Современные методы оперативного управления и их влияние на эффективность деятельности туристского предприятия
Введение услуги потребительского кредитования в туристическом предприятии ИП Адаманова С.А. является методом оперативного управления предприятием малой формы собственности в туристической отрасли и способом увеличения объема продаж при общем снижении покупательской способьнеости.
Проанализировав выше работу туристского агентства ИП Адаманова С.А. по договору франчайзинга с франчайзером «TEZ TOUR», мы видим, что это сотрудничество является выгодным для обеих сторон. Франчайзинговая система увеличивает объем продаж предприятия малого бизнеса, способствует привлечению большого количество туристов, в конечном итоге ведёт к росту экономической эффективности и прибыли агентства.
Так, в условиях постоянно изменяющегося рынка услуг, менеджменту туристического предприятия, использующего в своей деятельности франчайзинговую форму сотрудничества, необходимо регулярно проводить мероприятия, повышающие эффективность деятельности компании:
- повышение и улучшение имиджа турпредприятия;
- проведение мероприятий кадрового аудита туристского агентства;
- применение маркетинговых стратегий развития турпредприятия;
- разработка и предложение новых направлений и дополнительных услуг.
Подробнее остановимся на каждом из этих пунктов.
Повышение и улучшение имиджа турпредприятия.
В июне 2012 года, подписав франчайзинговый договор с туристской фирмой «TEZ TOUR» предприятие ИП Адаманова С.А. получило свой имидж. Теперь это не отдельное туристское агентство, а туристическое предприятие малой формы собственности, объединенное в сеть, с одной целью и миссией под одним общеизвестным именем. Соответственно, потенциальные потребители услуг ИП Адаманова С.А. воспринимают компанию по – новому, она растет и развивается, значит, улучшаются условия и качество предоставляемых услуг.
Проведение мероприятий кадрового аудита туристского агентства. С началом использования франчайзинговой системы ведения бизнеса, все менеджеры прошли аттестацию, обучение, получили дополнительную квалификацию, а также по договору обязаны повышать ее 3-4 раза в год, путем общих семинаров и тренингов сети.
Применение маркетинговых стратегий развития турпредприятия. У оператора «TEZ TOUR» на сайте размещен удобный модуль поиска, с помощью которого каждый клиент может в домашних условиях выбрать тур и посмотреть его стоимость. Также ИП Адаманова С.А. регулярно размещают рекламные материаолы, в том числе статьи, баннеры, на сайтах г.Сочи.
Разработка и предложение новых направлений и дополнительных услуг в ИП Адаманова С.А. продиктовано изучением спроса потребителей и непосредственным контактом с покупателями туров и услуг. При вынесении таких предложений компании франчайзеру менеджеры туристического агентства ИП Адаманова С.А. рассчитывают на завоевание новых, дополнительных сегментов рынка путем увеличения перечня и доступности туристских услуг.
Туристическое предприятие ИП Адаманова С.А. постоянно повышает качество и эффективность работы различными способами, динамично развивается, и максимально используют весь потенциал компании.
Как было сказано выше, туристический бизнес имеет свою явную социальную направленность. Люди с уровнем дохода выше среднего являются постоянными клиентами ИП Адаманова С.А. Следовательно, есть перспектива развития предприятия и дальнейшее увеличение объема продаж услуг в условиях франчайзингового договора за счет привлечения туристов со средним уровнем дохода. Освоение указанного сегмента возможно путем обеспечения доступности предоставляемых услуг. В этой связи, увеличение количества туристов возможно с помощью альтернативного метода – введением услуги потребительского кредитования в офисе компании. Многие люди, относящиеся к среднему классу, пользуются услугами кредита для поездки на отдых в банке. Для того, чтобы повысить уровень обслуживания, расширить число клиентов, сервис, на наш взгляд, следует предложить потенциальным туристам оформить путевку в кредит в офисе туристского агентства.
Основным преимуществом введения новой услуги является то, что для турагентства не требуется дополнительных затрат и вложений. Говоря о компании в туристском бизнесе, можно отметить, что введение новой услуги не приведет компанию к увеличению рисков. Наоборот, увеличится количество клиентов, а, следовательно, повысятся обороты и прибыль компании.
Потребительский кредит – это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров или услуг с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера. Главной особенностью данного кредита является то, что он выдается на покупку определенной услуги. При этом расчеты с компанией банк производит самостоятельно безналичным путем – клиент денег на руки не получает. [47].
