Вопрос. Классификация бюджетных расходов РФ.
Классификация расх-ов бюд-ов
Код классификации расх-ов бюд-ов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюд.ных ср-в;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расх-ов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюд-ов.
Перечень главных распорядителей ср-в фед-го бюд.а, бюд.а субъекта РФ, бюд-ов гос-ных внебюд.ных фондов, местного бюд.а устанавливается законом (решением) о соответствующем бюд.е в составе ведомственной структуры расх-ов.
Едиными для бюд-ов бюд.ной системы РФ разделами и подразделами классификации расх-ов бюд-ов являются:
1) общегос-ные вопросы: функц-ние Президента РФ; функц-ние высшего должностного лица субъекта РФ и муницип. образования; функц-ние законодательных (представительных) органов гос-ной власти и представительных органов муницип. образований; функц-ние Правит-ва РФ, высших исполнительных органов гос-ной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, нал-овых и таможенных органов и органов фин-ого (финансово-бюд.ного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; гос-ный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание государственного и муницип. долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегос-ных вопросов;
2) нац-ая оборона: В С РФ; модернизация В С РФ и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка эк-ки; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализ. международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области нац-ой обороны;
3) нац-ая безопасность и правоохранительная деят-ть: органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю за оборотом наркотических ср-в и психотропных веществ; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; миграционная политика; модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; прикладные научные исследования в области нац-ой безопасности и правоохранительной деятельности; др. вопросы в области нац-ой безопасности и правоохранительной деятельности;
4) нац-ая экономика: общеэк-ие вопросы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; воспр-во минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство; связь и информатика; прикладные научные исследования в области нац-ой эк-ки; др. вопросы в области нац-ой эк-ки;
5) жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; др. вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
6) охрана окружающей среды: экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; др.
7) образование: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; др. вопросы в области образования;
8) культура, кинематография, сми: культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, сми;др
9) здравоохранение, физическая культура и спорт: стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; физическая культура и спорт; прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта; др. вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
10) соц-ая политика: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения;
охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области соц-ой политики; др. вопросы в области соц-ой политики;
11) межбюд.ные трансферты: дотации бюд.ам субъектов РФ и муницип. образований; субсидии бюд.ам субъектов РФ и муницип. образований (межбюд.ные субсидии); субвенции бюд.ам субъектов РФ и муницип. образований; иные межбюд.ные трансферты;
межбюд.ные трансферты бюд.ам гос-ных внебюд.ных фондов.
Целевые статьи и виды расх-ов бюд-ов формируются в соответствии с расходными обязат-вами, подлежащими исполнению за счет ср-в соответствующих бюд-ов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции деятельности органов гос-ной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюд.ных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с настоящим Кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расх-ов соответствующего бюд.а. Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расх-ов бюд-ов в части, относящейся к публичным нормативным обязат-вам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов гос-ной власти и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов РФ. Перечень и коды целевых статей и (или) видов расх-ов бюд-ов, финансовое обеспечение которых осущ-ся за счет субвенций или межбюд.ных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюд.а, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюд.ные субсидии.
Вопрос. Бюджетное устройство РФ.
Каждое отдельно взятое гос-во имеет свое бюд-тное устройство, свою орг-цию БС и принципы ее построения, т. е. бюд-тное устройство.
Бюд.устр-во опред-ся формой гос.устр-ва страны, действующими в ней законодат.актами и ролью бюд-та в общественном пр-ве.
По степени распределения власти между центром и админ-но-тер-ми образованиями все госва подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарные — это единые гос-ва, состоящие лишь из админ-тер-ых единиц — областей, провинций, губерний. В ун. гос-ве бюд.устройство состоит из 2 ур-ней бюд-тов — гос.бюд-та и местных бюд-тов, находящихся в ведении органов мест.самоуправления.
Федеративные гос-ва — это союзные гос-ва, создаваемые из ряда гос.бразований — штатов, земель, республик. В федеративном (объединенном) гос-ве админ-тер-ые образования, входящие в состав гос-ва, имеют собств.госуд-ть, обладают опред.самост-тью в рамках распределенных между центром и админ-но-тнррит-ыми образованиями полномочий. Для него хар-но бюдж.устр-во, состоящее из 3 ур-ней – гос.ФБ, бюд-ты админ-терр-ных образований, местные бюд-ты.
Конфедеративное гос-во основано на постоянном союзе гос-в, созданном для достижения политич, экон, военных целей. Бюд-т формир-ся из взносов входящих в конфедерацию гос-в. У гос-в, входящих в конф-цию, действуют свои бюдж.и нал-овые системы.
