Коммерческая концессия (франчайзинг)

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав , принадлежащих правообладателю, в том числе право на наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию , а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д.

Договор коммерческой концессии - договор предпринимательский. Он используется для создания хозяйственных комплексов, расширения рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя.

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования применительно к определенному виду предпринимательской деятельности (продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг).

Договор коммерческой концессии – возмездный, взаимный, двухсторонний, консесуальный. Сторонами договора могут быть коммерческие организации или индивидуальные предприниматели.

Главным условием договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав правообладателя (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая информация – ноу-хау), передаваемый пользователю. Может быть предусмотрена договором передача и других исключительных прав, например, на промышленный образец или программу для ЭВМ. При определении цены договора обычно учитывается репутация фирмы-правообладателя.

Существенным условием является и форма договора. Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение этого условия влечет его недействительность. Кроме того, договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации.

Вознаграждение по договору может выплачиваться правообладателю в форме фиксированных разовых («паушальных») или периодических («роялти») платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи и в иной форме.

Обязанности правообладателя по договору:

- передать пользователю всю информацию, необходимую для осуществления прав по договору, проинструктировать пользователя и его работников;

- выдать пользователю предусмотренные договором лицензии.

Если иное не предусмотрено договором, правообладатель, кроме того, обязан оказывать всяческое содействие пользователю, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников; контролировать качество товаров (работ, услуг) пользователя.

В обязанности пользователя входит:

- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование правообладателя;

- обеспечивать качество товаров (работ, услуг) не ниже качества соответствующих товаров (работ, услуг) правообладателя;

- соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение характера, способов и условий комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем;

- оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они бы могли рассчитывать при обращении непосредственно к правообладателю;

- не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

- информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует исключительные права правообладателя по договору коммерческой концессии.

Договором могут быть предусмотрены ограничения прав сторон, такие как: обязательство правообладателя не передавать другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на закрепленной за пользователем территории; обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем; отказ пользователя от получения аналогичных прав от конкурентов правообладателя и т.д. Однако считаются ничтожными такие ограничения, в силу которых: правообладатель вправе определять цену товаров (работ, услуг) пользователя; пользователь вправе продать товары (работы, услуги) исключительно определенной категории покупателей (заказчиков).

По требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), предъявленным к пользователю, правообладатель несет субсидиарную ответственность. Таким образом, закон устанавливает повышенные гарантии для потребителей концессионных товаров (работ, услуг).

Пользователь имеет право заключить договор коммерческий концессии на новый срок на тех же условиях. Преимущественное право пользователя действует в течение трех лет.

К договору коммерческой концессии наряду с общими правилами изменения и расторжения договора применяются специальные правила. Соглашение сторон об изменении и досрочном расторжении договора подлежит государственной регистрации.

Если договор заключен без указания срока, каждая из сторон вправе отказаться от него в любое время, предупредив другую сторону за 6 месяцев.

Договор коммерческой концессии прекращается: в случае прекращения прав правообладателя на фирменное наименование и коммерческое обозначение; в случае банкротства правообладателя или пользователя.

Прекращение же исключительного права, принадлежащего правообладателю, не служит основанием для прекращения договорных отношений. Договор продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву. Пользователь в данных обстоятельствах может потребовать уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю.

ВОПРОСЫ:

1. Без каких условий договор коммерческой концессии не может быть заключен?

2. Какие ограничения прав сторон может предусматривать договор франчайзинга?

3. Должен ли правообладатель оказывать содействие пользователю в его деятельности после передачи комплекса исключительных прав, предусмотренных договором?

4. Как регулируется ответственность за ненадлежащее качество лицензионных товаров?

Наши рекомендации