Одним из главных преимуществ вступления ИП Адаманова С.А. во франчайзинговую сеть является упрощение доступа к кредитным ресурсам. Франчайзер может выступать гарантом в кредитных отношениях. Кроме того, финансово- кредитные учреждения более лояльно относятся к кредитованию франчайзи международных компаний, зачастую предоставляя им финансовые ресурсы на льготных условиях.
Тем самым, наше предложение состоит в том, чтобы ввести услугу потребительского кредитования в туристское агентство ИП Адаманова С.А. Договор планируется заключить с несколькими банками, так как это позволит захватить больший сегмент. Подписывать договор с одним банком не целесообразно, так как у потребителей может быть недоверие именно к этому банку, а с другим он не раз вступал в кредитные отношения, и имеет хорошую кредитную историю. Поэтому нужно предоставить клиенту право выбора.
Мы предлагаем подписать договор о сотрудничестве с пятью банками, устойчиво функционирующих на территории г.Сочи – ЗАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ 24», ОАО «Промсвязьбанк», ООО «Хоум Кредит», и ОАО «Альфа-банк».
ЗАО «Сбербанк» - это универсальная кредитная организация, с государственным участием в капитале, предоставляющая широкий спектр банковских услуг и продуктов для корпоративных клиентов и частных лиц. Банк входит в число 10 крупнейших банков России, а по ряду направлений входит в число лидеров рынка [54].
ОАО ВТБ 24 — один из крупнейших российских коммерческих банков. Является дочерним банком Банка ВТБ, специализируется на розничных операциях и кредитовании малого и среднего бизнеса.
ПАО «Промсвязьбанк» — российский частный банк. Полное наименование — Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк». Кроме того, в деловой практике часто используется сокращение ПСБ. Штаб-квартира — в Москве. В рейтинге российских банков занимает 11 место.
«Хоум Кредит энд Финанс Банк», один из лидеров российского рынка банковской розницы, работает на российском рынке с 2002 года [48].
ООО «Альфа-банк» — крупнейший российский частный коммерческий банк. По данным рейтингов РБК и Forbes на конец 2010 года — седьмой в России банк по объёму активов (среди частных банков — первый). Главный офис расположен в Москве [48].
Именно поэтому, мы считаем, выбор этих банков для потребительского кредитования в туристской организации целесообразным.
Многолетний опыт использования потребительского кредитования доказал свою эффективность в различных сферах. Мы считаем, что введение данной услуги в туристскую компанию положительно отразиться на ее финансовых результатах.
Рисунок 3.1. Алгоритм применения услуги потребительского кредита в туристической организации
Источник: составлено автором
Механизм предоставления услуги потребительского кредита предельно прост:
1. Клиент выбирает туристический продукт.
2. Менеджер рассчитывает стоимость.
3. Менеджер предлагает воспользоваться услугой кредитования.
Клиент может воспользоваться услугой потребительского кредитования, если:
- Возраст 21-69 лет включительно;
- Гражданин РФ;
-Имеет постоянную регистрацию в любом из регионов присутствия кредитно-кассовых офисов Банка (субъекте РФ) и фактически проживаете в регионе (субъекте РФ) оформления кредита.
4.Менеджер предлагает выгодные условия (банк, срок кредита, ежемесячный платеж, сумма переплаты, возможность долгосрочного вложения).
Согласно договору об организации системы оформления и выполнения услуг в кредит для клиентов Туристического агенства ИП Адаманова С.А. кредитные организации предлагают снижение процентной ставки на 1,5%.
5. Клиент и банк заключают кредитный договор.
Для оформления туристской путевки в кредит необходимо иметь при себе паспорт РФ, а также заграничный паспорт.
Далее необходимо заполнить с менеджером (кредитным экспертом) заявку на кредит и в течение 5 минут дождаться решения банка о возможном размере кредита.
6. Клиент и турфирма заключают турагентский договор
7. Менеджер выдает график платежей, турпутевку, квитанции для оплаты.
Вся процедура оформления документов, необходимых для выдачи кредита, займет не более 20 минут. В течение трех банковских дней банк обязан перечислить денежные средства на счет туристской компании. Такая форма кредитования выгодна и клиенту, и туристской фирме: кредиты стимулируют рост продаж, а оформление кредита экспертом осуществляется прямо в офисе агентства. Следует отметить, что, выдавая кредит без справок о зарплате, банк идет на определенный риск, и этот риск компенсируется повышением процентной ставки. Потребительский кредит и сейчас занимает лидирующие позиции среди других видов кредитов. Зачастую взять кредит – это единственная возможность приобрести необходимый товар или услугу без накопления.
