По специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
« СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет туризма сервиса и спорта
Кафедра управления и технологий в туризме и сервисе
Допущен к защите: зав. кафедрой, д.э.н.,д.м.н.,профессор Ветитнев А.М. «_____»______________ 2015г. | |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Повышение конкурентоспособности средств туристского
размещения (на примере ЗАО СПА-Отеля «Весна»)»
По специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Выполнил:
студент(ка) 10-ЗСТ
(группа)
Семак Анастасия Викторовна
(ФИО)
___________________________
(подпись)
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Зеленская
Ольга Александровна
Сочи, 2016
Содержание
стр
ВВЕДЕНИЕ | |||
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В ТУРИЗМЕ | ||
1.1. | Конкурентоспособность в системе управления туристическим предприятием | ||
1.2. | Формирование конкурентных преимуществ предприятий средств размещения | ||
1.3. | Применение маркетинговых технологий в системе управления конкурентоспособностью средств размещения | ||
2. | ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО СПА ОТЕЛЯ «ВЕСНА» | ||
2.1. | Организационное устройство ЗАО СПА-Отеля «Весна» | ||
2.2. | Исследование факторов конкурентоспособности предприятий оказывающих гостиничные и санаторно-курортные услуги | ||
2.3. | Оценка уровня конкурентоспособностиЗАО СПА Отеля «Весна» | ||
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗАО СПА-ОТЕЛЯ «ВЕСНА» | |||
3.1. | Рекомендации по улучшению конкурентных позиций | ||
3.2. Определение эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО СПА Отеля «Весна» | |||
Заключение | |||
Приложения | |||
Список литературы |
Введение
Актуальность темы исследования. Повышение уровня конкурентоспособности туристических предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема туристической отрасли в целом. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность туристических предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляет собой эффективным механизм естественного регулирования кризисных явлений экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка. Для эффективного функционирования организации на рынке туристических услуг периодично проводить оценку конкурентоспособности как всей туристической организации, так и предприятий, которые существенно влияют на конкурентоспособность туристского предприятия, в частности речь идет о средствах размещения.
Оценка конкурентоспособности средств размещения производится с целью определения возможных способов повышения конкурентных позиций туристских предприятий, реализующих пакет услуг, а также, выявления сильных и слабых сторон конкурентной борьбы по отдельным направлениям исследования конкурентоспособности, разработки мероприятий по закреплению сильных и устранению слабых сторон деятельности туристского предприятия.
Степень изученности темы. В настоящее время проблема управления конкурентоспособностью организации широко освещена в литературе, в частности, среди отечественных можно выделить Ю. Еленеву, П. Завьялова, Е. Козлову, С. Коломийцева, В. Царева, Р. Фатхутдинова и других. Выдающийся американский исследователь в данной области - М. Портер. Наиболее разработанными как в отечественной, так и в зарубежной литературе являются вопросы оценки уровня конкурентоспособности. В то время, как многие аспекты процесса управления конкурентоспособностью предприятия относительно слабо освещаются в современной экономической литературе. Слабо разработанными также являются прикладные аспекты проблемы конкурентоспособности применительно к предприятиям средств размещения и санаторно-курортной сферы.
Целью дипломной работы была оценка текущего уровня конкурентоспособности предприятия и разработка мероприятий по его повышению.
Поставленная цель выпускной квалификационной работы требует решения следующих задач:
- определение экономической сущности категории «конкурентоспособность» и методических подходов к ее оценке;
- определение места маркетинга в системе управления конкурентоспособностью;
- оценка уровня текущей конкурентоспособности исследуемого предприятия;
- определение направлений повышения конкурентоспособности предприятия;
- оценка эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования дипломной работы выступает ЗАО СПА-Отель «Весна», специализирующееся на оказании гостиничных и санаторно-курортных услуг в г. Сочи.
Предметомисследования выступают организационно-экономические отношения, определяющие аспекты формирования системы управления конкурентоспособностью.
Методологической и теоретической основойисследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблеме управления конкурентоспособностью предприятия, нормативно-правовые акты Российской Федерации, инструктивные материалы, материалы, размещенные в сети Интернет.
Фактологическая база исследования представлена периодическими экономическими изданиями, формами первичной статистической и бухгалтерской отчетности анализируемого предприятия - ЗАО СПА-Отель «Весна», статистической информацией, размещенной на официальных сайтах сети Интернет.
