Понятие и значение разгосударствления и приватизации. Принципы приватизации

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Респуб­лике Беларусь» разгосударствление — это передача от государства фи­зическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непо­средственного управления хозяйствующими субъектами [150].

Разгосударствление предполагает вывод имущества из соб­ственности государства в целях его последующей привати­зации субъектами негосударственной формы собственно­сти, т.е. разгосударствляемое имущество остается в собст­венности государства до тех пор, пока оно не будет прива­тизировано. Государство объявляет перечень объектов, подлежащих разгосударствлению. Таким образом, оно предлагает субъектам негосударственной формы собствен­ности приобрести их в свою собственность.

В соответствии с вышеуказанным Законом под приватизацией следует понимать приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Слово «принцип» (от лат. principium — начало, основа) применительно к приватизации означает основные исходные положения, присущие всем основным началам правового регулирования данного правового явления.

Процесс приватизации в Республике Беларусь базируется на следующих принципах:

1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов привати­зации означает, что одна часть государственного имущества, подле­жащего приватизации, передается в собственность граждан Респуб­лики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юриди­ческим лицам, основанным на негосударственной форме собствен­ности.

2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно переда­ваемой государственной собственности. Данный принцип реа­лизуется путем приватизации государственного имущества именными приватизационными чеками «Имуще­ство» и «Жилье» на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа. Следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2007 года № 852 «О сроках обращения именных приватизационных чеков «Имущество» сроки обращения приватизационных чеков «Имущество» установлены по 30 июня 2010 года [155].

3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и проце­дур при приватизации конкретных предприятий. Диф­ференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одно­временном соблюдении интересов продавца (государства).

4. Разграничение компетенции по осуществлению приватиза­ции между органами государственной власти и управления раз­личных уровней предопределяется делением государственной соб­ственности на республиканскую и коммунальную, а также масшта­бами процесса приватизации.

При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства как собственника представляет и защищает республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, — местные исполнительные и распорядительные органы. Органы приватизации осуществляют руководство процессами приватизации. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц, а также выполняют другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

5. Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечи­вает защиту прав и интересов наемных работников при смене соб­ственника в результате приватизации и касается, прежде всего, трудо­вых отношений.

Работникам приватизированных предприятий даются следующие гарантии:

―деятельность предприятия не может быть приостановлена на пе­риод подготовки и осуществления приватизации;

―до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство.

С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому соб­ственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного сро­ка действия трудовых отношений. После этого взаимоотношения между работниками и собственником регулируются действующим законодательством.

Кроме того, в случае продажи объекта государственной собственности на аукционе с условиями одним из условий может быть сохранение или создание новых рабочих мест [93].

6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства означает, что вся работа по приватизации осуществляет­ся под контролем со стороны государства. Уполномоченные госу­дарством органы устанавливают предприятия, подлежащие прива­тизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т.д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

В целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, соблюдения его экономических интересов, повышения эффективности деятельности хозяйственных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, может вводиться особое право «золотая акция» государства на участие в управлении данными обществами [58].

7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации

8. Постепенность и поэтапность означает, что реформирова­ние государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюде­ния этого принципа обусловлена сложностью процесса приватиза­ции, охватом большого количества предприятий и их многообрази­ем, экономической ситуацией в стране.

9. Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приоб­ретает в процессе приватизации, которая затрагивает имуществен­ные интересы всех граждан и государства в целом.

Наши рекомендации