Для расчета эффективности наших предложений, нам необходимо спрогнозировать число потенциальных клиентов, которые могли бы воспользоваться предлагаемой услугой. С этой целью нами была разработана анкета (см. прил. 2) и проведено исследование.
Для того, чтобы получить более точные данные, в анкетировании использовались три самых популярных направления отдыха среди жителей нашего города – Тайланд, Греция, ГОА.
Приведенные ранее данные показывают, что за 2015 год, пользуясь услугами турагентства ИП Адаманова С.А. в Тайланд выехало 224 человека, в Грецию – 157, а в ГОА – 96 человек, то есть всего – 477 человек.
Результаты исследования показали, что из 150 опрошенных, 37 человек согласны отправиться в путешествие с использованием услуги потребительского кредита. Это составляет 25% опрошенных. Причем, из них 15 человек выбирают Тайланд, 12 человек – Греци. и 10 – Индию.
Значит, за 2015 год – 477 чел, а в прогнозе: 477 * 1,25 = 596 чел.
Приблизительная стоимость туров на июль:
Греция – 30 000 руб.
Тайланд – 40 000 руб.
Индия – 35 000 руб.
Так как, туристская компания состоит во франчайзинговой сети «TEZ TOUR», то получает дополнительное агентское вознаграждение – 14%.
Себестоимость туров:
30 000 – 14% = 25 800 руб.
40 000 – 14% = 34400 руб.
35 000 – 14% = 30100 руб.
ИТОГО: 90300 руб.
Зная приблизительную стоимость в летний сезон по выбранным трем направлениям, мы можем посчитать валовую выручку за год до введения услуги потребительского кредитования и после.
С индексом 1 – до использования услуги
С индексом 2 – после введения услуги
Валовая выручка 1 = 105 000 * 477 = 50 085 000 руб.
Валовая выручка 2 = 105 000 * 596 = 62 580 000 руб.
Теперь посчитаем себестоимость тура с учетом количества человек:
С/C 1 = 90 300 * 477 = 43 073 100 руб.
С/C 2= 90 300 * 596 = 53 818 800 руб.
Используя полученные данные, мы можем рассчитать годовую валовую прибыль и прогнозируемую валовую прибыль.
Валовая прибыль 1 = 50 085 000 – 43 073 100 = 7 011 900 руб.
Валовая прибыль 2 = 62 580 000 – 53 818 800 = 8 762 000 руб.
ИП Адаманова С.А. использует упрощенную систему налогооблажения, выбрав в качестве налоговой базы (доходы – расходы * 15%)
Зная это, посчитаем сумму налогов, отчисляемых в год без использования новой услуги и с введением новой услуги.
∑ налогов 1: 7 011 900 – 15% = 1 051 785 руб.
∑ налогов 2: 8 762 000 – 15% = 1 314 300 руб.
∑ налогов увеличилась на 262 000 руб. в год, что позволяет сделать вывод, что увеличиваются отчисления в краевой и городской бюджеты (в виде налогов).
Теперь рассчитаем чистую прибыль предприятия по трем направлениям.
Чистая прибыль 1: 7 011 900 – 1 051 785 = 5 960 115 руб.
Чистая прибыль 2: 8 762 000 – 1 314 300 = 7 447 700 руб.
На основе полученных данных мы можем оценить целесообразность применяемых мер. Это можно сделать путем использования показателей эффективности и результативности. Эффективность - соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов.
Исходя из определения эффективности, установить этот показатель без определения затрат не представляется возможным. Результативность определяется как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Таким образом, для оценки результативности находим отношение чистой прибыли прогнозируемой к настоящей.
Результативность: 7 447 700 / 5 960 115 = 1,25
То есть, с введением данной услуги и не неся дополнительных издержек. объем продаж агентства может увеличиться на 25%. Введение любых мероприятий по увеличению объема продаж компании должно вести к увеличению отчислений в бюджеты разных уровней и в консолидированный бюджет. Это отражается показателем бюджетной эффективности. Бюджетная эффективность отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Данный показатель мы можем рассчитать на основе сумм налоговых отчислений:
Итак увеличение суммы налоговых отчислений рассчитаем путем прогнозных расчётов:
1 314 300 – 1 051 785 = 262515 руб.