При написании дипломной работы использованы методы экспертных оценок на основе ранжирования факторов, методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия (интегральный метод на основе использования различных способов агрегирования показателей оценки, метод построения многоугольника конкурентоспособности).
Научная значимостьдипломной работы заключается в том, что выводы и предложения, полученные в результате исследования, могут быть использованы в качестве информационного материала при изучении проблемы повышения конкурентоспособности как средств размещения в туризме, так и предприятий, оказывающих санаторно-курортные услуги.
Практическая значимость дипломной работызаключаются в следующем:
- проведена оценка уровня конкурентоспособности конкретного предприятия, результаты которой могут быть использованы при определении стратегии и тактики анализируемого предприятия, а также предложенные мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.
Структура работы.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложения, содержит 80 страниц печатного текста, 8 таблиц, 5 рисунков, 15 формул, 3 приложения.
Во введении рассмотрена актуальность темы исследования, степень ее разработанности в современной литературе по проблемам управления предприятиями в туризме, выделены цель и задачи исследования, выбран объект и предмет исследования, представлена характеристика теоретико-методологической базы исследования, экономико-статистической базы исследования, представлена структура выпускной квалификационной работы, её теоретическая и практическая значимость.
В первой главе дипломной работы рассмотрено теоретическое содержание категории «конкурентоспособность организации», произведён обзор определений данной категории, обозначены основные этапы управления конкурентоспособностью предприятия и представлена их развернутая характеристика, сделаны выводы по теоретической части.
Вторая глава содержит результаты исследования организационного устройства и направлений деятельности ЗАО СПА-Отель «Весна», а также реализацию ключевых этапов методики оценки уровня конкурентоспособности предприятия, оказывающего санаторные услуги. В частности, на основе предварительного опроса экспертов были выделены факторы конкурентоспособности предприятия данной сферы. Затем с использованием процедуры ранжирования экспертами были отсеяны незначимые факторы оценки конкурентоспособности. Агрегирование показателей оценки в интегральный показатель уровня конкурентоспособности предприятия предложено осуществлять на основе одного из следующих подходов или использования их комбинаций: способ суммы мест, балльной оценки, балльной оценки с учетом коэффициентов весомости факторов конкурентоспособности.
В третьей главе выделены основные конкурентные преимущества и слабости анализируемого предприятия, представлено характеристика и экономическое обоснование предлагаемых рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности ЗАО СПА-Отель «Весна».
В заключении сделаны выводы по всем частям дипломной работы, представлено краткое изложение предложений.
Предприятием
Конкурентоспособность туристического предприятия контролируется прежде всего в процессе диагностики финансового состояния предприятия, а также его технико-экономического состояния и рыночной устойчивости [5]. Диагностика направлена на мониторинг конкурентоспособности предприятия.
Управленческая деятельность всегда сопровождается повышенным риском ошибок со стороны человеческого фактора. Связано это с высокой степенью динамики как внутренних факторов конкурентоспособности предприятия, так и внешних факторов, а также уровнем компетентности управленческих кадров предприятия. При этом от объективности оценок диагностики предприятия во многом зависит успех предупреждения кризиса или его преодоления.
Размещение - самый важный элемент туризма. Нет размещения - нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов. Гостиничная индустрия суть системы гостеприимства. Она и исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории человечества — уважения гостя, торжества его приема и обслуживания. Нужно отметить, что есть туристские центры и местности, живущие исключительно за счет транзитных туристов и экскурсионного обслуживания. Но в этом случае для получения значительных доходов туристский продукт должен иметь значительный уклон в сторону товарной составляющей.
Диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика – это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики – исследовательский, поисковый, познавательный процесс [6].
Процесс диагностики туристического предприятия на предмет конкурентоспособности состоит из таких процедур, как:
- накопление информационной базы для проведения диагностики. Эта база включает в себя фактические и плановые данные по основным показателям деятельности предприятия, проверяемым в процессе диагностики, а также динамику сопоставимых показателей, нормы и нормативы по рассматриваемым показателям деятельности, данные по предприятиям-аналогам;
- определение параметров контроля, т.е. цифр, отражающих реализуемые долгосрочные цели фирмы, ее миссию и видение. Также в качестве параметров контроля могут выступать так называемые нормы или эталонные значения;
- оценка конкурентоспособности продукта и в целом предприятия;
- комплексный анализ финансового состояния предприятия, проводимый на определенную фиксированную дату для выявления финансовой результативности деятельности предприятия и анализа правильности размещения его капитала;
- анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, позволяющий оценить технический уровень использования экономических ресурсов предприятия;
- определение основных причин, приведших предприятие к достигнутому состоянию;
- составление прогноза развития предприятия на будущее с учетом сложившихся условий [5].
