Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Статья 12 Закона о внешнеторговой деятельности к методам государственного регулирования ВЭД относит:
• таможенно-тарифное регулирование;
• нетарифное регулирование;
• запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
• а также меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование ВЭД осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Правовые основы таможенно-тарифного регулирования заложены Таможенным кодексом ТС.
Таможенные пошлины представляют собой обязательные платежи в федеральный бюджет, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств-членов ТС и (или) законодательством РФ.
В Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ применяются единая Товарная номенклатура ВЭД ТС (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ТС.
На практике тарифы приводят к ограничению предложения иностранных товаров на внутреннем рынке через удорожание импорта в результате таможенного обложения.
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ТС применяются в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию ТС и происходящих из любых стран (в том числе происхождение которых не установлено), за исключением случаев предоставления тарифных преференций в рамках единой системы тарифных преференций ТС и случаев применения режима свободной торговли.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, основанная на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
См.: Решение Совета Евразийской экономической комиссии «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» от 16.07.2012 № 54.
Нетарифное регулирование– это комплекс мер регулирования внешней торговли, осуществляемый путем введения:
• количественных ограничений (квоты, лицензии, государственная торговля и др.),
• ограничений по ценам (минимальные импортные цены, антидемпинговые и компенсационные пошлины, варьируемые сборы, внутренние налоги, методология таможенной оценки и т.п.) или
• техническим характеристикам товара (стандарты, технические требования и пр.).
По механизму своего действия нетарифное регулирование результативней однократно взимаемых пошлин, что подтверждается на каждом этапе осуществления внешнеэкономической деятельности. Нетарифное регулирование препятствует проникновению иностранных товаров на внутренние рынки, защищает национальные рынки; усиливает конкурентные позиции импортирующей страны, защищает национальную промышленность; направлено на охрану жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.
Могут быть установлены следующие ограничения:
2.1) количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях (ст. 21 Закона о внешнеторговой деятельности).
2.2) недискриминационное применение количественных ограничений (ст. 22 Закона о внешнеторговой деятельности).
2.3) квотирование (ст. 23 Закона о внешнеторговой деятельности). Квоты – это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу товара с помощью индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других процентных ограничений. Цель применения квот – ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара, его количества и (или) стоимости;
Постановление Правительства РФ «О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2014 году» от 26.12.2013 № 1259.
Постановление Правительства РФ «О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2014 году» от 26.12.2013 № 1260.
2.4) лицензирование внешней торговли товарами (ст. 24 Закона о внешнеторговой деятельности). В современной мировой практике применяются основные виды лицензий: генеральная и индивидуальная, реже – разовая лицензии, еще реже – открытые индивидуальные лицензии на ввоз неограниченного объема товара.
При распределении лицензий используют метод аукциона, предполагающий продажу лицензий на конкурсной основе; систему явных предпочтений – Правительство РФ без каких-либо предварительных заявок и переговоров предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным компаниям в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта до введения ограничений; затратный метод – лицензии получают компании, имеющие большее количество производственных мощностей и других ресурсов;
Лицензирование обеспечивает практическую реализацию разрешительного порядка импорта или экспорта товаров посредством:
• а) введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
• б) реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, способных оказать неблагоприятное воздействие. В этом случае лицензия представляет собой одну из форм осуществления государственного контроля за подобными операциями;
• в) предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Лицензия удостоверяет особые полномочия участника внешнеэкономической деятельности на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрета на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания и т.д.;
• г) выполнения РФ международных обязательств – в число лицензионных требований включается соблюдение особых ограничений неэкономического характера, вытекающих из международных правовых актов.
• д) наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров (ст. 25 Закона о внешнеторговой деятельности). Оно осуществляется для оценки применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в случаях введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применения таможенно-тарифного регулирования в части установления или изменения ввозных или вывозных таможенных пошлин, а также установления запретов и ограничений во внешней торговле товарами;
• е) исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Закона о внешнеторговой деятельности). Юридическим основанием для его применения является решение Евразийской экономической комиссии, которое принимается в рамках допускаемых ВТО исключений, устанавливаемых по соображениям безопасности в соответствии с положениями ст. XXI ГАТТ 1947 г.