При этом бюджетная эффективность будет равна примерно:
1 314 300/ 1 051 785 = 1,25
Помимо этого, после введения услуги потребительского кредитования туристское агентство ИП Адаманова С.А. привлекает новый сегмент рынка, тем самым увеличивает количество клиентов, а значит и прибыль компании. Хотелось бы отметить, что при введении данной услуги, ИП Адаманову С.А. не требуется дополнительных расходов и вложений, но, несмотря на это, увеличивается объем продаж и прибыль компании.
Основным мотивом для внедрение в хозяйственную деятельность данного предприятия этой услуги, является доступность туристской услуги .
В результате многолетней работы на рынке туристских услуг туристическое агентство ИП Адаманова С.А. приобрело стабильную клиентскую базу. Среди определенной категории людей, агентство зарекомендовало себя как проверенный поставщик туристских услуг. Следовательно, наблюдается положительная динамика роста объема продаж. В данный момент, наиболее эффективно будет выбрать стратегию завоевания нового сегмента рынка. Это возможно реализовать с помощью введения в компанию предложенных нами услуг, а именно услуги потребительского кредитования, разработки программы по корпоративному выезду за границу. Считаем, что эти мероприятия будут востребованными и результативными для туристского агентства ИП Адаманова С.А.
В результате совместной работы автора с руководством туристического агенства ИП Адаманова С.А. был спрогнозирован результат внедрения предложений по итогам сложного анализа продаж туров в данном предприятии, точных расчетов, постоянного мониторинга выручки от продаж и прогнозирования будущих периодов с учётом нестабильного курса иностранных валют, которые применяются в расчётах за продажу новых туров.
Исследования, проведённые в ходе написания дипломной работы дают основания полагать, что в результате предложенных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса оперативного управления туристическим предприятием малой формы собственности, должна несколько измениться вся структура продаж на данном предприятии. Предполагается увеличение продаж туров средней ценовой категории. В условиях кризиса и неопределённости менеджеры туристического предприятия ИП Алдаманова С.А, которое использует франчайзинговую форму сотрудничества с представителями крупного бизнеса, готовы применить нетрадиционные методы оперативного управления. Прогноз плана продаж построен на изменении курса национальной валюты в сторону уменьшения и объясняется увеличением продаж туров с более лояльной ценой, при условии сохранения продаж туров дорогостоящих направлений.
Рисунок 3.2 Плановая структура продаж туров по зарубежным направлениям ИП Адаманова С.А. официального представителя компании «TEZ TOUR»
Рисунок 3.3 Плановая структура продаж туров по внутренним направлениям ИП Адаманова С.А. официального представителя компании «TEZ TOUR»
Такой подход даст возможность предприятию сохранить в условиях кризиса прежний уровень оборота, круг постоянных клиентов, привлечь своего покупателя среднего уровня достатка и сохранить устоявшийся перечень предлагаемых туров и услуг. С учетом разработанных рекомендаций осуществлен прогноз эффективности предложенных мероприятий оперативного управления туристическим предприятием малой формы собственности с применением франчайзинговой формы взаимодействия с крупной туристической компанией «TEZ TOUR». По нашему мнению, реализация данных мероприятий приведет к росту объема продаж по отдельным позициям и к устойчивому функционированию предприятия в нестабильных экономических условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях крупный и малый бизнес в отрасли туризма уже не могут функционировать изолированно, т.к. эти две формы бизнеса выгодно дополняют друг друга, а объективные обстоятельства современного хозяйствования ведут к тесному сотрудничеству и интеграции этих двух секторов экономики. В настоящее время получили распространение многие виды такого сотрудничества, в том числе оказался перспективный вид партнёрства с использованием франчайзинга. В этих условиях крупная фирма создает свою собственную внутреннюю инфраструктурную сеть, охватывающую весь объём «бизнес-функций», и которая направлена на реализацию нематериального актива (товара, финансов, юридических, рекламных, услуг по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых услуг и т.д.). Такие виды бизнес-сотрудничества дают возможность обеспечить партнерам, путём заключения определённых контрактных отношений, взаимовыгодную поддержку в вопросах достижения общих целей бизнеса, поддержку в конкурентной борьбе, создании новых туристических предприятий малых форм собственности с выходом на новые региональные и географические рынки.