Следовательно, оценка конкурентоспособности предприятия является важнейшим этапом диагностики состояния предприятия, осуществляемой в процессе антикризисного управления.
Представим определения категории конкурентоспособности, позволяющие лучше понять сущность данного термина (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Определения конкурентоспособности предприятия
Определение конкурентоспособности | Источник |
Конкурентоспособность – это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех служб предприятия, а также его активности относительно внешних факторов | Завьялов П.С., Демидов В.Г. Формула успеха: маркетинг.- М.: Межд. отн., 2011. – 304 с. |
Конкурентоспособность – это реальная и потенциальная способность фирмы в соответствующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов | Argegti Paul. The portable MBA desk reference//An Essential Business Companijn. – London, 1994. – 241 p. |
Конкурентоспособность предприятия определяется его финансовым состоянием | Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия. – М.: ИНФРА-М., 2013.- 176 с. |
Конкурентоспособность – обладание производителем, предприятием преимуществ (экономических, технических, организационных) перед конкурентами, которые дают ему возможность снижать издержки производства, повышать качество продукции, более часто обновлять ее ассортимент, расширять производство, устойчиво занимать определенную долю рынка (рыночную нишу) и получать высокие доходы. | Энциклопедический словарь по экономике / В.Г. Золотогоров, Минск.: Полымя, 2012. – 571 с. |
Конкурентоспособность включает большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров | Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг, 2013. - №3.- С.13 |
Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличие развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность фирмы характеризует возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции | Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2012.– 240 с. |
Конкурентоспособность предприятия – это не только показатель, характеризующий преимущества его перед конкурентами, но и индикатор степени защищенности хозяйственного субъекта от банкротства, что, в свою очередь, есть результат эффективности антикризисного управления его деятельностью. Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не выработано единого общепринятого определения экономической категории «конкурентоспособность туристического предприятия», несмотря на множество трактовок данного понятия, предлагаемых различными авторами. Исследователи пытаются вложить в достаточно емкой форме в определение сущность такого многогранного понятия, как конкурентоспособность предприятия.
В системе управления конкурентоспособностью туристического предприятия оценка конкурентоспособности осуществляется с целью разработки конкурентных стратегий, позволяющих позиционировать деятельность предприятия по отношению к основным партнёрам и конкурентам, а также для определения сильных и слабых сторон предприятия по отношению к основным партнёрам и фирмам-конкурентам, а также разработки мероприятий по закреплению сильных и усилению слабых позиций предприятия.
Среди существующих методических подходов оценки уровня конкурентоспособности предприятия наиболее распространен интегральный метод оценки, позволяющий получить комплексный показатель уровня конкурентоспособности предприятия по целому ряду ключевых факторов конкурентоспособности, характерных для современного уровня развития рассматриваемой отраслевой сферы деятельности. Обычно в интегральном методе одновременно в оценке участвуют как факторы конкурентоспособности продукта, так и туристического предприятия в целом. Это усложняет задачу оценки и снижает ее точность.
Примерный перечень факторов конкурентоспособности туристического предприятия:
- физический объем продаж или показатель выручки от продаж;
- рыночная доля фирмы, %;
- удобство месторасположения предприятия;
- время работы, лет;
- имидж;
- показатели финансовой результативности деятельности;
- ценовые факторы;
- известность и конкурентоспособность предприятий-партнёров;
- параметры используемых технологий;
- уровень качества продукта;
- эффективность используемых средств продвижения товара на рынок;
- показатель срока исполнения услуги;
- уровень сервиса;
- уровень известности продукта (услуг) [19].
Выбор факторов конкурентоспособности для оценки уровня конкурентоспособности представляет собой достаточно сложную задачу. Данный выбор осуществляется с учетом отраслевых особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятий, факторов внешней среды.
Поскольку можно выделить достаточно большое число факторов, способных оказать влияние на конкурентоспособность туристического предприятия, а также с учетом того, что действие факторов конкурентоспособности зачастую разнонаправлено при расчете показателя конкурентоспособности предприятия применяют обобщающие оценки [20]:
- метод суммы мест;
- метод балльной оценки;
- метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов.