2.5) специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры (ст. 27 Закона о внешнеторговой деятельности).
Специальные меры представляют собой меры по ограничению возросшего импорта товара на единую таможенную территорию, которые применяются посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.
Антидемпинговые меры направлены на противодействие демпинговому импорту посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Компенсационные меры состоят в нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером.
Экспортный контроль основывается на разрешительном механизме осуществления экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, который реализуется посредством лицензирования внешнеэкономических операций с ними. Правила осуществлений внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, включенными в контрольные списки, определены постановлениями Правительства Российской Федерации, которыми регламентируются порядок и условия совершения сделок, требования к заключаемым контрактам, а также к составу и содержанию документов, представляемых для получения лицензии. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в межведомственном формате на основе комплексной оценки нераспространенческих рисков, связанных с экспортной сделкой.
Экспортный контроль- это комплекс мер по обеспечению установленного государством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении определенной группы контролируемых товаров и технологий (сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью делятся на общие и особые
Общие ограничения вводятся путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг (ч. 2 ст. 22 Закона о внешнеторговой деятельности); путем введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств РФ, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в других случаях, предусмотренных Законом о внешнеторговой деятельности (ч. 2 ст. 36).
К особым ограничениям внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью Закон о внешнеторговой деятельности относит:
• запреты и ограничения в целях участия РФ в международных санкциях (ст. 37);
• поддержания равновесия платежного баланса РФ (ст. 38);
• ограничения, связанные с мерами валютного регулирования (ст. 39);
• ответные меры (ст. 40).
Меры экономического и административного характера:
кредитование участников внешнеторговой деятельности;
функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
организация торговых выставок, ярмарок и т.п.;
проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;
информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;
обеспечение внешнеэкономических интересов РФ в иностранных государствах;
участие Правительства РФ в деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ;
учреждение в РФ представительств иностранных государств по торгово-экономическим вопросам на основании международных договоров РФ.
Применение иных методов госрегулирования ВЭД Законом о внешнеторговой деятельности не допускается
Понятие и виды валют
«Валюта» (от лат. valeri – стоить, итал. valuta – цена, стоимость) –
• денежная единица, лежащая в основе денежной системы государства (рубль – в России, доллар – в США, фунт стерлингов – в Великобритании);
• тип денежной системы государства (золотая, бумажная валюта);
• денежные знаки зарубежных стран (банкноты, казначейские билеты, монеты), кредитные и платежные документы (векселя, чеки и др.), используемые в международных расчетах (иностранная валюта).
Признание мировым сообществом национальных денег в качестве всеобщего эквивалента превращает их в валюту. Таким образом, национальные деньги становятся товаром, они имеют цену в денежных единицах других стран, могут покупаться и продаваться.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном регулировании) подразделяет валюту: на национальную (валюту РФ) и иностранную.
К валюте РФ отнесено:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену.
• Согласно ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, используется как средство платежа по официальной стоимости тех или иных объектов гражданско-правовых договоров.
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
• Размещенные на основании договора банковского вклада (гл. 44 ГК РФ) и (или) договора банковского счета (глава 45 ГК РФ) деньги также охватываются понятием «валюта РФ».
Иностранной валютой являются:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Иностранная валюта существует в наличной и безналичной формах и может быть подразделена на:
• национальную валюту иностранного государства,
• валюту, общую для группы иностранных государств и
• международные денежные или расчетные единицы. Например, юань – национальная валюта Китая, иена – Японии; евро – единая валюта для стран – участниц ЕС.
Международной денежной (расчетной) единицей является SDR (Special drawing rights) – единица специального права заимствования, определенная и эмитируемая Международным валютным фондом (далее – МВФ).
Иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов, называется резервной. Основное требование к резервной валюте – ее полная конвертируемость; она должна выполнять функции международного платежного и резервного средства и служить базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран.