Целью дипломной работы было изучение теоретических положений и выработка рекомендаций по совершенствованию инструментов оперативного управления туристским предприятием малой формы собственности с применением франчайзинговой формы взаимодействия с представителем крупного бизнеса компанией «TEZ TOUR»
Цель исследования, проведённого процессе написания дипломной работы достигнута полностью, а именно:
- изучены и систематизированы теоретические аспекты франчайзинговых форм экономических отношений малого и крупного бизнеса в туризме;
- проанализированы принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов и выявлены положительные и отрицательные особенности оперативного управления туристским предприятием в направлении расширения сотрудничества с крупным бизнесом;
- исследован механизм функционирования туристского предприятия малой формы собственности, использующего франчайзинг;
- сформулированы предложения по совершенствованию системы оперативного управления туристским предприятием на основе франчайзинга.
Объектом исследования дипломной работы стало туристское предприятие ИП Адаманова С.А., использующего в своей деятельности франчайзинговую форму взаимодействия с представителем крупного бизнеса в туризме компанией «TEZ TOUR».
Предметом исследования дипломной работы стали управленческие отношения, возникающие в процессе разработки и принятия управленческих решений, в вопросах оперативного управления туристским предприятием, работающего с использованием франчайзинга.
На основании полученных данных можно утверждать, что франчайзинг как форма взаимодействия крупного и малого предпринимательства в туризме достаточно интересен, перспективен и эффективен. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей. Стимулируя развитие франчайзинговых сетей в туризме, с одной стороны, контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого и крупного предпринимательства в России.
Нами сформулированы основные особенности управления предприятием малой формы собственности в туризме:
- элементы управления и управленческие решения менеджеров малого туристического предприятия должны учитывать потребности целевого и второстепенных покупательских сегментов;
- услуги, включённые в перечень предоставляемых услуг, должны учитывать основные и сопутствующие потребности, т.е. составлять комплекс;
- процесс ценообразования на услуги должен строится с учетом покупательской способности сегментов, а также обеспечивать рентабельность малого туристического предприятия.
В результате проведённого теоретического анализа, мы пришли к выводу, что мировая практика организации туристического бизнеса доказала: франчайзинг – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. Франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. Именно таким предприятием в туризме является ИП Адаманова С.А. в г.Сочи.
Для достижения цели дипломной работы проведены исследования механизмов функционирования ИП Адаманова С.А., использующего в своей коммерческой деятельности форму франчайзингового взаимодействия и стало очевидным, что туристическая компания организует незабываемые туры, путешествия любой сложности по всему миру, отдых и лечение на всемирно известных курортах, отдых в экзотических странах, экскурсионные туры, круизы, свадебные путешествия, горнолыжные туры. Сотрудники агенства каждый год проходят аттестацию, благодаря которой подтверждают свою лицензию. Специально для турагенства создан сайт http://sochi.tez-tour.com аналогичный сайту TEZ TOUR, где описана информация о агентстве и сотрудниках, контакты и местонахождение, выставлены фотографии офиса.
Франшиза дает большое преимуществ в работе малому туристическому предприятию. Туристы г. Сочи имеют возможность звонить на единый бесплатный справочный номер TEZ TOUR 8 800 700 78 78, а предприятие имеет право использовать всю атрибутику компании, что делает её более узнаваемой и выделяет среди всех турагентств.
.
Отличительная особенность туристического бизнеса является ярко выраженный социальный характер, который является очень прибыльным и перспективным для дальнейшего развития. Система оперативного управления туристическим предприятием держится на «трёх китах»:
4. Формирование перечня услуг;
5. Составление коммерческих предложений.
6. Диверсификация бизнеса.
Франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом.
Из практики ведения бизнеса ИП Адаманова С.А. можно отметить, что компании-партнёры, являясь туристсическими предприятиями и имея право на процент прибыли франчайзи, как франчайзеры финансово заинтересован в эффективной экономической деятельности каждой франшизной точки ИП Адаманов С.А. Именно поэтому компании-франчайзеры оказывают всестороннюю поддержку предприятию ИП Адаманову С.А., как своему давнему и надёжному партнёру.
