Традиционный франчайзинг Современный франчайзинг
Рисунок 1.6. Эволюционное развитие франчайзинга по отраслям
Как показывает мировой опыт, франчайзинг наиболее интенсивно развивается в тех странах и сферах бизнеса, где существует возможность добиться максимального охвата территории и, следовательно, существенного роста прибыли. Привлекательность этого бизнеса для кандидатов во франчайзи подтверждается статистикой Международной ассоциации франчайзинга. В среднем, более 85% независимых малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование в течение пяти лет, а в системе франчайзинга – лишь 14%; в США новая франчайзинговая точка регистрируется каждые 8 минут рабочего дня; число крупных франчайзинговых сетей превысило 1500 в более 75 сферах бизнеса при средней плотности в 230 франчайзинговых точек на одного франчайзера[28].
В нашей стране такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 году. С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года - количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз.
В настоящее время больше половины российских франчайзинговых систем можно отнести к небольшим (по классификации журнала Economist к таковым относятся системы с менее чем 30 точками). 28% франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом наблюдается тенденция к укрупнению франчайзинговых систем. В России можно выделить восемь основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг (Рис.1.7).
На диаграмме, изображенной на рисунке 1.7. можно видеть, что из представленных восьми основных видов деятельности лидером является торговля, которая занимает 46% рынка франчайзинга, 22% рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание (11%), сфера развлечений, путешествий и спорта (9%). Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса (уборка офисных и производственных помещений, бухгалтерское обслуживание и др.), но как видно, наибольшей популярностью пользуется розничная торговля и питание.
Рисунок 1.7. Применение франчайзинговых систем по сферам деятельности в России [на основе 14]
Популярность товарного франчайзинга объясняется тем, что обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров. Для региона присутствие крупных франчайзеров крайне выгодно как по чисто экономическим причинам (создание значительного числа рабочих мест, вовлечение более широких слоев населения в современные экономические процессы), так и на более широком уровне (постепенное нивелирование степени экономического развития между регионом и центром, качественные преобразования в развитии региона, особенно в части инфраструктуры услуг, товаров и работ).
Значение франчайзинга для российской экономики переоценить сложно. Для франчайзера – это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи – развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для страны экономику в целом. Он полезен тем, что:
- повышает общую культуру предпринимательских отношений;
- способствует созданию новых рабочих мест;
- способствует приобретению новых идей, методов и технологий в бизнесе;
- создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;
- привлекает иностранные инвестиции в экономику.
Одним из главных недостатков, благодаря которым можно считать франчайзинговые контракты ассиметричными, являются условия, ограничивающие деятельность франчайзи как предпринимателей. Они должны вести предпринимательскую деятельность так, как определит франчайзер в руководстве по управлению предприятием. Поэтому необходимы механизмы, позволяющие регулировать взаимоотношения контрагентов.
Крупные компании стремятся к расширению влияния, как в сфере производства, так и на рынке. Это можно сделать двумя способами: за счет инвестирования собственных средств и за счет привлечения дополнительного капитала малых фирм, экономя на строительстве своих филиалов.
А малые фирмы получают возможность осуществлять предпринимательскую деятельность, используя хорошую репутацию и престижную торговую марку, экономя при этом на продвижении товара на рынок, рекламе, маркетинговых исследованиях.
Система франчайзинга обладает следующими преимуществами по сравнению с собственной сетью.
Во-первых, система франчайзинга рассматривается как способ привлечения капитала с меньшими, чем в случае использования финансовых посредников, издержками. Таким образом, происходит экономия на издержках мобилизации капитала для расширения бизнеса.
Во-вторых, эффективность совместной деятельности между крупным и малым бизнесом в туризме связана с сокращением издержек на ведение и расширение бизнеса и с уменьшением риска осуществления предпринимательской деятельности в условиях быстрой смены вкусов потребителей.
В-третьих, система франчайзинга позволяет экономить на издержках мониторинга со стороны франчайзера в зависимости от следующих факторов: состояния информационной инфраструктуры, действенности механизма контроля, наличия неформальных отношений между франчайзером и франчайзи.
В-четвертых, система франчайзинга позволяет экономить на издержках получения и поиска информации. Франчайзер не обладает полной информацией о конкретных условиях спроса на новом рынке, поэтому он использует предпринимателей, обладающих локальной информацией.
Одной из главных проблем контрактных отношений является несовпадение интересов у франчайзера и франчайзи, обусловленное ограниченностью ресурсов и неполнотой информации, приводит, в условиях отсутствия эффективных ограничений, к принятию последним решений, неоптимальных с точки зрения франчайзера. Обладание франчайзи большей по сравнению с франчайзером информацией о деталях порученных ему задач, собственных возможностях и действиях обусловлено меньшими издержками на ее приобретение. Высокие издержки приведения в исполнение контракта и измерения эффективности результатов деятельности франчайзи создают стимулы к уклонению от контрактных обязательств.
На наш взгляд, одной из основных особенностей взаимодействия активных элементов, которыми в данном случае являются крупный и малый бизнес в туризме, является проблема устойчивости отношений. Серьезность этой проблемы заключается в том, что, потратив много сил на налаживание данного взаимодействия, тому или другому предприятию, а иногда и обоим начинает казаться, что оно для них не выгодно, что влечет за собой невыполнение договорных обязательств и последующий разрыв договора. Совершенно очевидно, что для того, чтобы существенно снизить вероятность такого исхода, предприятия должны быть уверены в выполнение договорных обязательств. Следовательно, нужны специальные механизмы для гарантии выполнения контракта.
В результате проведённого теоретического анализа, мы пришли к выводу, что мировая практика организации туристического бизнеса доказал: франчайзинг – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. Франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. Именно таким предприятием в туризме является ИП Адаманова С.А. в г.Сочи.
Для достижения цели дипломной работы проведём исследование механизмов функционирования ИП Адаманова С.А., использующего в своей коммерческой деятельности форму франчайзингового взаимодействия.