2006 года:

Ккр = 45000 / (9 - 5,5) = 12857 ед.

И для 2004 года:

Ккр = 45000 / (10 - 7) = 15000 ед.

Следовательно, критический объем продукции составит 12857 единиц в 2006 году и 15000 единиц в 2007 году. При выпуске такого количества продукции предприятие не получит прибыли, но и убытков нести не будет.

Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.

В себестоимость продукции включают следующие затраты:

- на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы;

- на исследование рынка;

- непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;

- на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции;

- на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама,
хранение и др.);

- набор и подготовку кадров;

- другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции.

Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рис. 8 и 9.

На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат - сумма постоянных и переменных затрат. На графике видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, при спаде производства, соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

Рис. 8. Зависимость себестоимости от объема производства, 2006 год

Рис. 9. Зависимость себестоимости от объема производства, 2007 год

Как видно из рис. 8 и 9 по мере увеличения объема производства

себестоимость продукции сокращается. Поэтому наиболее эффективным является вариант 2, так как при большем объеме производства себестоимость на единицу продукции уменьшается.

Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.

Рис. 10. Зависимость прибыли от объема производства, 2006 год

Рис. 11. Зависимость прибыли от объема производства, 2007 год

В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

- по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

- на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

- больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

- снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится неповоротливой, теряется гибкость;

- затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

- в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

- с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.

За счет эффекта масштаба производства наиболее выгодным является вариант 2, так как доходы по нему превышают затраты уже на 6 месяце и предприятие начинает получать прибыль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

И прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности.

Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие - более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Безубыточность - это такое состояние; когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию.

При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает.

Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат - повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. - М.: РИОР, 2005. - 88 с.

2.Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 240 с.

3.Берзон Н.И., Горелый В.И., Газман В.Д. Финансовый менеджмент. - М.: ИЦ Академия, 2003. - 336 с.

4.Бригхем Ю., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2005. - 960 с.

5.Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. - М.: Юрайт-Издат, 2006. -
192 с.

6.Ефимова Н.Ф., Маховикова Г.А. Финансовый менеджмент. - М.: Вектор, 2006. - 192 с.

7.Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент. - М.: Омега-Л, 2006. - 335 с.

8.Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 284 с.

9.Кудина М.В. Финансовый менеджмент. - М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2004. - 256 с.

10.Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.

11.Куранова А.В. Финансовый менеджмент (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2005. - 176 с.

12.Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент. - М.: ЭЛИТ, 2005. - 560 с.

13.Маляревская Ю.Н., Сторчевой М.А. Финансовый менеджмент Новый ан�

�ло-русский толковый словарь. - М.: Экономическая школа, 2004. -
496 с.

14.Миронов М.Г.,Замедлина Е.А.,Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент. - М.: Экзамен, 2005. - 224 с.

15.Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 269 с.

16.Пещанская И.В. Финансовый менеджмент. - М.: Экзамен, 2006. - 256 с.

17.Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -
527 с.

18.Пряничников С.Б. Финансовый менеджмент. - М.: НОВО, 2005. - 168 с.

19.Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 415 с.

20.Сафонова Л.А., Плотникова Н.Ю. Финансовый менеджмент. - М.: Высшая школа, 2005. - 160 с.

21.Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 272 с.

22.Сердюков В.А. Финансовый менеджмент. - М.: МПСИ, 2005. - 172 с.

23.Слепов В.А., Лисицына Е.В. Финансовый менеджмент для бакалавров экономики. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. - 272 с.

24.Стоянова Е.С. Финансовый менеджент: теория и практика. - М.: Перспектива, 2006. - 656 с.

25.Тюрина А.В. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 127 с.

26.Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент. - М.: ДИС, 2006. - 248 с.

27.Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2004. - 408 с.

28.Этрилл П. Финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2006. - 608 с.

29.Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. - М.: Проспект, ТК Велби, 2005. - 256 с.

ВВЕДЕНИЕ

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль,

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

1) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

2) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при котором финансовый результат будет равен нулю;

3) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

4) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении затраты - объем - прибыль, требует соблюдения ряда условий, таких, как:

- необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточностью на предприятии.

Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов методика маржинального анализа прибыли; методика маржинального анализа показателей рентабельности; определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия; определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия; определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Наши рекомендации