Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности, их эволюция.
Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности, их эволюция.
Собственность- это принадлежность определенному субъекту определенного имущества, закрепленного правовыми нормами страны. Принадлежность обеспечивает права собственности, которые разграничивают: что и кому принадлежит; как будет происходить смена собственника; определяют уровень свободы выбора людей, преследующих свои интересы.
Собственность разделяется на типы, виды и формы.
Тип собственности определяется по субъектам присвоения (ктоприсваивает) и по принципам присвоения (как присваивается имущество). Типы подразделяются на виды присвоения.
Вид присвоения определяется, как правило, количественной характеристикой субъектов присвоения и значимостью объектов присвоения.
Формы собственности характеризуют конкретные организационно-хозяйственные структуры, закрепленные в каждой стране законодательно.
Известны три типа собственности:
- общая неделимая;
- частная;
- смешанная собственность.
Общая неделимая собственность означает коллективное, совместное присвоение факторов и результатов производства. Имущество принадлежит всем вместе и никому — в отдельности. Общая неделимая собственность может выступать в виде первобытнообщинной, семейной, коллективной (с неделимым имуществом) или государственной собственности.
Частный тип собственности означает индивидуальное, обособленное присвоение факторов и результатов производства.
Виды частной собственности:
- частная трудовая собственность;
- частная собственность с применением наемного труда.
Частная трудовая собственность означает соединение в одном субъекте собственника и работника и проявляется в формах мелкого предпринимательства.
Другой вид частной собственности обусловлен крупными формами хозяйствования (фабрики, заводы), когда собственник не в состоянии индивидуально использовать собственный капитал, хозяйственная деятельность происходит путем использования наемных работников.
Смешанный тип собственности означает соединение общего и частного присвоения. Субъекты объединяют свои вклады, формируют совместно-долевое имущество, организуют функционирование совместной собственности и присваивают долю дохода пропорционально вкладу.
Виды смешанной собственности: кооперативы, товарищества, акционерные общества, холдинговые корпорации, совместные предприятия и пр.
Товар и его свойства. Полезность, стоимость, цена.
Товар-любой предмет, вещь, созданные человеком и предназначенные для обмена/продажи.
Любой товар обладает следующими свойствами:
1.Потребительская ценность (полезность)- это способность товара удовлетворять человеческие потребности.
2.Меновая ценность- это способность одного товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях.
Товарный обмен сформулировал одну из важнейших проблем экономической науки, которую можно записать в виде вопроса: «Что лежит в основе стоимости товара?»
1.Трудовая теория стоимости-согласно данной теории в основе обмена одного товара на другой лежит равенство затрат труда, которые необходимо осуществить для производства данного товара. 1табуретка=2ч; 1стол=8ч; 1стол=4табуретки.
Единицей измерения труда служит общественнонеобходимое рабочее время.
Недостаток данной теории - не учитывает заинтересованности покупателя.
2. Теория предельной полезности- согласно данной теории ценность товара определяется субъективной оценкой покупателя и зависит от полезности товара, каждый человек выстраивает свои потребности в порядке понимания степени их важности для себя лично.(стоимость летом воды на море) Удовлетворенная потребность снижает ценность товара, удовлетворяющую эту потребность. Полезность каждой следующей единицы товара в ряду одинаковых товаров ниже, чем полезность предыдущей единицы.
Спрос, закон спроса, ценовая эластичность спроса.
Механизм функционирования рынка. Взаимодействие
Спроса и предложения.
Спрос - это потребность покупателя, обеспеченная денежными ресурсами (платежеспособностью покупателя).
Спрос проявляется в действии рыночного экономического закона - закона спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров.
Предложение - это количество товара, которое могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше на них цена.
Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и наоборот - чем ниже цена, тем меньше предложение.
Соотношение спроса и предложения формирует определенную рыночную цену.
Сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. - в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением: D = S. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости такого равенства. Сам факт купли- продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению. Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравняются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит (ограниченность, нехватка) товаров, тем выше цена покупателя.
Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются с ценами покупателей. Это состояние также выражается в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца.
Таким образом, избыточный спрос оказывает на цены давление «снизу» и подталкивает цены вверх. Избыточное предложение оказывает на цены давление «сверху» и заставляет цены снижаться.