БЮД-ТНОЕ УСТРОЙСТВО - орг-ция бюд-тной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюд-тное устройство включает: структуру бюд-тной системы; принципы функционирования; бюд-тную классификацию. Бюд-тное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению гос-ных и местных бюд-тов, а в федеративных государствах - и бюд-тов членов федерации; распределение дох.ов и расх-ов между отдельными видами бюд-тов, а также платежи в бюд-тную систему и расх-ование ср-в из нее. Основой бюд-тного устройства РФ является бюд-тный федерализм, реализуемый поср-вом единой бюд-тно-нал-овой политики государства.
Принципы бюд.ной системы РФ
Принцип единства бюд.ной системы РФ Принцип единства бюд.ной системы РФ означает единство бюд.ного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюд.ной системы РФ, форм бюд.ной документации и бюд.ной отчетности, бюд.ной классификации бюд.ной системы РФ, санкций за нарушение бюд.ного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования дох.ов и осуществления расх-ов бюд-ов бюд.ной системы РФ, ведения бюд.ного учета и составления бюд.ной отчетности бюд-ов бюд.ной системы РФ и бюд.ных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на ср-ва бюд-ов бюд.ной системы РФ.
Принцип разграничения дох.ов, расх-ов и источников финансирования дефицитов бюд-ов между бюд.ами бюд.ной системы РФ Принцип разграничения дох.ов, расх-ов и источников финансирования дефицитов бюд-ов между бюд.ами бюд.ной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством РФ дох.ов, расх-ов и источников финансирования дефицитов бюд-ов за бюд.ами бюд.ной системы РФ, а также определение полномочий органов гос-ной власти (органов местного самоуправления) и органов управления гос-ными внебюд.ными фондами по формированию дох.ов бюд-ов, источников финансирования дефицитов бюд-ов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Принцип самостоятельности бюд-ов Принцип самостоятельности бюд-ов означает: право и обязанность органов гос-ной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюд-ов и эффективность использования бюд.ных ср-в; право и обязанность органов гос-ной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюд.ный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов гос-ной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налах и сборах нали и сборы, дох-ы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюд.ы бюд.ной системы РФ; право органов гос-ной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расх-ования ср-в бюд-ов (за исключением расх-ов, финансовое обеспечение которых осущ-ся за счет межбюд.ных субсидий и субвенций из других бюд-ов бюд.ной системы РФ); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет дох.ов и источников финансирования дефицитов других бюд-ов бюд.ной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет ср-в двух и более бюд-ов бюд.ной системы РФ, за счет ср-в консолидированных бюд-ов или без определения бюд.а, за счет ср-в которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; право органов гос-ной власти и органов местного самоуправления предоставлять ср-ва из бюд.а на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами гос-ной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюд.ных трансфертов; недопустимость введения в действие в течение текущего фин-ого года органами гос-ной власти и органами местного самоуправления изменений бюд.ного законодательства РФ и (или) законодательства о налах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расх-ов и (или) снижению дох.ов других бюд-ов бюд.ной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюд.ах, предусматривающих компенсацию увеличения расх-ов, снижения дох.ов;
недопустимость изъятия дополнительных дох.ов, экономии по расходам бюд-ов, полученных в результате эффективного исполнения бюд-ов.
1. Принцип равенства бюд.ных прав субъектов РФ, муницип. образований
Принцип равенства бюд.ных прав субъектов РФ, муницип. образований означает определение бюд.ных полномочий органов гос-ной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование нал-овых и ненал-овых дох.ов бюд-ов субъектов РФ и местных бюд-ов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюд.ных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Договоры и соглашения между органами гос-ной власти РФ и органами гос-ной власти субъектов РФ, органами гос-ной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
Принцип полноты отражения дох.ов, расх-ов и источников финансирования дефицитов бюд-ов Принцип полноты отражения дох.ов, расх-ов и источников финансирования дефицитов бюд-ов означает, что все дох-ы, расходы и источники финансирования дефицитов бюд-ов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюд.ах.
Принцип сбалансированности бюд.а Принцип сбалансированности бюд.а означает, что объем предусмотренных бюд.ом расх-ов должен соответствовать суммарному объему дох.ов бюд.а и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюд.а, связанных с источниками финансирования дефицита бюд.а и изменением остатков на счетах по учету ср-в бюд-ов.
При составлении, утверждении и исполнении бюд.а уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюд.а.
Принцип результативности и эффективности использования бюд.ных ср-в Принцип результативности и эффективности использования бюд.ных ср-в означает, что при составлении и исполнении бюд-ов участники бюд.ного процесса в рамках установленных им бюд.ных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ср-в или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюд.ом объема ср-в.
Принцип общего (совокупного) покрытия расх-ов бюд-ов Принцип общего (совокупного) покрытия расх-ов бюд-ов означает, что расходы бюд.а не мо. быть увязаны с определенными дох.ами бюд.а и источниками финансирования дефицита бюд.а, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюд.е в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюд-ов бюд.ной системы РФ;
ср-в целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, ср-в самообложения граждан;
расх-ов бюд.а, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; расх-ов бюд.а, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных видов ненал-овых дох.ов, предлагаемых к введению (отражению в бюд.е) начиная с очередного фин-ого года.