В разные исторические периоды такими резервными валютами были: золото, фунт стерлингов, доллар США, евро.
• Важной характеристикой валюты является ее конвертируемость, под которой понимается способность национальной валюты свободно обмениваться на иностранную в любой форме и во всех видах операций без ограничений (расчеты с нерезидентами).
• Различают внешнюю и внутреннюю конвертируемость, полную и ограниченную.
• При внешней конвертируемости национальная валюта свободно используется в международных расчетах и обмене, при внутренней – обмен национальной валюты на иностранную возможен только внутри страны, на внутреннем рынке; при полной – валюта обращается без каких-либо ограничений и контроля, при ограниченной конвертируемости могут быть наложены запреты и ограничения, например, по субъектам, целям, объемам, курсу покупки или продажи.
Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется по текущему валютному курсу. Валютный курс – это экономическая категория, стоимостной основой которой является покупательная способность валют, отражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Иными словами, валютный курс – это пропорция, в которой валюта одной страны обменивается на валюту другой.
Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю[1] устанавливаются приказом Банка России, который вступает в силу в указанный в нем срок, и действуют до вступления в силу следующего приказа Банка России об официальных курсах иностранных валют.
Валютный курс используется для определения размера налога (пошлины, сбора) при удостоверении сделок, исчисляемых в иностранной валюте, в случаях, когда иностранная валюта становится предметом наследования и в др. случаях.
На величину валютного курса влияют два основных фактора:
а) конкурентная цена стоимости реального капитала страны – эмитента валюты (ценовой фактор);
б) темпы эмиссии национальной валюты (неценовой фактор).
По классификации МВФ выделяют следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий и смешанный.
Фиксированный курс устанавливается на основании паритета покупательной способности. Курс национальной валюты фиксируется по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Он автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно страны фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов или SDR. В настоящее время активно используют «корзинный» валютный курс, – курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. В данные корзины валют входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны.
Плавающий валютный курс национальной валюты зависит от большинства операций на рынке (в Египте – хлопковый курс, в Турции – изюмный).
Смешанный валютный курс сочетает в себе элементы фиксированного и плавающего валютного курсов.
В России действует режим плавающего валютного курса. Это означает, что курс рубля не является фиксированным и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Динамика курса рубля определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на валютном рынке. Гибкий валютный курс помогает экономике России подстраиваться под меняющиеся внешние условия, сглаживая воздействие на неё внешних факторов.
Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. В то же время Банк России пристально следит за ситуацией на валютном рынке и может совершать операции с иностранной валютой для поддержания финансовой стабильности.
Валютные операции
Пункт 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании содержит лишь закрытый перечень операций, которые признаются валютными, но при этом само понятие «валютная операция» не раскрывает:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента (а также нерезидентом у нерезидента) и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента (а также нерезидентом в пользу нерезидента) валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
г) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами РФ;
д) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.
При анализе легального перечня валютных операций логически вытекает, что валютная операция – это обычная гражданско-правовая сделка. Действительно, в ходе ее совершения происходит переход права собственности на валютные ценности, а в случае с нерезидентами – на внутренние ценные бумаги. Кроме того, в тех или иных гражданско-правовых отношениях валютные ценности, а в случае с нерезидентами и валюта РФ, и внутренние ценные бумаги, могут служить средством и формой расчетов. Описывая валютные операции, закон не использует цивилистические термины «купля-продажа» или «торговля», а применяет более широкие понятия, такие как «приобретение» и «отчуждение», «использование в качестве средства платежа», «ввоз», «вывоз» и «перевод»
Валютной операцией будет являться оплата налогов и сборов в иностранной валюте (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании). В этом случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный характер, так как вытекает из (финансовых) налоговых отношений. Или другой пример – ввоз в РФ и вывоз из России иностранной валюты, также подтверждает публичный характер данной валютной операции.
Устав Международного валютного фонда подразделяет валютные операции на следующие виды: платежи и переводы по текущим сделкам и платежи, связанные с движением (переводом) капитала.