Равновесная рыночная цена - это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению.
Равновесная рыночная цена служит четким выражением общего равновесия рынка. Показатели такого равновесия: высшая при данных условиях экономическая эффективность производства, когда все затраты окупаются при реализации товара; высшая при данных условиях социальная эффективность, когда спрос максимально удовлетворяется соответственно его денежному обеспечению; четкое равенство между спросом и предложением, когда отсутствуют и дефицит, и затоваривание.
Отрицательные последствия.
Во-первых, монополия уничтожает конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения соперников в монополизированную отрасль .Во-вторых, монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают монопольно высокие цены на готовую продукцию. В-третьих, при монополиях усиливается неравенство в доходах и снижается жизненный уровень всего населения. В-четвертых, монополии не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса.
Положительные последствия.
Во-первых, эффективность использования капитала. Во-вторых, монополия - это крупное производство, управляемое из единого центра, что позволяет ей осуществлять планируемую стратегию борьбы за потребителя В-третьих, монополии могут создавать новейшую продукцию высокого качества, осуществлять проведение научных исследований.
Содержание основных систем антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство-свод законов, ограничивающих господство монополий и запрещающих ограничение конкуренции.
Различают 2 основные системы антимонопольного законодательства:
1. Американская система-наиболее разработанная и строгая. Американские антимонопольные законы запрещают любую попытку монополизировать торговлю между Штатами и др. гос-вами и отвергают любую форму монополистического сговора или союза. Общая цель американского антимонопольного законодательства-запрет на все, ограничивающее конкуренцию.При этом разработаны и действуют параметры безопасной ситуации в экономике с точки зрения монополизма. Безопасной считается такая ситуация,при которой в отрасли действуют 10 и более конкурентов. Далее законодательно определяются размеры крупнейших из этих конкурентов. Так, доля объема производства данного товара крупнейшей в отрасли фирмы не должна превышать 31% общего объёма продаж соответствующего товара, доля 2-х крупнейших фирм- не более 44%, доля 3-х-не более 54% и доля 4-х-не более 64%.Если такое соотношение нарушается, то гос-во вводит экономические санкции и тем самым ограничивает участие фирм нарушителей на рынке. За нарушение предусмотрены уголовная и гражданская ответственность.
2.Европейская система является более либеральной. В ней объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, кот. существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка. В европейской с-ме законодательства запрещается не сама монополия, или монополизация рынка, а лишь злоупотребление монопольной властью.
В России абсолютным монополистом в переходный период считается предприятие, доля которого на рынке превышает 70%.Предприятие, доля кот. в отрасли не более 35%,получает свободу действий, если же эта доля колеблется от 35 до 70%, то при определении абсолютного монополиста применяют дифференцированный подход.
Рынок труда
Рынок труда-это совокупность сделок по найму рабочей силы, заключенных в национальном хозяйстве за определенный промежуток времени. Определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.
Рынок труда выполняет 2 функции. Экономическая функция состоит в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании рабочей силы как важнейшего производственного ресурса. При этом рынок труда стимулирует рост качества рабочей силы, повышении квалификации работников, их ответственности за исполнение трудовых операций. Социальная функция рынка труда состоит в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния работников.
Рынок труда в целом подчиняется законам спроса и предложения, когда главным фактором найма на работу со стороны спроса и со стороны предложения выступает цена рабочей силы(заработная плата).Особенность рынка труда объясняется тем что носителем рабочей силы является человек. Каждый работник формирует свою шкалу ценностей и способен для себя определять необходимость труда, приоритетность профессии и места работы, предпочтительность свободного и рабочего времени. В результате зарплата не всегда является определяющей в предложении труда.
Рыночный спрос на трудовой ресурс представляет собой сумму спроса, предъявляемого всеми предприятиями различных отраслей, использующих труд в хозяйственной деятельности. Спрос на рынке труда-это совокупный спрос. Субъекты спроса-предприятия и государство. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины зарплаты(на графике прямая).На величину спроса действуют и внеценовые факторы-те которые непосредственно не связаны с уровнем зарплаты. Внеценовые факторы разделяются на факторы предприятия и факторы отрасли. факторы действующие на предприятия: уровень цен на другие факторы, стоимость прироста продукции. Фактором спроса на труд на уровни отрасли является потребительский спрос, так как труд, в конечном счете, необходим для создания предметов потребления.