Так, в условиях постоянно изменяющегося рынка услуг, менеджменту туристического предприятия, использующего в своей деятельности франчайзинговую форму сотрудничества, необходимо регулярно проводить мероприятия, повышающие эффективность деятельности компании:
- повышение и улучшение имиджа турпредприятия;
- проведение мероприятий кадрового аудита туристского агентства;
- применение маркетинговых стратегий развития турпредприятия;
- разработка и предложение новых направлений и дополнительных услуг.
Тем временем, наше основное предложение состоит в том, чтобы ввести услугу потребительского кредитования в туристское агентство ИП Адаманова С.А. Договор планируется заключить с несколькими банками, так как это позволит захватить больший сегмент. Подписывать договор с одним банком не целесообразно, так как у потребителей может быть недоверие именно к этому банку, а с другим он не раз вступал в кредитные отношения, и имеет хорошую кредитную историю. Поэтому нужно предоставить клиенту право выбора.
Мы предлагаем подписать договор о сотрудничестве с пятью банками, устойчиво функционирующих на территории г.Сочи – ЗАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ 24», ОАО «Промсвязьбанк», ООО «Хоум Кредит», и ОАО «Альфа-банк».
Такой подход даст возможность предприятию сохранить в условиях кризиса прежний уровень оборота, круг постоянных клиентов, привлечь своего покупателя среднего уровня достатка и сохранить устоявшийся перечень предлагаемых туров и услуг. С учетом разработанных рекомендаций осуществлен прогноз эффективности предложенных мероприятий оперативного управления туристическим предприятием малой формы собственности с применением франчайзинговой формы взаимодействия с крупной туристической компанией «TEZ TOUR». По нашему мнению, реализация данных мероприятий приведет к росту объема продаж по отдельным позициям и к устойчивому функционированию предприятия в нестабильных экономических условиях.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф – Электрон. дан. – [М, 2011].
2. Постановление ГД ФС РФ от 26.11.2010 N 4532-5 ГД «О проекте Федерального закона N 392449-5 «О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф – Электрон. дан. – [М, 2011].
3. Волков, А. С., Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. – М.: Вершина, 2006. – 328 с.
4. Довгань, В.В., Франчайзинг: путь к расширению бизнеса: (Организация, технология, методы, аспекты). Практическое пособие для предпринимателей. - Тольятти: Дока-Пресс, 2014. - 231 с.
5. Есютин, А. А., Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 424 с.
6. Качканов, В.П., Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории / Сборник статей участников международной научной конференции «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории». Том 1 / под ред. д.э.н. К.А. Хубиева - М.: ТЕИС, 2016. – 129 с.
7. Лебедев, В.И., Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. – СПб.: Вектор, 2016. – 160 с.
8. Матанцев, А. Н., 600 способов продвижения торговой марки. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2012. – 352 с.
9. Мендельсон М., Руководство по франчайзингу: пер. С англ. – М.: Соваминко, 2013. - 176 с.
10. Рыкова, И.В., Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. – М.: Современная экономика и право, 2014. – 224 с.
11. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса / под ред. Д. Н.Землякова, М. О. Макашева, - М.: Юнити-Дана, 2013. - 223 с.
12. Шейн, С., От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании / пер. с англ. О.В. Теплых; под науч. редакцией Е.Е. Козлова – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2012. – 208 с.
13. Артеменков, И. А. Стоит начать с франчайзинга // Экономика и жизнь. – 2015. – № 6. – С. 22-26.
14. Балахонцев, А. А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России // Вопросы гуманитарных наук. – 2015. - №3. – С. 63-67.
15. Бондаренко, Ю. А. Франчайзинг и перспективы его развития в России // Финансы. – 2010. – № 3. – С. 20-27.
16. Васильев, Н. М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. – 2014. – № 2. – С. 26-29.
17. Жиков, Я. Л. Франшиза – начало успешного бизнеса // Управление компанией. – 2015. – № 1. – С. 10-11.
18. Иванов Г. Н. Франчайзинг // Настольный помощник турагента «Тонкости продаж». – 2011. – № 11. – С. 87.
19. Ковалева, Л. Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе // Экономика и управление. – 2008. – № 1. – С. 122-125.
20. Ковалевский, А. Д. Групповой метод // Бизнес-журнал. – 2016. - №4. – С. 12-14.
21. Ленц, Е. Брэнд или формат: проблема выбора // Бизнес-журнал. – 2015. – № 10. – С. 28-31.
22. Лесник, А.Л. Проблемы и перспективы франчайзинга в гостиничном бизнесе России //Отель. – 2015. – № 1. – С. 23-29.
