Вопрос № 2. Правовое регулирование рекламной деятельности. Федеральный закон «О рекламе»
С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон №38-ФЗ, ранее действовал Федеральный закон №108-ФЗ.
Федеральный закон №38-ФЗ более жесткий и более понятный в правовом отношении. По сути он является рекламным кодексом, так как в нем собраны все отраслевые нормы ограничений, которые раньше были разбросаны по разным федеральным законам. В законе прослеживается тенденция к постепенному сокращению рекламы.
Документ регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и госконтроля в этой сфере.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Целями принятия Федерального закона №38-ФЗ являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Федеральный закон №38-ФЗ применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона №38-ФЗ приведен перечень ситуаций, когда информация не признается рекламой и действие закона на нее не распространяется.
«реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
товар- продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот».
Субъекты рекламной деятельности:
«рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
Специфическим субъектом рекламной деятельности являются потребители рекламы и спонсоры:
«потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
спонсор- лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности».
«социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».
47. Понятие и правовые основы конкуренции. Субъекты конкурентных отношений и содержание конкурентных действий.
Конкуренция – состязательность, соперничество, борьбу между участниками рынка в достижении одной цели.
Признаки: состязательность на рынке между хозяйствующими субъектами; состязательность выражается в активном поведении предпринимателей; результат состязательности – ограничение возможности предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок.
Условия возникновения и существования: 1) на рынке действуют независимые поставщики достаточного кол-ва товаров; 2) присутствует достаточное кол-во независимых покупателей товаров; 3) поставщики и потребители не прибегают к соглашениям, ограничивающим конкуренцию; 4) на рынке существует свободный доступ к сырью, капиталам и другим хоз ресурсам.
Правовое значение: 1) создание условий развития конкуренции и ее защиты – цель антимонопольного законодательства 2) ограничение конкуренции противоправны и наказываются по закону 3) сложившиеся в ходе конкуренции обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции; 4) содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других органов исполнит власти;
Субъекты - хозяйствующие субъекты, в тч финансовые организации. Хозяйствующий субъект - ип, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, субъектами конкуренции на товарных рынках являются в первую очередь субъекты предпринимательской деятельности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, унитарные и корпоративные предприятия, производственные кооперативы и другие коммерческие организации. Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд.
Конкурентные действия – совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей.