Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции. Государственные органы, контролирующие соблюдение антимонопольного законодательства.
Правовое регулирование обеспечения добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках Республики Беларусь осуществляется с помощью системы антимонопольного законодательства.
Основные начала антимонопольного законодательства положены Гражданским кодексом Республики Беларусь главой 68, которая носит название «Недобросовестная конкуренция». В статье 1029 и 1030 кодекса определена деятельность субъектов хозяйствования, признающаяся недобросовестной конкуренцией и определены меры ответственности за ее осуществление. Уголовный кодекс Республики Беларусь в статьях 244-250, также содержит некоторые аспекты, связанные с нарушением осуществления антимонополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, такие как: нарушение антимонопольного законодательства, установление или поддержание антимонопольных цен, ограничение конкуренции и другие.
Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь, определены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992г. (в ред. от 10 января 2000г.)[43]. Закон применим только в тех случаях, когда действия и соглашения, заключаемые между субъектами хозяйствования, могут привести к ограничению конкуренции и влекут для других отрицательные последствия. Помимо законов, правовое регулирование рассматриваемой сферы отношений, регулируется большим количеством подзаконных актов в том числе:
- Об утверждении Инструкции по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000г. №5 [92];
- Об утверждении положения о порядке рассмотрения дел о наложении административных взысканий за нарушения антимонопольного законодательства, утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000г. №6 [93];
- Об утверждении инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000г. №8 [94];
- Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000г. №9 [95];
- Об утверждении Инструкции по выявлению монопольных цен, утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000г. №10 [96];
- Об утверждении Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000г. №13 [97];
- др.
Для проведения государственной антимонопольной политики, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, Закон предусмотрел создание специальных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление надзора и контроля в этой сфере, таковым является департамент антимонопольной и ценовой политики при Министерстве экономики Республики Беларусь. Для реализации своих полномочий на местах создаются территориальные антимонопольные органы, подведомственные антимонопольному органу. Основными функциями антимонопольных органов являются по определению Закона репрессивная и созидательная деятельность. Репрессивная функция – осуществляется в виде предварительного и текущего контроля за деятельностью предпринимателей. Например, привлечение нарушителей к ответственности (наложение штрафа). В основу созидательной деятельность входит контроль за формированием рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции и развитии предпринимательской деятельности.
Закон ограничивает полномочия антимонопольных органов, они могут давать предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, требовать восстановления в первоначальное положение, отмены неправомерных актов законодательства в адрес субъектов хозяйственной деятельности, тем не менее, не могут принимать решение о взыскании убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства, отменять акты органов власти и управления, вследствие их недействительности и др.