Предложение труда-это способность и готовность носителя рабочей силы работать по найму. Субъекты предложения-индивидуальные лица, предлагающие себя в качестве работников. Предложение труда прямо пропорционально повышению уровня заработной платы ,а при ее снижении предложение труда уменьшается. Неценовые факторы влияющие на уровень предложения труда: демографический фактор, уровень работоспособного населения, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения(женщины, дети, инвалиды, малые народности и т.д.),соотношение уровня иммиграции и эмиграции рабочей силы. Также влияют 1.эффект замещения и 2.эффект дохода.
Равновесие. равенство спроса и предложения труда означает рыночное равновесие, при котором полностью трудоустроены все работники, готовые трудиться за данный уровень зарплаты.
24) Занятость и безработица. Виды безработицы. Инфраструктура рынка труда.
К занятым относятся: люди, работающие по найму или на собственных предприятиях не менее недели; люди юридически оформленные на работу, но не работающие по временной не трудоспособности; работники находящиеся в отпусках.
Безработица-это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, в результате чего часть рабочей силы оказывается не занятой в хозяйственной деятельности. Безработица является конкретным показателем свидетельствующим о нарушении равновесия на рынке труда. К безработным относятся люди не имеющие работу на определенный момент времени, ищущие работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда. Безработными могут быть: уволенные по различным причинам, добровольно уволившиеся, пришедшие на рынок труда после перерыва ,впервые пришедшие на рынок труда.
Фрикционная безработица-поиск или ожидание работы людьми, которые впервые ищут работу или их уволили. Структурная безработица вызвана структурными изменениями в производстве, обусловленными научно-техническим прогрессом ,исчезновением старых отраслей и специальностей и предъявлением новых требований к профессиональным функциям работников. Циклическая безработица-массовые увольнения работников вызванные спадом деловой активности в стране. Фрикционная и структурная виды безработицы относятся к естественным, а циклическая, наоборот-к неестественным.
Так же существует скрытая, неофициальная безработица. Это – частичная занятость, при которой работники находятся в неоплаченном отпуске, либо имеют неполный рабочий день; безработные, не зарегистрированные на бирже труда; лица, не желающие работать.
Инфраструктура рынка труда – службы, помогающие устройству на работу незанятому населению. Самыми главными по объему выполняемых функций являются государственные биржи труда, или службы занятости, службы содействия найму.
Биржа труда– посредническая организация между работником и предпринимателем по поводу найма на работу. Основные функции: регистрация безработных; регистрация вакантных мест; трудоустройство безработных; профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; выплата пособий по безработице.
25)Заработная плата как факторный доход. Номинальная и реальная заработная плата. Системы оплата труда.
Заработная плата-это доход работника за использование его рабочей силы.
Зарплата- это цена выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного рабочего времени.
На величину зарплаты воздействуют 2 фактора: социально-воспроизводственные и рыночные факторы.
социально-воспроизводственные факторы.1.стоимость жизненных средств необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. Всякому работнику при любых условиях для воспроизводства рабочей силы необходим определенный фонд жизненных средств. Показателем такого фонда является минимальная зарплата.2.Человеческий капитал-сформированный в результате волевых , временных и денежных затрат, определенный запас здоровья, знаний, навыков и способностей, от которых зависит эффективность труда, и соответственно-уровень зарплаты.
Рыночные факторы уровня зарплаты-это условия найма рабочей силы в системе рыночного хозяйства .Важнейший фактор зарплаты-это конъюнктура на рынке труда-соотношение спроса и предложения в результате чего формируется средняя зарплата. Уровень зарплаты для каждой профессиональной группы устанавливается как равновесная величина между спросом и предложением.
Номинальная зарплата-количество денег, получаемых работником за труд. Реальная зарплата-количество средств существования и услуг, которые может приобрести работник за свою номинальную зарплату.
Системы оплаты труда–
повременная
сдельная
26) Капитал, как фактор производства. Виды капитала.
Капитал - в широком смысле, любая ценность, приносящая доход своему владельцу. Капиталом могут быть любые материальные блага, неосязаемые знания, интеллектуальные способности, при условии что они приносят владельцу определенный доход.