Метод суммы мест. Туристическое предприятие и его основные партнёры или конкуренты по каждому фактору конкурентоспособности получают определенные места в соответствии с их конкурентным характеристиками, затем места каждой фирмы суммируются и получается обобщенная оценка конкурентоспособности предприятия. Чем меньше сумма мест, тем выше уровень конкурентоспособности.
В основе метода балльной оценки лежит использование балльной шкалы для оценки позиции фирм-конкурентов по каждому фактору конкурентоспособности. При суммировании баллов, полученных каждой фирмой получается показатель, отражающий уровень конкурентоспособности фирмы. Чем выше сумма баллов, тем выше конкурентоспособность предприятия.
Метод балльной оценке аналогичен предыдущему только предполагает взвешивание показателей по весам их важности для конкурентоспособности предприятия данной отраслевой сферы, например средств размещения. оценку конкурентоспособности которых мы и будем производить в ходе исследования.
Интегральный показатель уровня конкурентоспособности туристического предприятия рассчитывается по отношению к наиболее сильному конкуренту по формулам [13].
(1.1)
(1.2)
где П – интегральный показатель конкурентоспособности предприятия;
Бп – оценка предприятия, баллы;
Бк – оценка наиболее сильного конкурента, баллы;
- сумма мест наиболее сильного конкурента;
- сумма мест предприятия.
Т.к. одновременный учет факторов и конкурентоспособности продукта, и конкурентоспособности туристического предприятия в рамках одной интегральной оценки затруднительно, был предложен усовершенствованный вариант интегрального метода который как раз и предусматривает отдельный учет факторов конкурентоспособности продукта и предприятия. Показатель конкурентоспособности в данном случае представляет собой произведение уровня конкурентоспособности продукта (услуги), К, и индекса относительной эффективности производственной деятельности, Iэф (1.1)[7]:
(1.3)
Расчет индекса относительной эффективности производственной деятельности туристического предприятия осуществляется на основе модификации таких показателей, как уровень рентабельности и объем продаж. В частности могут использоваться различные показатели рентабельности (рентабельность реализации, рентабельность продаж, рентабельность капитала, выработка, показатели оборачиваемости активов и т.п. Кроме обозначенных показателей в расчетах используется совокупность показателей, отражающих финансовое состояние предприятия, такие, как коэффициент независимости, риска, коэффициент самофинансирования текущих капиталовложений, коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности оборотных активов и др.
Однако данный метод не учитывает маркетинговые аспекты деятельности предприятия в целом: маркетинговую поддержку товара или товарной массы (используемые инструменты комплекса маркетинговых коммуникаций и их эффективность, имидж фирмы, организацию сбыта и др.), характеристику целевых рынков (темпы роста, доступность, привлекательность, острота конкуренции).
При оценке конкурентоспособности туристического предприятия используются методы, в которых основной акцент делается на конкурентоспособность услуг и продукта.
«Метод профилей» представляет собой оценку конкурентоспособности туристического предприятия по качеству продукции. Он базируется на положениях теории маркетинга. Процедура оценки включает три этапа:
- устанавливаются требования рынков сбыта товара фирмы, определяется, насколько удовлетворяются эти требования конкурирующими товарами в сравнении с идеальным продуктом, который хотел бы иметь потребитель;
- решается вопрос о том, каким должен быть созданный продукт, чтобы его можно было сбывать с обеспечением максимальной рентабельности;
- анализируется работа сбытового подразделения фирмы и всей товаропроводящей сети в сопоставлении с аналогичными подразделениями конкурентов [39].
По результатам анализа строятся косвенные обобщенные показатели или система показателей конкурентоспособности. Чаще всего это достигается с помощью построения многоугольников конкурентоспособности (сектограмм) (рис. 1.1).
Позиция конкурента |
Позиция фирмы |
Цена |
Сбыт |
Продвижение |
Обслуживание |
Рыночная атрибутика Качество |
Рисунок 1.1. Многоугольник конкурентоспособности тур. предприятия
Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, представленных в виде векторов.
Выделяют методы оценки конкурентоспособности туристического предприятия, в которых основной акцент ставится на показатели эффективности деятельности предприятия в ущерб маркетинговым факторам и показателям качества и конкурентоспособности товара. К числу таких методов относится функциональный метод и так называемый метод оценки степени риска фирм.
В функциональном методе главную роль играют экономические показатели деятельности фирм: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска продукции, норма прибыли и т.д. [7].
