Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о разгосударствлении и приватизации.
В результате перехода к рыночным отношениям, возникла необходимость создать экономическую структуру способную быстро реагировать на изменения, происходящие в конкурентной экономической среде. Раннее существовавшие, в большинстве своем крупные государственные предприятия, оказались не способными подчинять свою деятельность быстро меняющимся потребностям рынка к качественной и дешевой выпускаемой продукции. Это стало возможно лишь в условиях, когда в Конституции Республики Беларусь плотно закрепилось не только понятие государственной собственности, но и частной собственности, на основе которой появилась возможность создавать предприятия частной формы собственности. Именно они, наряду с государственными предприятиями, стали двигателями прогресса в экономике Республики Беларусь.
Создание частных предприятий происходило не только на основе их учреждения, но и путем перехода предприятий государственной формы собственности в частную собственность, и основой этого перехода явилась приватизация. Назначение приватизации состоит в том, чтобы как можно больше предприятий перешло в частные руки, освободив тем самым государство от финансового бремени перед государственными предприятиями, повысить эффективность производства и заинтересовать частного собственника в результатах своего труда.
Правовые основы приватизации государственного (республиканского и коммунального) имущества в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19 января 1993 года, который определил также правила и порядок проведения приватизации объектов, находящихся в государственной собственности [41].
Определение разгосударствления и приватизации государственной собственности содержится в статье 1 выше названного Закона. Под разгосударствлением понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Ныне это понятие несколько модернизировано и теперь понимается, как изменение организационно-правовой формы государственного предприятия.
Под приватизацией Закон понимает, приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.
В Законе определены основные принципы проведения приватизации в Республике Беларусь, которыми являются:
- сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
- право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
- дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
- разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
- предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
- обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
- постепенность и поэтапность;
- соблюдение законности.
Приватизация, может осуществляется путем безвозмездной передачи либо продажи государственной собственности. Целью безвозмездной приватизации является, передача государственной собственности на основе социального равенства в процессе ее осуществления на этапе перехода к рыночной экономике, только гражданам Республики Беларусь. Порядок распределения безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь.
Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется двумя квотами:
- жилищной квотой;
- квотой на имущество.
Для реализации права использования квот гражданами Республики Беларусь им выдаются именные приватизационные чеки "Жилье" и "Имущество" в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 июля 1993 года "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь" [42].
Возмездная приватизация осуществляется на основе внесения денежных платежей в белорусских рублях.
Правовые основы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь заложены следующим законодательством Республики Беларусь:
- Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст.218);
- Инвестиционным кодексом Республики Беларусь;
- Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993 г.;
- Законом Республики Беларусь «О предприятиях» от 14 декабря 1990 г. (с изм. и доп.);
- Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992 г. (с изм. и доп.);
- Законом Республики Беларусь «Об аренде» от 12 декабря 1990 г. (с изм. и доп.);
- Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1997. №591 «Об особом праве ("золотой акции") государства на участие в управлении акционерными обществами» [59];
- Декретом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) [52];
- другими актами законодательства.
Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности происходил на основе ряда Программ, которые были изданы в 1993 и 1996 годах. В современных условиях, с учетом опыта проведения приватизации в 1993 - 2000 годах, а также проблем существующих в данный период в этом процессе, в целях повышения эффективности использования государственного имущества, сохранения стабильности в обществе, обеспечения единой государственной политики по управлению государственным имуществом, Советом Министров Республики Беларусь в 2000 году была принята новая Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности («О концепции управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001- 2005 гг.», утверждена постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000г. № 1240) [69]. Государственная программа приватизации представляет собой нормативный акт, определяющий приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества и другие направления приватизационной политики. Для достижения поставленных Государственной программой целей необходимо:
· создать благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения на этой основе прямых инвестиция в реальный сектор экономики;
· завершить в основном разгосударствление приватизацию объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
· привести, при необходимости, реструктуризацию государственных унитарных предприятий в процессе создания открытых акционерных обществ;
· обеспечить мониторинг и контроль за ходом выполнения обязательств новыми собственниками приватизированного имущества;
· создать фондовый рынок страны;
· совершенствовать экономическую базу разгосударствления и приватизации государственного имущества;
· совершенствовать систему оценки государственного имущества, подлежащего приватизации;
· приоритетными способами приватизации должны являться аукционная или конкурсная продажа объектов государственной собственности;
· другие.