Основные признаки капитала:
1) юридическое закрепление права собственности или за определенным субъектом, капитал не бывает ничейным; 2) постоянное движение или оборот капитала; 3) способность к возрастанию; 4) экономическая реализация капитала - присвоение дохода от капитала.
Классификация капитала:
1) по физической форме - реальный (материальный), денежный (бумажный), человеческий; 2) по сферам использования - производственный (капитал используемый в процессе производства), общий (капитальные сооружения, социальные структуры), торговый или коммерческий (сооружения торговой сферы и товарные запасы), личный капитал (жилые здания, транспортные средства); 3) по способу присвоения - собственный, заемный, привлеченный.
27) Физический производственный капитал и его рынок
Физический производственный капитал - ценности используемые в процессе производства для получения дохода в денежной или натуральной форме.
Материальную основу любого производства составляют средства производства - они включают в себя средства труда и предметы труда.
В процессе использования реальный капитал оборачивается с разной скоростью, поэтому и разделяется на основной и оборотный. Основной капитал - средства труда в денежной форме, которые длительное время участвуют в производственном процессе, сохраняют натурально вещественную форму и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями в течении всего срока использования(активная ч.ть –изготовление продукции, пассивная-благоприятные условия д.производства). Оборотный капитал - те предметы, которые однократно участвуют в производственном цикле, меняют или полностью утрачивают свою натуральную форму и целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Износ и амортизирующие основы капитала.
В процессе производства и эксплуатации, основной капитал изнашивается. Различают физический и моральный износ основного капитала. Физический износ - процесс физического старения элементов основного капитала, в результате чего они становятся непригодными для дальнейшего использования в производстве. Моральный износ - процесс обесценивания элементов основного капитала вследствие появления более дешевого или более производительного оборудования
Амортизация основного капитала - перенос части его стоимости на стоимость готовой продукции.
Амортизационные отчисления: А=(ОК + КР + М - Л)/Т = (стоимость основного капитала + затраты на капитальный ремонт + затраты на модернизацию - ликвидационная стоимость)/срок службы.
Норма амортизации: А' = А/ОК*100% = сумма ежегодных амортизационных отчислений/стоимость основного капитала*100%
Процессу использования капитала с целью получения дохода предшествует процесс купли – продажи его. Совокупность сделок по купле- продаже капитала образует рынок капитала. Физический капитал продается и покупается по определенным ценам. В основе цены на капитал лежит его чистая производительность- разница между суммой дохода от капитала, и суммой затрат на его приобретение.
Спрос и предложение на рынке физ. Капитала определяется его ценой. Спрос предъявляют фирмы- покупатели его величина обратно пропорциональна цене. Предложение исходит от фирм- производителей. Формирование рыночной цены зависит от рынка- свободного или монопольного.
Обстоятельства, влияющие на спрос на физ. Капитал: 1. Величина дохода- приносит доход. 2. Арендная плата- при сдаче его на прокат, на временное пользование другому субъекту. 3.Величина ссудного процента- предъявляя спрос на физ. Капитал, предприниматель решается затратить на такую покупку определенные деньги.
28)Ссудный капитал и ссудный процент.
Ссудный капитал - это сумма денег, предоставляемых их собственником во временное пользование другому лицу с целью получения процента. Плата использования чужих денег- ссудный процент. Д - Д + прибыль, т. е. деньги предоставленные в суду возвращаются с приростом. Взятая ссуда используется для предпринимательства, и приносит определенный доход, кот распадается на плату за использование чужими деньгами и собственно предпринимательским доходом. Спрос на ссудный капитал предъявляют предприниматели. Каждый предприниматель готов использовать чужие деньги за опр. плату, при условии что доход превысит плату за использование капитала. Предложение зависит от собственника, готовых отказаться от использования своих денежных ресурсов при условии компенсации за такой отказ.
Норма ссудного процента- отношение дохода на капитал, к самому объему ссужаемого капитала, выраженное в %- показывает степень дохода от реализации собственности на денежные ресурсы.
Факторы, влияющие на норму ссудного процента:
1. Уровень дохода предпринимателя, исп. заемный капитал.
2. Уровень инфляции.
3. Степень риска, чем больше угроза невозврата ссуды, тем выше процент.
4. Срок, на кот. Выдается ссуда.