Использование в практической деятельности рассмотренных методик комплексно или индивидуально позволяет не только оценить собственный уровень конкурентоспособности предприятия на рынке, но и определить состояние предполагаемых партнеров по бизнесу.
Решающим фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность продукции.
Под конкурентоспособностью продукта понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик турпродукта, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени [43, 44].
Количественная оценка конкурентоспособности продукта туристического предприятия включает в себя следующие этапы:
- выбор наиболее конкурентоспособного продукта на рынке в качестве образца для сравнения и оценки конкурентоспособности;
- определение набора сравниваемых параметров обоих продуктов;
- расчет интегрального показателя конкурентоспособности турпродукта предприятия [8].
Оценка конкурентоспособности продукта производится на основе показателей нормативно-производственных, потребительских и экономических параметров.
Нормативно-производственные параметры – патентная чистота турпродукта, соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам [26].
Для оценки уровня нормативных параметров используется специальный показатель, который имеет только два значения – 1или 0. Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) рассчитывается как произведение частных показателей по данному параметру:
(1.4)
где qi – частный показатель по i –тому нормативному параметру;
n – число нормативных параметров, подлежащих оценке.
Потребительские параметры характеризуют потребительские свойства турпродукта. Экономические параметры – экономические свойства (составляющие цены потребления).
Потребительским и экономическим параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по каждой группе параметров. При определении относительных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок.
Далее определяют параметрический индекс по каждому параметру –отношение значений параметра товара и образца.
Сводный индекс по потребительским параметрам:
(1.5)
где m –число анализируемых потребительских параметров;
aj– вес j-го параметра (параметрического индекса);
Пj – значение параметрического индекса j-го параметра.
Сводный индекс по экономическим параметрам:
(1.6)
где l –число анализируемых экономических параметров;
–вес k-го параметра (параметрического индекса);
Э k –значение параметрического индекса k- го параметра.
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности изделия:
.
(1.7)
Если интегральный показатель относительной конкурентоспособности изделия превышает единицу (К >1), то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < 1, уступает, если К= 1 – находится на одинаковом уровне.
ЗАО СПА-Отеля «Весна»
Закрытое акционерное общество - СПА Отель «Весна», является юридическим лицом, создано и действует в соответствии с гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Общество создано 9 сентября 1993 года в результате реорганизации арендного предприятия «Туристско-коммерческая фирма «Весна» (город Сочи) путем преобразования в соответствии с Постановлением Президиума Краснодарского Краевого Совета Профсоюзов от 17 декабря 1992 года № 42-12 «О создании акционерного общества «Весна» и зарегистрировано как ЗАО - Отель «Весна». В ноябре 1999 года было переименовано в открытое акционерное общество «Курортно-оздоровительный туристско-экскурсионный комплекс пансионат «Весна» на основании изменений и дополнений в уставе общества, зарегистрированных Приказом Муниципального учреждения «Регистрационно-муниципальная палата города Сочи» от 25 ноября 1999 года № 1105. Не сегодняшний день ЗАО - Отель «Весна» является предприятием санаторно-курортной отрасли[3].
Общество является престижным местом отдыха и лечения отдыхающих, входит в число красивых, благоустроенных и любимых санаторно-курортных организаций г. Сочи. ЗАО СПА – Отель «Весна» располагает шикарной материальной базой, способствующей предоставлению широкого спектра медицинских и гостиничных услуг. Отель активно продвигает свои услуги на внутренних площадках современных туристских услуг, тем самым обеспечивая высокую загрузку гостиничного фонда Отеля.
Уставный капитал общества составляет 37 471 500 рублей. Он составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, в том числе из: 8327 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 4500 рублей.
ЗАО СПА- Отель «Весна» осуществляет деятельность в сфере санаторно-курортного отдыха и лечения с момента создания. Данное предприятие является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на извлечение прибыли от своей деятельности. Основные виды его деятельности – прописаны в уставе организации и используются в полном представлении для получение прибыли, а именно:
- туристско-экскурсионные услуги;
- спортивно-оздоровительные услуги;
- строительство;
- внешнеэкономическая деятельность;
- торговля, посредническая деятельность, организация общественного питания;
- производство товаров народного потребления;
- производство, закупка и переработка сельскохозяйственной продукции;
- эксплуатация объектов газового хозяйства;
- эксплуатация котлонадзора;
- отпуск тепловой энергии, ГВС;
- эксплуатация автотранспорта.
Сегодня предприятие располагает двумя спальными корпусами, которые находятся на балансе организации и обладают общей емкостью в 1693 койко-места.