Данный Устав запрещает государствам-членам МВФ налагать какие-либо ограничения на платежи по текущим сделкам без согласования с Фондом. Тогда как ограничения на платежи, связанные с движением капитала, могут вводиться государствами-членами без каких-либо согласований с Фондом (разд. 3 ст. VI, разд. 2 (а) ст. VIII Устава). Необходимость разделения валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала, вызвана неодинаковым подходом государства к их регулированию и введению ограничений на них.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, можно отнести:
а) операции по внешнеторговым договорам, договорам займа и кредита;
б) операции, связанные с обращением ценных бумаг и исполнением резидентами своих обязательств по ценным бумагам; с куплей-продажей иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на внутреннем валютном рынке России и другие.
Устав МВФ («d» ст. XXX) прямо называет следующие операции текущими:
1) все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей деятельности, включая услуги, а также в связи с работой обычных краткосрочных банковских и кредитных механизмов;
2) платежи, подлежащие выплате в форме процентов по ссудам и в форме чистого дохода от иных инвестиций;
3) выплаты умеренных сумм в счет погашения ссуд или в счет амортизации прямых инвестиций;
4) умеренные суммы частных переводов на текущие расходы семей из-за границы. Частные переводы – это переводы, не связанные с предпринимательской или иной коммерческой деятельностью и не направленные на извлечение прибыли. Такие операции могут проводиться не только между физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами, но и между физическими лицами – резидентами.
С учетом классификации МВФ к текущим операциям можно, например, отнести переводы физических лиц – резидентов из РФ и в РФ без открытия банковских счетов иностранной валюты и российских рублей в порядке, установленном ЦБ РФ.
Валютную операцию отличает и специальный субъектный состав. Так, участниками валютных операций могут быть только:
1) резиденты (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):
1.1) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
1.2) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
1.3) юридические лиц, созданные в соответствии с законодательством РФ;
1.4) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
1.5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
1.6) РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;
2) нерезиденты (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):
2.1) физические лиц, не являющиеся резидентами;
2.2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
2.3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
2.4) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
2.5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.
3) уполномоченные банки.
Таковыми признаются – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ст. 1 Закона о валютном регулировании). Например, в РФ только через уполномоченные банки проводится купля-продажа иностранной валюты и чеков, в том числе дорожных.
В зависимости от принадлежности участника валютной операции к той или иной категории различается и правовой режим их осуществления
Следующей особенностью валютных операций является то, что они не только могут быть ограничены, но и выступают предметом особого государственного контроля, который проводится специальными субъектами – органами и агентами валютного контроля.
Валютные ограничения
Основным элементом валютного регулирования являются валютные ограничения. Они используются с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют, а также концентрации наличной иностранной валюты в руках государства.
Валютные ограничения – это система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организационных) по установлению порядка проведения операций с валютными ценностями.
Мировой опыт свидетельствует, что практически все государства в разные периоды времени прибегали к использованию валютных ограничений в части международного движения платежей и капиталов.
К настоящему времени в экономически развитых странах значительно расширены права резидентов и в основном сняты ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами, в отличии от развивающихся стран.
Применение валютных ограничений способствует перераспределению валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) в пользу государства.
В России применяются прямые и скрытые валютные ограничения.
I. Прямые валютные ограничения:
1.1) запрет на осуществление валютных операций между резидентами (ст. 9 Закона о валютном регулировании);
1.2) требование проводить расчеты при осуществлении валютных операций резидентов через банковские счета в Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. банках и переводами электронных денежных средств (ч. 2 и ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании);
1.3) требование ст. 13 Закона о валютном регулировании об открытии нерезидентами банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте и национальной валюте только в уполномоченных банках;
1.4) требование о репатриации валюты – это установление своеобразных административных и экономических барьеров на пути проведения нежелательных или невыгодных для государства с позиций направления валютной политики валютных операций
Часть 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании устанавливает закрытый перечень оснований, освобождающих резидента от этой обязанности;
1.5) установление ЦБ РФ количественных валютных ограничений.