Принцип прозрачности (открытости) Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в ср-вах массовой информации утвержденных бюд-ов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюд-ов, а также доступность иных сведений о бюд.ах по решению законодательных (представительных) органов гос-ной власти, представительных органов муницип. образований;
обязательную открытость для общ-ва и ср-в массовой информации проектов бюд-ов, внесенных в законодательные (представительные) органы гос-ной власти (представительные органы муницип. образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюд-ов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа гос-ной власти (представительного органа муницип. образования), либо между законодательным (представительным) органом гос-ной власти (представительным органом муницип. образования) и исполнительным органом гос-ной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюд.ной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюд.а отчетного, текущего и очередного фин-ого года (очередного фин-ого года и планового периода). Секретные статьи мо. утверждаться только в составе фед-го бюд.а.
Принцип достоверности бюд.а Принцип достоверности бюд.а означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета дох.ов и расх-ов бюд.а.
Принцип адресности и целевого характера бюд.ных ср-в Принцип адресности и целевого характера бюд.ных ср-в означает, что бюд.ные ассигнования и лимиты бюд.ных обязательств доводятся до конкретных получателей бюд.ных ср-в с указанием цели их использования.
1. Принцип подведомственности расх-ов бюд-ов Принцип подведомственности расх-ов бюд-ов означает, что получатели бюд.ных ср-в вправе получать бюд.ные ассигнования и лимиты бюд.ных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюд.ных ср-в, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюд.ных ср-в не вправе распределять бюд.ные ассигнования и лимиты бюд.ных обязательств распорядителям и получателям бюд.ных ср-в, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюд.ных ср-в в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса. Распорядитель и получатель бюд.ных ср-в мо. быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюд.ных ср-в только одного главного распорядителя бюд.ных ср-в.
Подведомственность получателя бюд.ных ср-в главному распорядителю (распорядителю) бюд.ных ср-в возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правит-ва РФ, высшего исполнительного органа гос-ной власти субъекта РФ, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюд.ных ср-в как учреждения главным распорядителем бюд.ных ср-в от имени соответственно РФ, субъекта РФ, муницип. образования.
2. Принцип единства кассы Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюд.а, за исключением операций по исполнению бюд-ов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов гос-ной власти РФ, органов гос-ной власти субъектов РФ, муницип.и правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муницип. образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
Бюд.уст-во РФ опр-ся ее гос.федеративным устройством и закреплено Конституцией РФ. РФ состоит из республик, краев, областей, городов фед значения, автономной области, автономных округов — равноправных суб РФ. Республика (гос-во) имеет свои конституцию и закон-во. Край, область, город фед значения, автономная обл, автономный округ имеют свои устав и закон-во. Федеративное устройство РФ основано на ее гос.целостности, единстве гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и органами гос власти суб РФ. Субъекты РФ имеют свои бюд-ты, к-ые пред-ют в совокупности БСРФ.
БСРФ пред-ет собой целостную совок-ть бюд-тов всех ур-ней основанную на принципах построения бюд.системы федеративного гос-ва.
Статья 10 БК РФ закрепляет в РФ трехур-невуь бюд-тную систему: 1ур — фед-ый бюд-т и бюд. госу внебюд.фондов; 2 ур — бюд-ты суб РФ и бюд тер-ых гос внебюд.фондов; 3ур — местные бюд. Каждый из бюд-тов на своем ур-не служит фин-ой базой для деят-ти соотв-щих гос или местных органов.
БСРФ включает: ФБ РФ; 21 республиканский бюд-т республик в составе РФ;55 краевых и областных бюд; бюд-ты 2 городов: М и С-П;1 бюд-т автономной области;10 бюд-тов автономных округов;29 тысяч местных бюд-тов (районные, городские, поселковые и сельские бюд-ты). Главной особенностью правовых отношений явл наличие у их участников юр.прав и обязанностей.
БКРФ выделяет понятие консолид.бюд субъекта РФ, а также консол.бюд РФ. Консол.бюд субъекта РФ пред-ет собой свод бюд-тов тер-ьных образований, находящихся на тер-ии субъекта Федерации.
Консол.бюд РФ пред-ет собой свод бюд-тов всех субъектов РФ.
ФБ и бюд-ты гос внебюд.фондов разраб-ся и утв-ся в форме фед.законов; бюд субъектов РФ и бюд-ты тер-ных гос внебюд.фондов разраб-ся и утв-ся в форме законов субъектов РФ; местные бюд-ты разраб-ся и утв-ся в форме правовых актов представит.органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниц.образований.
Годовой бюд-т любого уровня составляется на один фин год, к-ый соотв-ет календар.году.
Каждый из бюд-тов служит фин базой для деят-ти соотв-щих гос или местных органов.