Понятие монополистической деятельности и ее формы.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей. Законодательством закреплены также правомерные виды монополистической деятельности (правомерная монополия), это: государственная, естественная, чрезвычайная монополия.

Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Законодательством закреплены также правомерные виды монополистической деятельности это: государственная, естественная, чрезвычайная монополия и правомерная.

Государственная монополия - это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.

Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Чрезвычайная монополия- система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям в зависимости от формы ее закрепления в зависимости: от заключаемых субъектами хозяйствования соглашений, выделяют монополистическую деятельность договорную и внедоговорную; от количества участников подразделяется на индивидуальную и коллективную; от субъектного состава, осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. Эта классификация не является исчерпывающей.

Так, в случае индивидуального осуществления монополистической деятельности, она может проявляться в следующих видах деятельности субъекта хозяйствования, установленных Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»:

- создания препятствия для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;

- изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

- установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

- заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

- заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

- и др.

Коллективная монополистическая деятельность может осуществляться в виде соглашений (совместных действий) хозяйствующих субъектов, которые ведут к ограничению конкуренции, что проявляется в виде:

- раздела товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

- необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

- и др.

Данный перечень, приведенный в статьях 5 и 6 Закона не является исчерпывающим.

Соглашения хозяйствующих субъектов направленные на злоупотребление своим доминирующим положением и ведущие к ограничению конкуренции, могут выступать в различных формах, так как их формы не закреплены законодательством. Это может быть письменное (устное) соглашение между субъектами хозяйствования, договоренность на собраниях, конференциях, совещаниях, осуществление согласованные действий целью которых является ограничение конкуренции.

Согласно пункта 4 статьи 6 Закона, субъекты хозяйствования намеревающиеся заключить соглашение, имеющие такие признаки, вправе запросить заключение Антимонопольного органа о соответствии данного соглашения антимонопольному законодательству.

Отдельным видом монополистической деятельности является деятельность государственных органов и иных органов местного управления направленная на: раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах и другая деятельность.

Государственным органам запрещается также осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение конкуренции или причинения вреда правам, свободам и законным интересам субъектов хозяйствования, такие как: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности, ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки, необоснованно предоставлять отдельным субъектам налоговые и иные льготы и др.

Наши рекомендации