23. Ливандовская, А.Д. Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник ДВГАЭУ. – 2014. - № 3 (11). – С. 23-32.
24. Маккоскер, К. Франчайзинг - пример взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей // Малый бизнес, рынок и общество. – 2012. – №6. – С. 85-91.
25. Марков, С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2013. - № 3. – С. 104-107.
26. Митягин, В. Г. Правда о франчайзинге // Бизнес-журнал. – 2014. – № 17. – С. 54-56.
27. Новосельцев, Р. П. Оценка коммерческой концессии // Хозяйство и право. – 2011. – № 6. – С. 16-21.
28. Орлова, О. Договор франчайзинга // Право и экономика. – 2014. - № 7. – С. 45-47.
29. Панина, М. Н. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги. – 2014. - № 2. – С. 9.
30. Панюкова, В. В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 75-80.
31. Панюкова, В. В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 6. – С. 88-93.
32. Рыкова, И. В. За что платит франчайзи? // Бизнес для всех. – 2007. - № 10. – С. 8-12.
33. Савина А. В. Каталог франшиз: общественное питание, розничная торговля, услуги // Секрет фирмы. – 2008. - № 15. – С. 122-165.
34. Статкуса, А. П. Франшизные соглашения: перспективный путь // Человек и труд. – 2016. – №2. – С. 95-97.
35. Суханов, В. А. Коммерческая концессия // Хозяйство и право. – 2015. – № 5. – С. 15-23.
36. Танавская, Л. В. С вывеской на перевес // Коммерсантъ. – 2016. - № 25. – С. 17-21.
37. Тотьев, К. П. Коммерческая концессия // Известия делового мир. – 2012. – № 5. – С. 11-17.
38. Филипова, И. А. Успешный опыт применения франчайзинга в сфере услуг // Маркетинг услуг. – 2015. - № 2. – С. 192-199.
39. Экнодносова, О. Г. Распространенность отечественных франчайзинговых туристских сетей в ЦФО РФ // Практический маркетинг. – 2015. - № 4. – С. 30-32.
40. Ахматова О. Т. Особенности развития франчайзинга на российском рынке. – Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
41. Баканова С. Г. Франчайзинг в России: перспективы развития. – Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
42. Великанова, О. О. Чем привлекателен франчайзинг? – Режим доступа: http://www.konkurent.ru
43. Качканов, В. П. Система франчайзинг в России: проблемы и перспективы // Российский экономический интернет-журнал: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и соц. отношений. - 2016. - Режим доступа: 15http://www.e-rej.ru/Articles/2016/Kachkanov.pdf
44. Несенюк Н. П. Мировая практика развития франчайзинга. – Режим доступа: http://www.deloshop.ru
45. Николаенко, А. Л. Секреты франчайзинга «по-русски» // Готовый бизнес в России. – Режим доступа: http://www.bportal.ru
46. Рыкова, И.В. Франчайзинг в России в 2015 году. – Режим доступа: http://www.fpsr.ru
47. Официальный сайт«Банк-клиент.ру». – Режим доступа:http://www.bank-klient.ru
48. Официальный сайт Далькомбанка. – Режим доступа:http://www.dalcombank.ru
49. Официальный сайт Информационного Агентства «Забмедиа». – Режим доступа: http://www.zabmedia.ru
50. Официальный сайт компании «FreePle». – Режим доступа: http://www.freeple.ru
51. Официальный сайт компании «PEGAS Touristik». – Режим доступа: http:// www.pegast.ru
52. Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга. – Режим доступа: http://www.franchise.org
53. Официальный сайт ОТП Банка. – Режим доступа: http://credit.ru/bank/show
54. Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ). – Режим доступа: http://www.rarf.ru
55. Энциклопедия франчайзинга. – Режим доступа:
Интернет- источники
1. http://www.znaytovar.ru/s/Optimizaciya-tovarnogo-assortim.html
2. http://polbu.ru/ambler_marketing/ch07_all.html
3. http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-1/3/3.htm
4. http://www.nkj.ru/archive/articles/9018/.
5. http://www.pmoney.ru/2014.
6. Экономическая библиотека - http://economy-lib.com/povyshenie-urovnya-razvitiya-franchayzinga-na-predpriyatiyah-sfery-uslug#ixzz45t7QMhJf
ПРИЛОЖЕНИЕ 1