Институциональные особенности системы франчайзинга в туризме: анализ преимуществ и недостатков

В экономической системе любой страны сосуществуют предприятия и частная собственность разных уровней. Подавляющее большинство предприятий в туризме составляют средние и малые предприятия - индивидуальные, партнерства, разнообразные кооперативы, закрытые и открытые акционерные общества. Крупных собственников сравнительно немного, но именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность страны, на ее место в глобальной экономике.

Инфраструктура туристских предприятий сферы туризма со специфическим соотношением малых, средних и крупных организаций формировалась по мере усиления конкуренции и развития научно-технического про­гресса. Совершенствование и расширение интеграции ком­муникационных сетей способствовало управлению большими потоками туристов и созданию филиалов - территориально рассредоточенных туристских организаций.

В современных условиях развития туристического бизнеса стали появляться специфические формы их организации: мультипрофильные корпорации, ассоциируемый туризм, франчайзинг. Наиболее приемлемой формой организации сетей сферы туризма, как было уже сказано в разделе 1.1, в современных условиях является франчайзинг, представляющий собой соединение большого и малого бизнеса, позволяющее максимально реализовать инициативу и имеющийся потенциал отдельного предпринимателя на основе имеющихся ресурсов (рис. 1.5).

Чтобы малое предпринимательство отрасли туризма эффективно развивалось и функционировало, а крупный бизнес оставался «мощным экономическим каркасом национальной экономики» необходимо их взаимодействие между собой. Одной из таких популярных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в туризме и является франчайзинг.

Институциональные особенности системы франчайзинга в туризме: анализ преимуществ и недостатков - student2.ru

Рисунок 1.5. Схема взаимодействия малого и большого бизнеса в системе франчайзинга (Авторская разработка.)

Франчайзер отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью. Из множества определений франчайзинга наилучшим образом подходит для данного исследования такое не очень строгое определение: франчайзинг - это метод тиражирования успешных малых предприятий. Указанный метод весьма эффективен, благодаря двум ключевым франшизным технологиям: практическому обучению бизнес - процессам, позволяющему включить в туристический бизнес не очень опытных, но активных людей, и системе субфранчайзинга, позволяющей строить сетевой бизнес на больших территориях [14]

Итак, франчайзер - это владелец франшизы, то есть владелец бизнеса, который он развивает в виде множества одинаковых по форме и содержанию малых бизнесов, или как их часто называют "точек". Под точкой понимается, например, магазин, кафе, прачечную, салон красоты и другие подобные предприятия.7

В современных экономических реалиях франчайзинг является одной из наиболее прогрессивных и эффективных моделей взаимодействия крупного и малого предпринимательства, что объясняется пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, достаточно эффективно адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

Следует отметить, что франчайзинговая система отношений, между крупными и малыми предприятиями, обладает рядом преимуществ:

- повышается степень выживаемости малых предприятий, работающих на основе франчайзинга, так как они опираются на опыт и поддержку крупного бизнеса и работают на уже освоенных им сегментах рынка, а крупные компании могут достичь своих поставленных целей путем снижения риска и своих издержек;

- возможность быстрого создания широкой сети малых предприятий, действующих в сфере торговли и услуг, что ведет к таким положительным эффектам, как снижение безработицы, максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, пополнение госбюджета, франчайзинг процветает и потому, что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз. Таким образом, франчайзинг представляет собой наиболее благоприятную форму для начинающих предпринимателей[22].

На рисунке 1.6. представлена отраслевая структура распространения франчайзинга в России. В нашей стране такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 году. С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года - количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз.

Институциональные особенности системы франчайзинга в туризме: анализ преимуществ и недостатков - student2.ru

Институциональные особенности системы франчайзинга в туризме: анализ преимуществ и недостатков - student2.ru Институциональные особенности системы франчайзинга в туризме: анализ преимуществ и недостатков - student2.ru 1889 г. 1899 г. 1930-е гг. 1950-е гг. 1970-е гг. - по наст. время

Наши рекомендации