Рынок ссудного капитала подразделяется на: денежный (выдача краткосрочных денежных ссуд), и инвестиционный (долгосрочные сделки на использование чужого капитала).
29) Земля, как фактор производства. Рента. Цена земли.
Земля- особый естественно природный фактор производства. Ее особенность проявляется в ряде свойств: неперемещаемость, ограниченность, невоспроизводимость, различие в плодородии и месторасположении. Земля и ее ресурсы не имеют вариантов замещения, поэтому рынок земли характеризуется неэластичностью предложения (цена может повышаться, понижаться, а количество предложений увеличить не возможно). Величина спроса на землю обратно пропорциональна цене земли. В основе цены на землю лежит доход, который можно получить с данного участка. Доход с земли формируется под воздействием 3 условий : предпринимательский доход на вложенный капитал; ограниченность земли, собственник земли получает доход потому что имеет право собственности на ограниченный ресурс – землю; Земля- особый ресурс, эта особенность проявляется в различных условиях хозяйствования на различных землях (качественно лучшие участки дают доп. Доход).
Рента (абсолютная) – доход на право присвоения земли, как ограниченного ресурса. Реально она проявляется в арендной плате за землю. Но если земля сдается в аренду с постройками, насаждениями, то арендная плата будет больше. Рента (дифференциальная) – доход, полученный по праву собственности на лучший участок. Совокупность этих рент – земельная рента. Рента служит основой равновесной цены земли. На уровень цены на землю действует производственный фактор – цена на результат производства с данного участка. Цена земли зависит так же от уровня ссудного процента, чем он выше, тем ниже цена земли. Таким образом цена земли зависит от земельной ренты с данного участка, и ссудного процента. Купля – продажа земли, означает куплю- продажу права собственности на получение дохода с ограниченного ресурса.
Издержки
Издержки-это затраты факторов производства на изготовление продукта, выраженные в деньгах. Разделяются на явные(бухгалтерские) и неявные(вмененные).Явные-это сумма всех реальных фактических затрат на приобретение внешних ресурсов. Они включают: расходы на сырье, оборудование, зарплату рабочим и пр. Внутренние, неявные издержки. Внутренние издержки – связаны с использованием собственных ресурсов – это доход, который могла бы получить фирма, если бы использовала принадлежащие ей ресурсы не в собственном производстве, а нашла бы другой, наиболее выгодный альтернативный вариант их применения. Они включают: упущенную прибыль, упущенный процент на вложенный капитал, упущенную арендную плату, упущенную зарплату самого предпринимателя.. Сумма внутренних и внешних издержек составляет экономические издержки
По признаку зависимости от объема выпускаемой продукции в краткосрочном периоде явные издержки производства делят на постоянные и переменные. По стоянные издержки (FС) не зависят от объема выпускаемой продукции. Они включают расходы на аренду помещений, уплату банковских процентов, рекламу, научные исследования, оплату административно-управленческого персонала, амортизацию основного капитала. постоянные издержки должны быть оплачены даже если предприятие ничего не производит. Переменные издержки зависят от объема выпускаемой продукции (VC). Они включают расходы на топливо, сырье, электроэнергию, оборудование, зарплату рабочих-сдельщиков. Общие (валовые) издержки – сумма постоянных и переменных издержек (TC) Отдельно выделяют средние издержки производства– затраты на производство единицы продукции. Средние постоянные издержки (AFC) – постоянные издержки в расчете на единицу продукции. Средние переменные издержки (AVC) – переменные издержки в расчете на единицу продукции. Средние общие издержки (AТC) – общие издержки в расчете на единицу продукции. Для определения оптимального объема выпуска продукции используются предельные издержки(МС). Это затраты на каждую слудующую(дополнительную) единицу продукции.. MC = ∆C/∆Q.
Виды инфляции.
В зависимости от темпов роста инфляциивыделяют следующие виды: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.Ползучая, или мягкая инфляция не должна превышать 10% роста цен в год. Этот вид инфляции признан безопасным и даже способен стимулировать деловую активность в стране. Галопирующая инфляция предполагает рост цен от 10% до 200% в год. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и имеет скачкообразный характер. Гиперинфляцией называют такое состояние экономики, когда рост цен составляет свыше 50% в месяц. Но дело не в количественных параметрах. Гиперинфляция означает неуправляемую инфляцию, разрушающую всю экономику страны в целом.