ü 15 этажный корпус «Глобус» на 943 мест:
- 26 двухкомнатных двухместных номеров «люкс» с балконом, раздельным санузлом, ванной «Джакузи», комфортабельной мебелью, телевизором, холодильником, телефоном;
- 53 одноместных однокомнатных номеров с балконом, раздельным санузлом, телевизором, холодильником, телефоном;
- 373 однокомнатных двухместных номеров со всеми удобствами;
- 10 люкс апартаментов.
ü 5-ти этажный корпус «Азимут» на 375 мест:
- 75 двухместных и 75 трехместных номеров с удобствами на 2 номера.
Кроме того, на балансе предприятия числятся:
- ресторан «Весна» на 1050 посадочных мест (питание отдыхающих);
- ресторан «Виктория» на 80 посадочных мест;
- зал DVD на 250 мест;
- пляж протяженностью 150 м, прокат пляжного инвентаря;
- автостоянка;
- магазины;
- сауна;
- парикмахерская;
- лечебное отделение;
- бар «Ядран» на 24 места в фойе пансионата;
- газовая котельная.
Организация принимает на отдых и лечение посетителей разных возрастных категорий в том числе родителей с детьми, а также Отель располагает возможностью приёма и обслуживания инвалидов. Для отдельных категорий посетителей – участников бизнес-тренингов, конференций, совещаний и т.д. ЗАО СПА – Отель «Весна» работает круглогодично, в то время как в зимний период времени поток отдыхающих заметно снижается. Сроки обслуживания по санаторно-курортным путевкам определяются в зависимости от желания отдыхающих, но не могут быть менее 12 дней т к. меньший период лечения не даёт положительного эффекта от проведённого курса.
ЗАО СПА - Отель «Весна» является закрытым акционерным обществом. В результате его деятельности, проводимых реорганизаций, сложившихся традиций сформировалась определённая, присущая только этой организации, со своими особенностями структура управления.Высшим органом управления Отеля традиционно является общее собрание акционеров.
Собрание учредителей или акционеров, согласно устава предприятия, является высшим органом управления. Набор функциональных компетенций данного органа управления включает:
- изменения устава;
- изменение уставного капитала;
- избрание директоров ЗАО;
- рассмотрение и утверждение результатов деятельности предприятия за отчётный период (год);
- создание или ликвидация структурных подразделений или филиалов;
- реструктуризация и закрытие ЗАО.
По сложившейся традиции предприятие по итогам финансового года проводит главное собрание акционеров и директоров. Перерыв между такими главными собраниями может быть не более 15 месяцев. На итоговом собрании учредителей утверждается годовой отчет директора, финансовый отчёт, отчёт по прибылям и убыткам; избираются управляющие компанией на очередной финансовый год, а также назначается независимый аудитор и устанавливается оплата за проведение аудиторских проверок. Как правило такие вопросы выносятся на открытое голосование.
Бывают случаи проведения и тайного голосования. В этом случае, секретарь совета директоров общества заранее готовит именные бюллетени, с указанием полного наименования имени учредителя или его представителя, долю его участия в акционерном капитале, долю собственности, а также варианты возможных ответов при голосовании. В том случае, если учредитель не присутствует на собрании, он обязан прислать представителя с доверенностью или предоставить доверенность для голосование Совету директоров. Учредитель считается не участвующим в голосовании, если он отсутствует, если нет доверенности для голосования и если нет представителя от учредителя. Из числа учредителей собрание назначает генерального (исполнительного) директора общества. Генеральный директор избирается сроком на 5 лет.
В рамках нашего исследования, считаем целесообразным провести краткий анализ организационной структуры ЗАО СПА Отеля «Весна» и исследовать её на предмет эффективности взаимодействия руководителей подразделений в процессе исполнения функций управления. Для этого, в первую очередь нужно отследить направления движения управленческой информации на оперативном уровне, а затем на основе анализа управленческой отчётности определить существуют ли проблемы или недостатки в организации и функционировании существующей системы управления.
Итак, организационная система управления ЗАО СПА Отеля «Весна», представляет собой иерархически устроенную систему, которая функционирует благодаря линейно-функциональными связям, налаженным между сотрудниками организации, и сотрудниками управленческих структур. Оперативное управление процессом обслуживания гостей пансионата, осуществляется путём выстроенной и зафиксированной иерархии управленческих взаимодействий. Очевидно, что начинать анализ посторонние системы управленческого учета. следует также опираясь н