Банк России конкретизирует порядок и устанавливает ограничение суммы перевода денежных средств физическим лицом – резидентом из РФ физическим лицом – резидентом перевода без открытия банковских счетов (кроме почтового перевода) не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США
1.6) ограничение права совершать сделки по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет и по поручению своих клиентов (включая кредитные организации)
Данное ограничение вводится ЦБ РФ. В случае неоднократного применения к уполномоченному банку таких мер Банк России вправе отозвать у такого банка лицензию на осуществление банковских операций.
II. Скрытые валютные ограничения от прямых отличает фискальная направленность. К таким ограничениям ст. 12 Закона о валютном регулировании относит уведомление налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за границей, изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ
Вышеуказанное позволяет утверждать, что валютные ограничения являются основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних властных предписаний, характеризуются признаками государственного принуждения, а необходимость использования указанных ограничений напрямую зависит от экономической ситуации в стране и влияет на систему денежного обращения.
Валютный контроль
Валютный контроль – это деятельность уполномоченных органов государственной власти и иных организаций, по систематическому наблюдению и анализу соблюдения требований валютного законодательства субъектами, осуществляющими валютные операции, направленная на предупреждение, выявление, пресечение валютных правонарушений и привлечение нарушителей к ответственности.
Валютный контроль представляет собой:
а) проверку и наблюдение с целью проверки (ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании),
б) стадию конкретных управленческих действий государства.
Установив требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании), органы и агенты валютного контроля обязаны контролировать соблюдение этого требования через систему паспортов сделок (ст. 20).
в) форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений.
Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных операций, что позволяет оценить результаты реализации норм валютного законодательства и провести корректировку;
г) средство поддержания правопорядка в валютной сфере
Валютному контролю подлежат все валютные операции и свободно совершаемые, и, совершаемые с ограничениями.
Центральный Банк взаимодействует с органами валютного контроля, координирует взаимодействие уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 2. ст. 22 Закона о валютном регулировании к органам валютного контроля относятся: ЦБ РФ и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
1. Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Законом о валютном регулировании и иными федеральными законами (ст. 54 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ).
ЦБ РФ как орган валютного контроля осуществляет следующие полномочия: 1) издает обязательные для исполнения нормативные акты (указания, инструкции и положения); 2) контролирует осуществление Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. кредитными организациями; 3) взаимодействует с другими органами валютного контроля; 4) координирует взаимодействие уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ; 5) определяет передаваемый уполномоченными банками таможенным и налоговым органам объем информации, обеспечивающий выполнение ими функций агентов валютного контроля; 6) вводит единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами; 7) контролирует осуществление валютных операций кредитными организациями;
2. Федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ – Росфиннадзор.
При осуществлении валютного контроля Росфиннадзор: 1) проводит проверки соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводит проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям объекта проверки; 3) выдает предписания об устранении выявленных нарушений и контролирует своевременность их исполнения; 4) применяет установленные законодательством РФ меры ответственности; 5) запрашивает и получает документы и информацию о проведении валютных операций, открытии и ведении счетов, в том числе получает письменные объяснения должностных и иных лиц объекта проверки.
Нормативные акты в сфере валютного контроля
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 №964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 №819 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации»;
3. Инструкция Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»;
4. Указание Банка России от 30.03.2004 №1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов»;
5. Приказ ФНС РФ от 21.09.2010 №ММВ-7-6/457@ «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».
Анализ законодательства позволяет выделить исключительные права органов валютного контроля. Так, они: 1) издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования; 2) выдают предписание об устранении выявленных нарушений; 3) применяют установленные законодательством РФ меры ответственности.
К агентам валютного контроля относятся:
• уполномоченные банки;
• государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
• профессиональные участники рынка ценных бумаг (ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании).
Понятие «агент валютного контроля» не подразумевает тождественности статуса таких субъектов между собой. Наибольшим объемом властных полномочий наделены уполномоченные банки.
Они выполняют возложенную на них функцию только в сфере своей деятельности.
Агенты валютного кон<