Антиинфляционная политика –это совокупность мер государственного регулирования, направленная на контроль над уровнем инфляции.
Известны два пути ликвидации инфляции: а) радикальный; б) адаптационный (приспособление к инфляции).
При проведении антиинфляционной политики прежде всего необходим анализ фактического состояния инфляции и затем - определения мер, соответствующих конкретному виду инфляции. Так, если в стране мягкая инфляция, достаточно проводить мониторинг - постоянное наблюдение за уровнем инфляции. Если в стране галопирующая инфляция, необходимо применить совокупность антиинфляционных мер, апробированных в мировой практике. Если проявилась гиперинфляция, необходима прежде всего смена политической власти и наведение законного порядка в стране. Таким образом, антиинфляционная политика - это совокупность мер, направленных на контроль за возникновением и ликвидацию галопирующей инфляции
К основным мерам долговременной политики по контролю над уровнем инфляции относятся следующие.
Во-первых, таргетирование - установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, чтобы не выпускать в обращение «пустые» деньги.
Во-вторых, сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства.
В-третьих, политика регулирования цен и доходов с целью увязывания роста зарплаты и роста цен.
В-четвертых, осуществление комплекса мер для погашения инфляционных ожиданий населения. Такими мерами являются: стимулирование производства; рост процентных ставок по вкладам; антимонопольные меры; государственные программы поддержки малого бизнеса и т.д.
В пятых,уменьшение внешнего инфляционного воздействия за счет сокращения импорта товаров.
Фирма в рыночной экономике.
Фирма- этоэкономический агент, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому, и по какой цене продавать продукцию. Фирма объединяет ресурсы для производства определённых экономических благ. Цель фирмы как рационального экономического агента состоит в получении максимальной прибыли. В самом общем определении прибыль выступает как разница между общей выручкой производителя, полученной от продажи произведенной продукции, и общими издержками, то есть суммой затрат на производство этой продукции.
Фирма как институт изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин "фирма" (от итальянского firma – подпись) означал "торговое имя" коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие. Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась "черным ящиком", на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.
Современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.
Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится в центре рыночной экономики и без нее не возможна предпринимательская деятельность.
Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности, их эволюция.
Собственность- это принадлежность определенному субъекту определенного имущества, закрепленного правовыми нормами страны. Принадлежность обеспечивает права собственности, которые разграничивают: что и кому принадлежит; как будет происходить смена собственника; определяют уровень свободы выбора людей, преследующих свои интересы.
Собственность разделяется на типы, виды и формы.
Тип собственности определяется по субъектам присвоения (ктоприсваивает) и по принципам присвоения (как присваивается имущество). Типы подразделяются на виды присвоения.
Вид присвоения определяется, как правило, количественной характеристикой субъектов присвоения и значимостью объектов присвоения.
Формы собственности характеризуют конкретные организационно-хозяйственные структуры, закрепленные в каждой стране законодательно.
Известны три типа собственности:
- общая неделимая;
- частная;
- смешанная собственность.
Общая неделимая собственность означает коллективное, совместное присвоение факторов и результатов производства. Имущество принадлежит всем вместе и никому — в отдельности. Общая неделимая собственность может выступать в виде первобытнообщинной, семейной, коллективной (с неделимым имуществом) или государственной собственности.
Частный тип собственности означает индивидуальное, обособленное присвоение факторов и результатов производства.
Виды частной собственности:
- частная трудовая собственность;
- частная собственность с применением наемного труда.
Частная трудовая собственность означает соединение в одном субъекте собственника и работника и проявляется в формах мелкого предпринимательства.
Другой вид частной собственности обусловлен крупными формами хозяйствования (фабрики, заводы), когда собственник не в состоянии индивидуально использовать собственный капитал, хозяйственная деятельность происходит путем использования наемных работников.
Смешанный тип собственности означает соединение общего и частного присвоения. Субъекты объединяют свои вклады, формируют совместно-долевое имущество, организуют функционирование совместной собственности и присваивают долю дохода пропорционально вкладу.
Виды смешанной собственности: кооперативы, товарищества, акционерные общества, холдинговые корпорации, совместные предприятия и пр.