Новые экономические основы анализа эффективности
В последние годы появилось огромное количество методик анализа хозяйственной деятельности, основу которых составляют фундаментальные положения организации деятельности субъектов хозяйствования, теории рынков, финансов и современные концепции менеджмента. Приведем наиболее известные из них.
v Теория портфеля
Теория портфеля была предложена Г. Марковицем -- лауреатом Нобелевской премии в сфере экономики (1990). Изначально она ориентировала на эффективное управление портфелем ценных бумаг, но в дальнейшем нашла применение в управлении портфелями заказов, технологий, других элементов бизнеса. Согласно этой теории, совокупный уровень риска, присущего хозяйственной деятельности, может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфели. Основной причиной такого снижения является отсутствие положительной связи между доходностью большинства видов активов.
Теория портфеля предполагает следующие действия:
· для минимизации риска рисковые активы объединяются в портфели;
· уровень риска по каждому отдельному виду активов измеряется не изолированно от остальных активов, а с позиции его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля;
· оптимальный портфель определяется по точке касания кривых безразличия «риск--доходность», характеризующих предпочтения лица, которое принимает решение, и кривой, ограничивающей множество эффективных портфелей по критерию максимальной доходности при определенном риске.
v Модель оценки доходности финансовых активов
Модель оценки доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model -- CAPM) разработана Д. Линтнером, Я. Мойссином и лауреатом Нобелевской премии по экономике У. Шарпом. Она позволяет конкретизировать уровня риска и требуемой доходности. Согласно этой модели, требуемая доходность рисковых активов представляет собой функцию безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг и индекса колебаний доходности данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем. Ее основная идея: дополнительный риск должен вознаграждаться дополнительной доходностью.
v Модель ценообразования опционов
Опцион -- это право, но не обязательство купить или продать какие-либо активы по заранее оговоренной цене в течение определенного периода. Реализация опциона зависит от решения его держателя. Формализованная модель ценообразования опционов (Option Pricing Model -- OPM) была предложена в 1973 г. Ф. Блэком и М. Шоулзом. Первоначально с ее помощью объяснялись особенности финансовых инструментов, но дальнейшем она стала использоваться для выявления выгод сделок с новыми продуктами, технологиями и другими элементами бизнеса, по сути являющихся опционами на преимущество в будущем.
v Методика экономической добавленной стоимости
Экономическая добавленная стоимость -- методика экономического управления предприятием, в которой главным критерием оценки проектов и результатов деятельности служит показатель «экономической добавленной стоимости» (Economic Value Added -- EVA), определяемый чистой прибылью за вычетом платы за используемый капитал. EVA была предложена С. Стюартом и зарегистрирована как торговая марка компании «С. Стюарт и К». Экономическая добавленная стоимость рассчитывается по следующей формуле:
EVA = (ROI – WACC) К,
где, ROI (Return On Investment) -- доход на капитал как чистая прибыль за год по отношению к капиталу; WACC (Weighted Average Cost of Capital) -- средневзвешенная цена капитала; К -- весь инвестируемый капитал на начало года за вычетом кредиторской задолженности, по которой не начисляются проценты.
Параметры могут рассчитываться с использованием данных бухгалтерского учета, что весьма удобно для аналитиков, хотя при этом за пределами анализа остаются стратегические цели и возможности. В соответствии с EVA, расходы на исследования и разработки, а также маркетинговые издержки считаются инвестициями и амортизируются исходя из срока их предполагаемой окупаемости. Они подразумевают получение прибыли в последующие годы, а не только в год, когда произведены затраты.
Решения предприятий, имеющих положительную EVA, можно признать рациональными, а предприятий с отрицательной EVA -- ошибочными: они растрачивают свой капитал и движутся к банкротству. Эффективность EVA доказана практикой: курс акций компаний, внедривших эту методику (например, компании «Кока-Кола»), постоянно растет.